Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Развитие молодежного участия. Опыт города Петрозаводска

Денис Рогаткин

Молодёжная политика Петрозаводска как политика развития молодежного участия

Современная концепция молодежной политики Петрозаводска была сформулирована в 2000 году. В течение десяти лет мы выстраиваем систему работы с молодежью города на основе принципов молодежного участия.

Сразу оговорюсь: в начале нашей работы мы не имели ни малейшего представления ни о молодежном участии, ни о теории позитивного развития молодежи. Но, видимо, идеи витали в воздухе. Можно только удивляться совпадению наших подходов с этими общепринятыми в мире концепциями.

Как происходило становление молодежной политики Петрозаводска? Чтобы вы могли мысленно перенестись в начало нашего пути, приведу с некоторыми сокращениями текст своей статьи, датированной июнем 2002 года.

Быть или не быть молодежной политике в Карелии? (2002 г.)

Молодёжная политика в нашей стране прошла еще очень короткий путь — путь проб и ошибок. Придя в начале 90-х годов на смену упраздненному комсомолу, комитеты по делам молодёжи попытались охватить своим вниманием весь спектр молодёжных проблем. В Федеральной программе «Молодёжь России» содержалось целых пятнадцать (!) подпрограмм по различным направлениям деятельности — от развития творчества молодёжи до молодёжного жилищного строительства. Концепцию молодёжной политики, которую пытались реализовать в России в течение последних десяти лет, можно сформулировать одной фразой: «государство должно молодёжи помогать».

Неудивительно, что, с обострением экономических проблем, государственная поддержка молодёжи стала непозволительной роскошью. Федеральный комитет по делам молодёжи был упразднён правительством Кириенко (потом он ненадолго «воскреснет» при Примакове) и отправлен в качестве департамента в состав Министерства социальной защиты. Кабинет Кириенко нельзя упрекнуть в отсутствии логики: «Помогаете молодёжи? В соцзащите вам самое место!»

Только теперь, по прошествии десяти лет поисков правильного пути, начинает приходить понимание: молодёжная политика не может решить всех проблем молодых людей. Да это ей и не под силу — ведь так или иначе, над решением проблем молодёжи обязаны работать все министерства и ведомства, и не стоит их подменять.

Но необходимо сделать то, чем сейчас не занимается ни одно «профильное» министерство: помочь молодёжи стать поколением новаторов. Превратить молодёжь из самой «проблемной» категории в одну из главных сил общественного развития и экономических реформ. Сделать так, чтобы, с вступлением в самостоятельную жизнь новых поколений молодых людей, государство получало новые импульсы для движения вперед.

Это осуществимо только в одном случае — если у молодёжи появятся жизненные перспективы, реальные возможности налаживать собственную жизнь и жизнь вокруг себя. Кстати, именно это — самый действенный способ борьбы с негативными явлениями, буквально «пожирающими» новое поколение. Ведь алкоголь и наркотики — это лишь попытка избавиться от ощущения собственной ненужности и безнадёжности. Неслучайно в истории последних десятилетий два периода резкого снижения пьянства приходятся именно на те годы, когда у людей появилась надежда на лучшую жизнь.

Победа над негативом — не самоцель, а, скорее, «побочный результат». Главное, над чем должна работать молодёжная политика — способствовать социально-экономическому развитию. Если силы, энергию, новые идеи молодёжи государство станет использовать «по полной программе», то начнут сдвигаться с мёртвой точки многие не решаемые до сих пор проблемы.

Итак, необходима новая формула молодёжной политики. Прежняя формула такова: объект молодёжной политики — молодёжь, а инструмент воздействия — бюджетная поддержка (вопрос о результате в данной формуле заведомо остаётся за скобками). Новая формула гласит: объект молодёжной политики — не молодёжь, а социально-экономическое развитие территории. А инструмент, с помощью которого ведется работа с объектом — инновационный потенциал молодёжи. И, значит, главная задача молодёжной политики заключается в том, чтобы выстроить эффективные механизмы включения молодёжи в созидательные процессы.

А теперь еще раз зададимся вопросом: по средствам ли Республике Карелия проводить сильную молодёжную политику? Согласившись с новой формулой, уточним: молодёжную политику, которая даёт толчок развитию Республики, помогает развязывать клубки экономических и социальных проблем. Ответ очевиден: такая молодёжная политика Республике не только по средствам — она ей выгодна. Все вложения окупятся позитивным социально-экономическим эффектом.

От теории к практике

А как это будет выглядеть на практике? Если раньше молодёжная политика состояла из фестивалей и семинаров, то чем ей предстоит заняться теперь?

