Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Алексей Илюхин
лагерь активного отдыха «Чарли»

[См. также про активный отдых на других сайтах.]

Структура рынка детского каникулярного отдыха

Для анализа предложений на рынке услуг по детскому организованному отдыху необходимо отметить, что существует две относительно независимые сферы этого рынка:

  • «открытый рынок», когда предложения доступны любому потребителю, ограниченному лишь своими финансовыми возможностями, путевки (в том или ином виде) можно приобрести в свободной продаже, информацию по этим предложениям можно получить в «открытых» источниках информации: Интернете, рекламных объявлениях СМИ и т.д.,
  • «закрытый рынок» (условное наименование), когда путевки (возможность поездки) предлагается только детям, относящимся к тем или иным «закрытым» группам: учащимся определенных школ (как правило, частных), занимающихся в тех или иных секциях, родители которых работают в определенных организациях, состоят членами клубов, предусматривающими, в том числе, и работу с детьми членов клуба. Предложения по данному виду детского отдыха на «открытом рынке» отсутствуют, информация доступна лишь для узкого круга лиц.

Основное внимание мы уделим предложениям по детскому отдыху, представленным на «открытом рынке», поскольку Детский лагерь отдыха «Чарли» планирует предоставлять именно услуги по организованному детскому отдыху, работая на «открытом рынке». Однако, вскользь будем упоминать и о тех или иных предложениях, присутствующих на «закрытом рынке» (далее по тексту «ЗР») имея ввиду возможность «перетягивания» части клиентуры из этой сферы за счет анализа недостатков организации отдыха детей по этому принципу и поиску и обоснованию преимуществ предложений «открытого рынка» (далее по тексту — ОР) в сравнении с «закрытым».

1. Предложения по детскому «каникулярному» отдыху

Предложения по детскому каникулярному отдыху, связанные с отъездом из дома (т.е. за исключением стандартного времяпрепровождения ребенка в городе в свободное время: кружки/секции, походы в кино, на «утренники» и прочие «праздники жизни»), можно условно разделить на четыре группы, которые различаются достаточно сильно (что и позволяет их считать самостоятельными сегментами «рынка детского отдыха):

  • Совместные туристические поездки (как за рубеж, так и по России) детей с родителями,
  • Экскурсионные поездки детей в составе организованных групп:
  • Группы, организованные по месту учебы детей (ЗР),
  • Группы, организованные по месту занятия детей во внешкольных учреждениях (клубы, секции и т.д.) (ЗР),
  • Группы, организованные по месту работы родителей (ЗР),
  • Группы, набранные туристическими агентствами (кто поедет, тот поедет -ОР).
  • Поездки за границу с целью изучения иностранных языков (с проживанием в специализированных международных лагерях, в семьях, в кампусах при школах и колледжах),
  • Детские лагеря отдыха.

Вкратце рассмотрим преимущества и недостатки двух первых из выделенных групп, коснемся третьей группы и подробнее остановимся на четвертой.

1.1. Совместные туристические поездки (как за рубеж, так и по России) детей с родителями

В данном случае необходимо присутствие, как минимум, одного из родителей, ответственность за ребенка лежит на маме-папе или другом родственнике.

К преимуществам данного вида отдыха можно отнести следующее:

  • Ребенок находится рядом с близким человеком, что само по себе является безусловным «плюсом»,
  • Стоимость такого отдыха ребенка относительно невысока, она не превышает стоимость отдыха взрослого, более того, большинство предложений для семейного отдыха предполагает скидки для семей с детьми.

К недостаткам этого варианта относятся следующее:

  • Несовпадение количества дней отдыха ребенка (практически 4 месяца каникул) и отпуска взрослых членов семьи (как правило — 4-5 недель),
  • Возможность временного несовпадения отпуска родителей с каникулами ребенка,
  • Не всегда совпадающие представления взрослых и ребенка о том, что есть хороший интересный отдых (дети, например, минимально заинтересованы в посещениях музеев и, гораздо больше — в аквапарках, парках аттракционов и т.д.),
  • Элементарное желание родителей отдохнуть отдельно от детей (как, впрочем, и желание ребенка получить относительную «свободу» от родителей).