На этот вопрос нет единственного ответа. К достижению цели всегда ведут разные пути, и по какому из них пойдёт молодёжная политика — предстоит выбирать. Базовый критерий выбора — ясен. Молодёжной политике не подходят дороги, которые водят по кругу. Если страна занимается строительством демократического правового государства с рыночной экономикой и гражданским обществом, то именно на эту «строительную площадку» должна вести молодёжная политика1.

Вспомним знакомую картину: посёлок с развалившимся сельским хозяйством, работы у молодёжи нет. Молодёжная политика начала 90-х годов в такой ситуации говорит: «Надо создать для молодёжи рабочие места!» Практически это выглядело бы так: в колхозе открыли бы десять ставок сторожей, а поскольку денег у колхоза нет, то их выделило бы государство по линии молодёжной политики. Такая система называется квотированием рабочих мест. По нынешним ценам, молодой человек получал бы за свою работу сторожем не более 400 рублей в месяц.

Молодёжная политика наших дней, нацеленная на продвижение новых подходов, обязана признать описанный способ решения проблемы абсурдом. И поставить другую задачу: не заставлять молодых людей отсиживаться на бессмысленной работе за мизерную зарплату, а помочь им собственными усилиями вытащить свой родной посёлок из болота кризиса. Молодёжная политика — тот рычаг, который даст им реальную возможность это сделать. Примеры? Пожалуйста! Команда молодых людей проходит программу подготовки инновационных менеджеров, и, не веря в перспективность сельскохозяйственного бизнеса, решает развивать туризм и получает поддержку своего бизнес-проекта.

«Давайте не витать в облаках! Этого никогда не будет!» — говорят так называемые реалисты. — «Молодёжь не имеет жизненного опыта. И если даже старшим поколениям оказалось не под силу решить проблему, то молодёжи это не удастся и подавно». Так вместо того, чтобы помогать молодёжи приобрести необходимый жизненный опыт, её в очередной раз записывают в резерв.

Достаточно изучить опыт молодёжных и детских общественных организаций, чтобы убедиться: еще до вступления в самостоятельную жизнь молодые люди могут стать деятелями и новаторами. Ключевая особенность молодёжи заключается в том, что она открыта, мобильна, свободна от стереотипов, быстро обучаема. Это — именно те качества, которые нужны для реализации новых подходов.

Плоды молодежной политики

Один из примеров динамичного развития молодёжной политики показывает город Петрозаводск. Столице Карелии повезло: в городской администрации Отдел по делам молодёжи работает с начала 90-х годов. Отдел выстоял в непростые для молодёжной политики годы, избежав участи упразднённых федерального и республиканского комитетов по делам молодёжи. В немалой степени, это заслуга энергичных и творческих людей, которые в разные периоды занимали должность начальника Отдела по делам молодёжи. Это Наталья Вартанова (ныне — управляющий пенсионным фондом), Владимир Войнов (ныне — помощник Председателя Правительства2), Семен Либман (ныне — главный специалист администрации Председателя Правительства3) и нынешний руководитель молодёжной политики Петрозаводска Светлана Начинова.

Финансовые проблемы второй половины девяностых поставили существование в Петрозаводске молодёжной политики под большой вопрос. Еще пять лет назад Владимир Войнов заявлял, что на молодёжную политику в Петрозаводске выделялся 1 процент от расходной части городского бюджета. Сегодня город имеет возможность тратить на молодёжную политику всего лишь 0,03 процента от общего объёма бюджетных расходов — в тридцать раз меньше!

В этих условиях, Отдел по делам молодёжи осознал: единственный шанс развивать молодёжную политику дальше состоит в том, чтобы предложить свежие идеи и новые технологии управления. Городским молодёжным форумом, а затем и Петросоветом, была утверждена программа «Молодёжная политика города».

Результат — налицо: несмотря на обвальное снижение финансирования, отдел добился роста всех показателей своей работы. Приведем лишь несколько иллюстраций:

  • Партнёрами Отдела по делам молодёжи в реализации молодёжной политики стали около 30 общественных организаций. Именно их усилиями «затыкаются» многие дыры, которые не имеет возможности залатать городской бюджет.
  • При поддержке Отдела, общественные организации провели летом 2001 года молодёжные лагеря для 3164 подростков — это количество в полтора раза больше, чем в 1998 году. При этом, город «купил» эти лагеря за полцены: 50% расходов общественники профинансировали сами.
  • Отдел реформировал систему подведомственных учреждений. Одним из результатов стало то, что в самом центре города — на площади Гагарина — год назад появилась вывеска Центра содействия занятости молодёжи. В 2001 году центр помог устроиться на работу 3310 молодым людям — это в 15 раз больше, чем в 1998 году!
  • Петрозаводск — один из немногих городов, которым удалось сохранить систему подростковых клубов по месту жительства. Клубы не только не были закрыты, наоборот — за последние три года было открыто два новых клуба. Сейчас подростковые клубы охватывают своей работой 9000 молодых людей — на 15 процентов больше, чем три года назад. И это — не благополучные ребята, а те, кто в любой момент может оказаться на улице и пополнить ряды «трудных».
  • Налажена система привлечения внебюджетных финансов. В 2001 году программа «Молодёжная политика города» финансировалась за счёт привлеченных средств на 90 процентов: городской бюджет вложил в программу 457 тысяч рублей, а внебюджетные средства составили более 5 миллионов.

Впереди у молодёжной политики Петрозаводска — большие и интересные планы. Готовится к запуску проект по развитию международного молодёжного сотрудничества — предполагается привлечь к его реализации более 6 миллионов рублей. Разрабатывается проект реформы подростковых клубов: из-под эгиды ЖЭУ они перейдут «под крыло» Отдела, и это позволит значительно усилить эффективность работы с трудными подростками по месту жительства. Получат дальнейшее развитие летние молодёжные проекты: рассмотреть вопрос об их финансировании готов Совет Министров Северных стран. Эти и многие другие планы войдут в новую, теперь уже трёхгодичную программу городской молодёжной политики.

Конечно же, этим замыслам суждено сбыться только в том случае, если они будут поддержаны новым руководством города4. Опыт многочисленных реорганизаций федеральных и республиканских структур молодёжной политики показывает: как только комитет или отдел по делам молодёжи «сливают» в состав какого-либо другого ведомства, на молодёжной политике можно ставить крест.

Лирическое отступление

Конечно, все было не так просто и гладко, как может показаться после прочтения вышеприведенной статьи 2002 года.

Хорошо помним финансистов Администрации города, которые выступали категорически против поддержки молодежных общественных организаций из бюджета, считая это чуть ли не разворовыванием средств. Тем не менее, именно в сфере молодежной политики впервые в Петрозаводске начались конкурсы на финансирование молодежных общественных проектов. Довольно скромная поддержка молодежных проектов со стороны городского бюджета помогла вырасти и зарекомендовать себя многим общественным организациям. Приобретя опыт реализации небольших проектов за счет городских средств, впоследствии они смогли привлекать для работы с молодежью гранты солидных фондов. Не надо быть финансистом, чтобы понять прямую выгоду, которую получил город от вложения средств в развитие третьего сектора.

Прекрасно помним амбициозного мэра, который начал против нас маленькую и, увы, победоносную войнушку. Когда мы создали Городской школьный совет, в котором продвинутые старшеклассники высказывали свои предложения в адрес городской власти, мэру настолько это понравилось, что он решил… дискредитировать в глазах детей взрослых кураторов проекта и замкнуть ГШС на себя.

«Что за детский сад? — удивится читатель, — Неужели у мэра города не нашлось более привлекательной перспективы, чем самоутверждение в глазах подростков?» Да, бывает и так. Большим начальникам ничто человеческое тоже не чуждо. К тому же впереди была предвыборная кампания — активная молодежь была как нельзя кстати.

Дети, изрядно пометавшись между нами и мэром, почему-то выбрали все-таки нас и сложили с себя полномочия депутатов.

Между прочим, за свою короткую жизнь (около полугода) Городской школьный совет добился права выступать с предложениями на сессиях взрослого Городского совета. Представьте: сессия Городского совета рассматривает бюджет. На молодежную политику по-прежнему планируется выделить 500 тысяч рублей в год. На трибуну выходит представитель ГШС и вносит поправку — увеличить расходы на молодежную политику до 1 млн рублей. И доходчиво объясняет, на какие проекты нужны эти деньги. Председатель Петросовета ставит предложение на голосование и… для его принятия не хватает всего одного голоса! Что ж, почти победа.

Изначально Городской школьный совет задумывался как система поддержки ученического самоуправления в школах. Несмотря на «фактор мэра», в этом направлении нам многое удалось — на основе новой модели ребята создали в школах ученические советы, которые представляли интересы учеников в управлении школой и защищали их права. Об этой работе можно прочитать в брошюрах, которые доступны на сайте Юниорского союза «Дорога».

Поработав с ученическим самоуправлением, мы еще раз убедились в том, насколько важно, чтобы идеи и инициативы молодых людей конструктивно воспринимались взрослыми. И насколько не хватает среди тех, кто работает с молодежью, людей, открытых для диалога и сотрудничества.