1.2. Экскурсионные поездки детей в составе организованных групп:

К преимуществу данного вида отдыха следует безусловно отнести:

  • относительно невысокую цену таких поездок:
    • школы, клубы, секции, как правило организовывают такие поездки своими силами, целью поездок является совместный выезд класса (секции и т.д.), а не получение прибыли. Кроме того, часть организованных таким образом поездок может претендовать на частичное финансирование из бюджетных источников: фондов префектур, Комитета по делам молодежи, семьи и детства Правительства Москвы,
    • при формировании детских групп по месту работы родителей возможно частичное дотирование поездки за счет средств предприятия/организации (профсоюза),
    • при индивидуальном оформлении в подобную поездку через турагентство, цена детской путёвки также, как правило, относительно не высока, поскольку туроператоры предоставляют турагентствам значительные скидки на организованные группы, а количество взрослых сопровождающих в подобных группах редко составляет величину более 1:15,
  • нахождение ребенка в детском коллективе, в случае, если поездка организована школой (секцией) — хорошо знакомом ребенку, где он чувствует себя достаточно комфортно,
  • поездки по «обкатанным» маршрутам, достаточно скрупулезное документальное обеспечение поездки, в случае организации набора группы турагенством.

К недостаткам данного вида отдыха следует отнести:

  • невозможность частого/регулярного его использования из-за относительного однообразия предлагаемых маршрутов (этот, недостаток, возможно, неприменим, к школьным, «клубным» и т.д. поездкам, однако, следует иметь ввиду, что эти поездки, как это было сказано ранее, относятся к сфере «закрытого рынка»).
  • Формирование данных групп по абсолютно случайному принципу (как уже отмечалось выше: «кто поедет, тот поедет»), достаточно большой возрастной разброс (как правило, заявляются рамки 10-17 лет, а то и 7-17).
  • «Предоставленность» детей самих себе за рамками времени, посвященном экскурсиям, что и неудивительно, при относительно небольшом количестве сопровождающих, которые, кроме того, как правило, не являются специалистами по работе с детьми (хотя, возможно, являются прекрасными людьми, профессионалами экскурсоводами и т.д.). Поэтому, вечера в таких поездках, как правило, однообразны (телевизор, дискотека) и ребятами не запоминаются.

1.3. Поездки за границу с целью изучения иностранных языков (с проживанием в специализированных международных лагерях, в семьях, в кампусах при школах и колледжах)

Подобные поездки организуются, как правило, хорошо известными школами/центрами по изучению иностранных языков и носят ярко выраженный «учебный» характер с компенсационной составляющей (для ребенка) в виде экскурсионной программы и могут считаться идеалом, если целью родителей и ребенка является необременительное изучение иностранного языка с погружением в среду носителей самого языка и хорошо организованной культурной программой.

Собственно, из-за достаточно чёткого позиционирования в качестве образовательных программ, предложения данного типа не могут быть в полной мере отнесены к предложениям по детскому отдыху (поскольку мы предполагаем, что в каникулярное время ребенок должен отдыхать от учебы, что, на самом деле, не предполагает, что во время отдыха он ничему не учится, не узнает ничего нового), скорее, их следовало бы назвать предложениями по структурированию каникулярного времени.

1.4. Предложения по детскому организованному отдыху.

Организованный отдых детей является одним из вариантов каникулярного отдыха, однако, он требует более пристального анализа, поскольку он, на наш взгляд, принципиально отличается от рассмотренных выше видов отдыха. Здесь мы будем говорить о детских лагерях и программах.

Особенностью детских лагерей отдыха, позволяющих выделить их в отдельную группу является их исключительная специализация на организованном (в той или иной форме, того или иного качества) отдыхе детей (в отличие от туристических агентств и операторов, которые предлагают все типы отдыха: семейного и только для взрослых).

То же можно сказать и о тех детских программах, которые существуют в виде обособленных подразделений в компаниях, занимающихся отдыхом (иногда обучением) всех групп населения от мала до велика. Деятельность подразделений, организующих исключительно детские программы в рамках больших компаний относительно самостоятельна и не смешивается деятельностью по предоставлению других услуг: имеют отдельный бюджет (включая рекламный), отдельный штат (как постоянных, так и временных сотрудников, привлекаемых на время проведение программ), относительно отдельную клиентскую базу.

В настоящее время можно выделить три подгруппы предложений по организованному детскому отдыху:

  • Традиционные (профсоюзные и ведомственные) лагеря.
  • Интернациональные лагеря за границей, с самостоятельной программой.
  • Организованный отдых детей, предлагаемый лагерями (программами) «нового типа».