Но, несмотря на все трудности, наш паровоз двигался дальше.

Еще одна цитата тех лет, отразившая наше понимание смысла молодежной политики: «Молодёжная политика должна не помогать молодёжи (это задача социальной защиты), не учить и не воспитывать её (это задача образования), не наказывать её за проступки (это задача милиции), не организовывать для неё культмассовую работу (это задача культуры). Молодёжная политика работает на то, чтобы огромный потенциал молодёжи перестал быть никому не нужным и стал одним из ресурсов развития общества».

А теперь — краткая справка о том, как выглядит молодежная политика Петрозаводска сейчас.

Молодежная политика города Петрозаводска (визитная карточка 2008 года)

В современных условиях роль молодого поколения в жизни общества серьезно возрастает. Отношение к молодежи меняется: она рассматривается не как проблема, а как ресурс. От молодых людей во многом зависят темпы и характер общественного развития. Именно поэтому в реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит не социальная поддержка молодёжи, а создание эффективных механизмов включения молодежи в созидательную деятельность.

Целевая программа «Молодежная политика города Петрозаводска» на 2007-2010 годы определила ключевые приоритеты работы с молодежью:

1. Молодёжь и общество — содействие самореализации молодежи в общественной жизни;

2. Молодёжь и экономика — содействие социально-экономической адаптации молодежи;

3. Молодёжь и социальная норма — социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Координацию молодежной политики города осуществляет Управление по делам молодежи Администрации Петрозаводского городского округа. Управление по делам молодежи курирует работу городских молодежных центров:

  • Городской центр молодежи является организатором крупных молодежных акций и общественных проектов. Популярными событиями стали городская Ярмарка молодежных инициатив, Молодежный марш памяти 9 мая, фестивали неформальной молодежи. В акциях городского центра молодежи ежегодно принимает участие 12000 молодых людей.
  • Центр содействия занятости молодежи оказывает молодым людям помощь в поиске постоянной и временной работы, содействует карьерному росту и предпринимательству молодежи. Ежегодно услугами ЦСЗМ пользуется 9000 молодых жителей города. В ЦСЗМ открыт Молодёжный информационный центр, предоставляющий молодежным объединениям технические ресурсы для осуществления информационных проектов.
  • Досугово-социальный центр «Подросток» занимается работой с подростками, молодежью и семьей по месту жительства. В составе Центра — 16 подростковых клубов, расположенных во всех районах города. Клубы предоставляют молодым людям возможность провести время в безопасной обстановке, получить консультации, принять участие в молодежных программах, кружках и секциях. Постоянной работой центра «Подросток» охвачено 5000 молодых людей.

Молодёжная политика города Петрозаводска осуществляется в тесном партнерстве с общественными объединениями. Около 40 общественных объединений являются исполнителями мероприятий программы молодежной политики города. Ежегодно из средств программы на конкурсной основе финансируется не менее 25 молодежных проектов.

Совместно с НКО «Союз детских и молодежных общественных объединений Карелии», Управление по делам молодежи осуществляет крупные проекты, направленные на развитие международного молодежного сотрудничества. В 2007 году на средства Европейского Союза осуществлен проект «Молодёжный Дом Карелия» с участием финских партнеров. В рамках проекта проведена серия совместных летних лагерей молодежных объединений Карелии и Финляндии, открыто 4 интернет-центра и загородный молодежный визит-центр — круглогодичная база для проведения молодежных программ и проектов.

При поддержке администрации Петрозаводска в городе работает молодежный парламент. Депутаты парламента, избранные от средних специальных и высших учебных заведений, молодежных организаций, представляют интересы молодежи при решении городских проблем.

Город Петрозаводск является одним из ведущих центров развития скаутского движения. На базе организации «Скауты Карелии» работает координационный центр Национальной организации российских скаутов-разведчиков. В 2007 году Петрозаводск принимал 2500 участников национального Джамбори «100 костров» — всероссийского слета скаутов, посвященного 100-летнему юбилею всемирного скаутского движения. Слет стал самым крупным событием празднования 100-летия скаутинга в России.

Реализация молодежной политики города Петрозаводска освещается на Интернет-сайте «Электронная сеть Карельской молодежи». В ближайших планах — создание городского молодежного портала.5

Молодёжные программы и проекты также освещаются в программе «После школы», которая выходит в эфир на канале ТНТ в Петрозаводске. Программу производит молодежная телестудия общественной организации Юниорский союз «Дорога».

В эфире «После школы»

Информирование молодежи является важным направлением развития молодежного участия. Особую роль в организации информирования молодежи призваны играть СМИ, возглавляемые самой молодежью. Обычно молодежная пресса сводится либо к школьно-студенческому самиздату, либо к так называемым «новым СМИ», прежде всего Интернет-ресурсам. А ведь в наше время становится всё более доступным не только Интернет, но и телевидение.

Современный уровень развития цифровых технологий позволяет молодым людям собственными силами создавать телепередачи, отвечающие стандартам качества местных и региональных телестудий. Техническая база, необходимая для организации собственного телепроизводства, сегодня стала вполне доступной по ценам. В её основе — цифровые видеокамеры и компьютеры, которые постепенно перестают быть экзотикой и становятся предметами быта, подобно телевизору или холодильнику.

Предстоящий в недалёком будущем переход телевещания на систему цифрового распространения сигнала позволит удешевить себестоимость телевидения. Прогнозируется значительное увеличение количества телеканалов, развитие Интернет-телевидения и в перспективе — превращение телевидения в средство коммуникации, доступное для всех желающих.

Местные телеканалы объективно заинтересованы в том, чтобы показывать больше передач, в том числе адресованных молодёжи, но по ряду причин не готовы вкладывать в это деньги. При этом организация собственного телепроизводства на базе молодежной организации или учреждения уже стала вполне реальной, остаётся только получить доступ к телеэфиру. Следовательно, возникают условия для взаимовыгодного сотрудничества местных телестанций и молодежных организаций. Такое сотрудничество позволило бы многократно усилить информационное сопровождение деятельности молодежных организаций и предоставить молодым людям новые возможности общественного участия. Даже странно, почему эта простая мысль не приходит в голову молодежным управленцам, которые продолжают вкладывать деньги в заказ производства платных телепрограмм и недешевой социальной рекламы.

В Петрозаводске сотрудничество детской общественной организации и одного из местных телеканалов развивается в течение 8 лет. На средства своего первого грантового проекта по правовому просвещению школьников Юниорский союз «Дорога» купил цифровую видеокамеру. Освоив программу видеомонтажа, старшеклассники начали делать сюжеты о событиях из жизни организации. Телекомпания «Петронет» показывала эти сюжеты в выпусках новостей. От сюжетов перешли к телефильмам, а затем начали мечтать о собственной регулярной телепрограмме. Генеральный директор телекомпании Петронет К.А. Гвоздев и главный редактор Сергей Соловьев дали нам зеленый свет, и с февраля 2004 года мы вышли в еженедельный эфир с детской правозащитной телепрограммой «Школа — территория закона».

Чтобы обеспечивать еженедельный эфир, нам потребовалось большее количество юных корреспондентов, операторов и монтажеров. Мы стали проводить Летнюю школу тележурналистики — выездной лагерь, в котором новички осваивают основы телепроизводства. За несколько лет мы убедились в том, что наиболее эффективно обучают друг друга сами ребята. Новички и «старички» работают вместе и вырастают в обновленную команду.

Часто нас спрашивают: кто кому платит — вы телеканалу или телеканал вам? И очень удивляются, когда слышат, что никто никому не платит. Организация производит телепрограмму собственными силами и на собственной технической базе, приносит на телестудию готовый к эфиру диск. В свою очередь, телеканал предоставляет эфир. Если это кому-то кажется удивительным, перечитайте еще раз начало этой главки.

Последние 3 года молодежная телестудия Юниорского союза «Дорога» выходит в еженедельный эфир с телепрограммой «После школы». Программа рассказывает о молодежных проектах города и вносит свой вклад в информационное сопровождение городской молодежной политики.

Два года назад у наших партнеров произошли события, которые нередко случаются на местных телестудиях. Не согласившись с предложенной ролью «информационного рупора» учредителя, редакционный коллектив покинул телекомпанию практически в полном составе. Программа «После школы» была готова к тому, чтобы выходить в эфир исключительно в Интернете. Но вскоре в Петрозаводске был создан новый телеканал ТНТ-Онего, и его генеральный директор Татьяна Соколова пригласила нас вернуться в эфир. Теперь ТНТ-Онего — единственный телеканал в Петрозаводске, на котором есть передача для детей и молодежи.

Новинки сезона

В преддверии Года молодежи (2009) мы решили уделить особое внимание развитию новых форм молодежного участия. Большую поддержку в этой работе оказало Генеральное Консульство Королевства Нидерланды, предоставившее финансирование по Программе МАТРА на реализацию проекта «Развитие молодежного участия».

Первой ласточкой стала новая молодёжная игра «Коридоры власти».