Опять же, вкратце остановимся на преимуществах и недостатках двух первых подгрупп и подробнее рассмотрим лагеря (программы) «нового типа).

1.3.1. Традиционные (профсоюзные и ведомственные) лагеря.

Здесь мы будем говорить о тех традиционных «советских» (на самом деле, российских и украинских) лагерях, путевки в которые предлагаются туристическим агентствами в свободной продаже, они отличаются относительно более комфортными условиями проживания (изначально существовавшими, как в случае с л/о «Союз» МИД СССР (впоследствии МИД РФ), так и за счет последующей реконструкции), расположенных, в большинстве своем, в курортных зонах (Крым, Краснодарский и Ставропольский края).

К преимуществам данного типа лагерей следует отнести:

  • Относительную низкую цену путевки (за счет размеров лагерей и, соответственно, количества детей),
  • Длительность их существования, что подразумевает некий приемлемый уровень обслуживания, профессионализм персонала, стабильность и преемственность традиций,
  • Наличие относительно четкой (хотя и значительно устаревшей) нормативной базы функционирования этих лагерей, подконтрольность их проверяющим органам (СЭС и пр.).

Недостатки таких лагерей, как и в большинстве случаев, являются продолжением их достоинств:

  • Большое количество детей, как в самом лагере, так и в отрядах, недостаточное количество персонала, которое не позволяет рассмотреть индивидуальность ребенка, уделить ему достаточно времени, рассматривать его как отдельную личность,
  • Относительную разнородность детского коллектива, так как дети в такие лагеря попадают из совершенно разных социальных групп: кроме тех, чьи родители купили путевки за собственные деньги (что предполагает определенный уровень дохода и, соответственно, круг общения и интересов), так и детей, приехавших за счет средств различных бюджетов и благотворительных фондов, которые могут относиться, в том числе, и к определенным «группам риска».
  • Приемлемый уровень обслуживания включает в себя достаточно ограниченный набор мероприятий, характерных для лагерей советского периода: кружки, бассейн (купание в море), несколько экскурсий, просмотр видео и кинофильмов, дискотеки. Большую часть времени в таких лагерях дети, все же, предоставлены сами себе.
  • Контроль, осуществляемый за такими лагерями различными проверяющими органами зачастую толкает администрацию лагерей к излишней, с разумной точки зрения, регламентации жизни детей.

1.3.2. Интернациональные лагеря за границей, с самостоятельной программой.

Речь идет о лагерях расположенных, как правило, в европейских странах (Болгария, Хорватия, Чехия) с интернациональным составом детей и местным персоналом, в том числе педагогическим.

К преимуществам данных лагерей следует отнести следующее:

  • Расположение за границей в традиционных курортных регионах, что обеспечивает приемлемый уровень безопасности, относительно высокий уровень комфорта проживания,
  • Относительная однородность детского коллектива (если говорить о российских детях) по уровню и условиям жизни,
  • Интернациональный состав участников, что предполагает для российских детей знакомство с иными культурными традициями, некую языковую практику, да и, просто, им зачастую интересно общаться с иностранцами.

К недостаткам данных лагерей следует отнести следующее:

  • Слишком большой возрастной разрыв, который существует там: эти лагеря называются student's camps, а под это определение попадают и ребята 10-12 лет и студенты первых курсов колледжей-университетов, интересы которых бывают не просто различны, но находятся, зачастую, в абсолютно разных плоскостях,
  • Программа таких лагерей, скорее, рассчитана на среднеевропейского тинэйджера 13-15 лет, и зачастую не совпадает с представлениями российских родителей о том, как его ребенок должен проводить время в детском лагере.
  • При том, что, по нашим оценкам, доля услуг по отдыху российских детей в международных лагерях за рубежом относительно невелика, самокритично отметим, что ситуацию на данном сегменте рынка мы представляем себе хуже всего, она требует дальнейшего изучения.

1.3.3. Организованный отдых детей, предлагаемый лагерями (программами) «нового типа».