Коридоры власти

Каждый год в конце октября в Петрозаводске проходит Ярмарка молодежных инициатив. В течение дня молодежные организации и центры представляют свои проекты в форме интерактивной выставки, на которую могут прийти все желающие. Ярмарка — это целая панорама молодежной активности, которая проходит в одном месте в течение дня. Помимо выставки, можно посетить марафон молодежных творческих коллективов, дискуссии, акции неформалов и многое другое. Главное в том, что участники Ярмарки могут не только наблюдать за происходящим, но и попробовать себя в различных видах деятельности: например, в роли ведущего телепрограммы «После школы» или скаута, штурмующего альпинистский стенд. Ежегодно Ярмарку посещает до 5000 жителей Петрозаводска.

Каждая новая Ярмарка чем-то отличается от предыдущей. В сентябре в кабинете начальника Управления по делам молодежи Светланы Начиновой проходит «мозговой штурм» — лидеры молодежных организаций и центров генерируют новые идеи: как привлечь внимание к главному имиджевому мероприятию молодежной политики города.

На таком «мозговом штурме» в сентябре 2008 года и была придумана игра «Коридоры власти». Идея игры заключалась в том, чтобы дать молодым людям возможность предложить собственные решения городских проблем — тех проблем, над которыми прямо сейчас работают городские власти.

Несколько подразделений Администрации города сформулировали проблемные вопросы городской жизни. Команды, участвовавшие в игре, получили эти вопросы за неделю и должны были предложить свои варианты — дать управленцам совет: что им необходимо предпринять для решения этих проблем. Идеи команд оценивались в ходе игры по двум основным критериям — новизна и реалистичность. По количеству набранных баллов определялись команды-победители.

Предложение побегать по коридорам мэрии и дать свои советы «отцам города» вызвало среди молодежи небывалый ажиотаж. Вместо десяти, на которые мы рассчитывали, для участия в игре зарегистрировалось 29 молодежных команд. В их составе были 135 учащихся и студентов. Команды представляли школы, колледжи, училища, вузы, молодежные организации и даже неформальные группы.

Каждое подразделение администрации, участвовавшее в игре, сформулировало по два проблемных вопроса. Команды могли самостоятельно выбрать по одному вопросу от каждого подразделения, всего — шесть вопросов.


Вопросы для участников игры «Коридоры власти»

Отдел экологии

1) Что нужно сделать, чтобы решить на территории Петрозаводского городского округа проблему захламления территорий и несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов — несанкционированных свалок?

2) Безнадзорные животные. Кто виноват? Что делать? Пути решения проблемы безнадзорных животных.


Управление образования

1) Одна из самых острых проблем в настоящее время — дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов. Какие пути решения этой проблемы вы видите?

2) В Петрозаводском городском округе широко развита сеть учреждений дополнительного образования детей и юношества. Каких направлений деятельности не хватает?


Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

1) 90% несовершеннолетних, дела в отношении которых рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних, подтверждают, что в школе им говорили о том, что является правонарушением. При этом в реальной жизни они не соотнесли свои поступки с теоретическими знаниями. Каким образом необходимо организовать в школе и других учебных заведениях обучение основам законопослушного поведения?

2) На территории школ учителя не разрешают курить. Иногда школьники воспринимают это как нарушение своих прав. Как разрешить конфликт?


Управление культуры

1) Какими должны стать библиотеки, чтобы быть привлекательными для молодежи и выдерживать конкуренцию с Интернетом, телевидением и другими источниками информации?

2) Какого праздника не хватает в городе?


Управление по делам молодежи

1) Какие вы видите реальные механизмы решения проблемы пивного алкоголизма среди молодежи в городе Петрозаводске?

2) На территории города действует большое количество ночных заведений, но не все они соответствуют запросам петрозаводской молодежи. Каких, на Ваш взгляд, мест для отдыха молодежи не хватает в городе?


Отдел по связям с общественностью

1) Что городская администрация должна сделать в первую очередь, чтобы молодые люди стали лучше относиться к представителям разных национальностей, в том числе во избежание проявлений молодежного экстремизма?

2) На реализацию муниципальной целевой программы «Петрозаводск — территория толерантности» выделен бюджет объемом N рублей. Определите приоритеты в распределении этих средств (в процентном соотношении).


Поскольку команд, желающих участвовать в игре, оказалось больше, чем ожидалось, мы приняли решение запускать их по коридорам мэрии в два потока. Но главное, на прохождение каждой «станции» — подразделения администрации — отводилось всего 3 минуты. Команды должны были кратко и четко изложить свой вариант решения проблемы.

Получив маршрутный лист, через каждые 3 минуты новая команда отправлялась в путешествие по коридорам власти. Чтобы никто не потерялся, на каждом этаже и у каждого нужного кабинета стояли добровольцы в футболках с логотипом Управления по делам молодежи. Они же следили за тем, чтобы команды уложились в отведенное время.

К игре молодые люди подошли творчески. Большинство команд продумали не только ответы на вопросы, но и собственный имидж. Студенты-медики пришли в белых халатах, ребята из техникума городского хозяйства — в синих спецовках, представители молодежных организаций — в футболках со своей символикой. Посетители и работники мэрии не могли не заметить, что происходит нечто нетривиальное.

Но самое интересное — это диалоги, которые происходили в кабинетах. Они дали богатую пищу для размышлений как молодежи, так и управленцам.

Сразу выяснилось, что молодежь оказалась зависимой от привычки давать «правильные ответы» — было высказано много верных, но абстрактных пожеланий, которые, однако, не являются управленческими решениями.

Пример

Вопрос Отдела экологии: Как бороться с несанкционированными свалками?

Ответ команды: Проводить субботники.

Отдел экологии: Но ведь субботники уже проводятся, а проблема остается. Как же все-таки её решить?

Команда: Надо, чтобы каждый осознал, что мусорить — нехорошо, тогда в городе будет чисто.

Отдел экологии: Да, но какое решение вы нам посоветуете принять? Ведь мы, администрация города, не можем ответить жителям, что чисто будет тогда, когда вы перестанете мусорить. Мы обязаны обеспечить чистоту в нашем городе. Как нам, отделу экологии, этого добиться?

После таких трёхминутных диалогов участникам игры стало гораздо более понятно, чем занимается городская власть и что такое управление вообще.

Еще один диалог

Вопрос Управления культуры: Какого праздника не хватает в городе?

Ответ команды: Дня поэзии, чтобы можно было прийти и почитать стихи.

Управление культуры: У нас этот праздник проводится уже несколько лет. Дарим вам календарь культурных событий на память.

С одной стороны, много нового узнала молодежь. А с другой — чиновники получили живую «обратную связь», смогли увидеть, знают ли об их работе молодые люди, имеют ли они представление о тех городских проблемах, за которые отвечают управленцы.

Обобщая результаты игры «Коридоры власти» для информации на планерном совещании в администрации города, Управление по делам молодежи выделило наиболее интересные предложения команд:

Для примера, на вопрос «Каковы пути решения проблемы нехватки в городе высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов?» среди ответов звучали такие: «Не допускать оттока выпускников за пределы города» и «Укреплять прямые контакты учебных заведений с работодателями».

На вопрос «Как бороться с курением возле школ?» звучали ответы: «Введение дополнительного экзамена для отъявленных курильщиков по программе ОБЖ» и «Поощрение некурящих учеников».

На вопрос «Какого праздника в городе не хватает?» были ответы: «Дня велосипедиста» и «Праздника листьев».

На вопрос «Что делать с бездомными животными?» были варианты ответов от проведения лекториев для жителей до создания дружин помощи животным.

На вопрос «Каких развлекательных заведений на хватает?» порадовали ответы: «Небольших безалкогольных кафе» и «Дискуссионных площадок».

А на вопрос «Какие реальные методы борьбы с молодежной пивной зависимостью вы видите?» звучали предложения от организации работы клуба «Не любителей пива» и проведения акций протеста против торговых точек до увеличения стоимости пивной продукции.

Коллеги из Администрации города отметили высокий уровень заинтересованности ребят, глубину изучения проблем и хорошую общую подготовку молодежных команд. А мы, в свою очередь, благодарим коллег из данных структурных подразделений за искреннюю заинтересованность, понимание и терпение по отношению к участникам игры.

Сами же ребята написали в своих отзывах: «Нам была предоставлена возможность высказаться, и нас слушали взрослые солидные люди! Отдельное спасибо им за доброжелательность, чувство юмора и приветливость. Надеемся, что подобные игры станут традицией. Давайте вместе делать наш город лучше!»

Результаты игры были объявлены через 2 дня, на церемонии открытия Ярмарки молодежных инициатив. Победителем игры стала команда, набравшая максимальное количество баллов — команда «Twins» инициативной группы молодежи микрорайона Перевалка.

Каждое подразделение Администрации определило команду, предложившую наиболее интересные идеи. Дипломы победителей за самые конструктивные предложения получили:

  • Команда Петрозаводского машиностроительного колледжа — от Отдела экологии;
  • Команда Педагогического отряда «Параллели» — от Отдела по связям с общественностью;
  • Команда «ПозитиFF» Республиканского центра молодежи — от Управления по делам молодежи;
  • Команда «Морские волки» Речного училища — от Управления образования;
  • Команда «Мы с бронепоезда!» Скаутов Карелии — от Комиссии по делам несовершеннолетних;
  • Команда «Студент» Техникума городского хозяйства — от Управления культуры.