Отличительными особенностями лагерей (программ) «нового типа» (далее — НТ-лагеря), позволяющими выделить их в отдельную группу и заставляющее нас обратить на них более пристальное внимание являются следующее:

Данные лагеря (программы)

  • появились относительно недавно, как ответ на требование рынка по организации интересного отдыха детей, где ребенок рассматривается, как отдельная личность (а не некая единица из 20 «поднадзорных», как это воспринимается сопровождающими на экскурсионных турах, или один из нескольких сотен — в лагерях традиционного типа),
  • работают на «открытом рынке», продавая свои путевки всем платежеспособным клиентам,
  • функционируют как коммерческие предприятия, т.е. целью их деятельности, в конечном счете, является получение прибыли, в отличие от лагерей, организованных теми или иными общественными организациями.
  • ориентированы на российского потребителя и при разработке программ учитывается специфически российские традиции и менталитет (в отличие от международных лагерей),
  • организованы по типу (не всегда оформленном официально) туристических операторов: т.е. они самостоятельно определяют режим и программу пребывания ребенка во время «тура» (т.е. нахождения в лагере или на программе, а не отдает его в «чужие руки»), имеют собственный педагогический состав (иногда временный, иногда постоянный, но с определенным набором требований и, достаточно часто, организованным обучением в межканикулярное время),
  • заявляют и стараются следовать принципам разнообразного отдыха детей (хотя, все же, как правило, с той или иной спецификой).

Перечислим некоторые из специализаций лагерей «нового типа»:

  • Иностранный язык (EnglishClub),
  • Выживание, скаутинг (Школа выживания «Барс», «Коллекция Приключений», «Кольцо Следопыта»)
  • Туризм, путешествия («Коллекция Приключений», «Дорогу осилит идущий»),
  • Спорт («Кольцо Следопыта»),
  • Интеллектуальное развитие («Юнивер», «Юнио-Р», «Computer C@mp»),
  • Сказки, ролевые игры с той или иной степенью «погружения» («Коллекция Приключений», EnglishClub),
  • Творчество, культура («Город путешественников»).

Безусловно, мы перечислили далеко не все НТ-лагеря, но, полагаем, что все основные направления «специализации» выделены верно.

2. Клиенты НТ-лагерей: «имеющиеся» и потенциальные

2.1. Целевая Аудитория (собственно они-то и являются клиентами НТ-лагерей, просто, некоторые еще об этом не догадываются) — это родители, в возрасте от 27 до 45 лет.

Родители — отчасти «продукты» своего времени, они, скорее всего, ездили в пионерские лагеря будучи, детьми и помнят — как это было с одной стороны весело и хорошо, и, с другой, понимают, какие вещи им сейчас бы не понравились — отсутствие любого вида свободы — мысли, передвижения, походы строем по парам, соответственно, они не желают этого своим детям.

Родители как целевая аудитория, представляют собой людей, принимающих решения, они покупатели данного продукта.

Их минимальным доход — от 1000 у.е. на человека в месяц, они заняты в различных сферах бизнеса — информационные технологии, банковская деятельность, реклама/маркетинг и во многих других популярных и приносящих стабильный доход уровня С и С+.

Кроме относительно высокого заработка «наши» родители (те, кто уже стал клиентом НТ-лагерей), понимают, что не только учеба, но и отдых ребенка — вещь недешевая, зачастую, превышающая по цене отдых взрослого человека в более комфортабельных условиях.

На самом деле, родителей тратящих относительно большие суммы на образование детей и их «внешкольные» занятия в течение года пока значительно больше тех, кто готов тратить сопоставимые суммы на хорошо организованный отдых. Они — потенциальная клиентская база НТ-лагерей.

Это, на наш взгляд, вопрос времени и темпов развития НТ-лагерей. Ребенок, даже однажды попавший в действительно хороший лагерь будет стремиться в него вернуться, что будет тем самым стимулом, который вынудит родителей задуматься и об этом, возможно, новом для них источнике расходов.

Пока же, надо признать, суммы затрачиваемые на «каникулярный» организованный отдых детей в общей структуре расходов на детей составляет исчезающе малую величину.

2.2. С другой стороны находятся дети — целевая аудитория, как потребители продукта.

Возраст детей — от 7 до 17 лет.

Описание этих детей — вещь сложная, поскольку ребенок за эти 10 лет, попадающие в указанный промежуток, меняются очень сильно: меняются их интересы, жизненные ценности, источники получения информации.

Попытаемся дать портрет ребенка 9-12 лет, не претендуя на абсолютную истину, однако, пытаясь вычленить те потребности, которые могут быть удовлетворены НТ-лагерями и мало кем еще (если говорить именно о «каникулярном» времени, когда они с одной стороны, не ходят в школу и секции, с другой стороны, по прежнему ненамного больше общаются с родителями (за счет того, что родители, в отличие от детей, как отмечалось ранее, каникул не имеют).

Как уже упоминалось в описании взрослой половины целевой аудитории, «наш» ребенок из семьи «ненуждающихся» родителей, занятых в интеллектуальной и творческой сферах. Если родители заняты в сфере менеджмента, условно тоже отнесем это к интеллектуальной сфере.

Как правило, оба родителя (если оба — в наличии) работают. Предположение, что мать — домохозяйка приведет нас, с большой долей вероятности к тому, что вариантом детского отдыха будет выбрана совместная поездка. Вероятность того, что ребенок поедет в лагерь — меньше, чем при двух работающих родителях.

Ребенок в семье или один, или еще с одним братом (сестрой). Больше двух детей — в «нужных нам» семьях, скорее, исключение.

Ребенок учится в хорошей школе. Это означает, что или это — платная школа с продлёнкой и секциями (в среднем по Москве — 500 долларов в месяц) или приличная относительно бесплатная школа + няня/гувернер/водитель (для возраста до 12 лет, потом — самостоятельно) и секции в послешкольное время. Секции могут включать в себя: спорт (в первую очередь), творчество (музыка, танцы, рисование или что-то подобное), язык.

Ребенок —

  • в первую очередь, «продукт» своих родителей (в широком смысле, включая бабушек и дедушек) их окружения, их образа жизни, отношения к жизни,
  • во вторую очередь — своего «внешнего» окружения (друзей-приятелей по школе, секциям и пр.)
  • и лишь, в третью очередь — того информационного пространства, которое сейчас определяется нашим временем: телевизора, всего, что его наполняет, Интернета, радио, рекламы в метро и пр.

Отметим, что с возрастом расположение вышеперечисленных факторов меняется: родители «уходят» сначала на второе место, потом, со вступлением ребенка в возраст подростка и вовсе могут быть «задвинуты» на третье.

Целеполагание:

Ребенок старается оставаться в той среде, в которой ему комфортно. Это справедливо и в том случае, когда он рассуждает о настоящем и в том, когда он говорит о своем будущем.

Означает это примерно следующее:

сейчас он хочет,

  • чтоб его окружали дети, похожие на него (со сходными интересами, примерно с тем же уровнем доходов родителей, с которыми будет максимум «точек соприкосновения», как в плане учебы (как ни странно, да! Дети обсуждают школьные проблемы даже в каникулы), так и в плане досуга (сюда войдут и секции/занятия и поездки с родителями в Диснейленд или в классный подмосковный пансионат),
  • чтоб его окружали взрослые, похожие на его родителей (мы берем детей из благополучных семей, где они любимы), т.е. добрые, веселые, внимательные, требовательные, но в меру (не как в школе, не как тренеры на спортивных занятиях).

Думая о будущем, он хочет сохранить этот «статус-кво»: остаться в «комфортном» круге общения, что означает:

  • получить хорошее образование, которое с одной стороны будет в той или иной мере соответствовать его сегодняшним интересам, с другой — зарабатывать достаточно денег, которые позволят жить не хуже, чем ему живется сейчас,
  • помимо образования добиться определенных успехов в других сферах (спорт, искусство), которые позволят ему оставаться среди «своих».

Итак, что у ребенка есть:

  • достаток (материальный) в семье, что означает, как возможность хорошо есть/одеваться, так и ездить по всяким заморским странам. Плюс к этому, большинство его разумных (с точки зрения родителей) потребностей удовлетворяются без проблем: от новых книг (если к ним появляется интерес), дисков, фотоаппаратов, видеокамер, до тех секций к которым ребенок выразит интерес: горные лыжи, верховая езда, картинг, мотоспорт и т.д.

Чего у ребенка нет или есть, но в недостаточной мере:

  • общения с родителями (особенно с отцами),
  • возможности свободно творить (в школе — упор на интеллект, в спортивных секциях — на физическое развитие, в творческих «секциях» — изучение основ: как рисовать, как танцевать и пр.),
  • как ни странно, но, скорее всего, друзей. Не одноклассников, не приятелей по секциям и партнеров по ролевым играм или «тусовкам», а, именно, друзей.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100