Игра «Коридоры власти» вызвала живой интерес участников семинара «Молодёжная программа — дойти до каждого», организованного в Петрозаводске под эгидой Союза городов Центра и Северо-Запада России во время Ярмарки молодежных инициатив. В семинаре участвовали специалисты по делам молодежи из 10 регионов России. Первым вопросом, который задали гости, был «Долго ли вам пришлось согласовывать с руководством администрации эту игру? Мы сомневаемся, что наши руководители пустили бы молодежь бегать по зданию мэрии».

На самом деле, никаких проблем в согласовании игры не было — за последние несколько лет Администрация Петрозаводска стала постоянным местом проведения круглых столов, семинаров, ярмарок рабочих мест для молодежи. Именно здесь проходит публичная защита молодежных проектов, претендующих на финансирование по программе молодежной политики. Здесь открывают молодежные экологические акции и фотокроссы, а зимний сад Администрации стал местом проведения Бала молодых семей.

Что было впервые — это проведение в Администрации города столь масштабного события, как Ярмарка молодежных инициатив. В день Ярмарки два этажа Администрации были отданы молодежи в прямом смысле этого слова. Из большого зала заседаний были вынесены все кресла. Вдоль стен разместились модули с интерактивной выставкой молодежных проектов. В центре зала пели, танцевали, а байкеры демонстрировали прыжки на велосипедах. Малый зал был использован для проведения семинара, а кабинка, принадлежащая Горизбиркому — для голосования за лучший молодежный проект. В фойе на первом этаже выступал рок-клуб, на уличной площадке — любители экстремального спорта. Фотографии и видеофрагменты выкладывались в сеть в режиме онлайн — все желающие могли наблюдать за происходящим в Администрации через Интернет.

Через два часа после окончания Ярмарки мэрия вновь обрела прежний вид. Никаких разрушений — благодаря молодежной трудовой бригаде, следов проведения Ярмарки в залах Администрации не осталось, что в начале новой рабочей недели вызвало немалое удивление у сотрудников хозяйственного управления.

Открытость Администрации города для молодежи — это ни что иное, как один из элементов развития молодежного участия. То, что молодые люди не просто видят мэрию издалека, но и бывают в ней, вступают в диалог с управленцами, чувствуют внимание к своим интересам, вносит немалый вклад в преодоление отчуждения между молодежью и местной властью. А если смотреть на вещи более широко, без подобных форм взаимодействия вряд ли возможно воспитать у молодежи ответственное отношение к своему городу. Только когда молодые люди увидят, что они в этом городе — не лишние, что в них заинтересованы, с их мнением считаются, их поддерживают и в них нуждаются, — только после этого можно ожидать от них ответного желания вносить вклад в жизнь своего города.

В чем же секрет успеха игры «Коридоры власти»?

  • в первую очередь, в игровом формате. Представьте, что получилось, если бы вместо игры был объявлен обычный сбор предложений молодежи по тем же самым проблемным вопросам? Скорее всего, это не вызвало бы никакого отклика. Если молодые люди более охотно откликаются на игру, значит, мы должны уходить от традиционных обсуждений и совещаний и «упаковывать» молодежное участие в игровой формат;
  • безусловно, столь же значимым слагаемым успеха стала открытость специалистов Администрации города к общению с молодежью, благодаря которой игра «Коридоры власти» обещает стать традиционной.

Портал «Молодежь Петрозаводска»

29 января 2009 года большой зал Администрации города вновь был занят молодежью. Стол президиума вынесли — в зале заседаний появилась импровизированная сцена. Мероприятие, собравшее молодежный актив города, назвалось «Портал-шоу». На глазах у 200 представителей молодежных организаций и центров в сети Интернет должен был открыться Городской молодежный портал.

Но что-то не складывалось. Как ни нажимал администратор на кнопки, портал на экране так и не появлялся. Слишком перегружена сеть! Пришлось звать молодежь на помощь. Откликнувшись на призыв ведущих, зал начал плести паутину — символический молодежный Интернет. И вот, когда весь зал, оплетенный паутиной, начал повторять за ведущими слова рэпа «Портал Молодёжь Петрозаводска», всё наконец-то получилось — портал начал свою жизнь в виртуальном пространстве!

Надо ли говорить о том, что уже вечером фотографии и видео о «Портал-шоу» были размещены на новом портале, и он выдержал наплыв первых посетителей. А уже через месяц МП — так мы сокращенно называем наш портал — праздновал первый день рождения. По этому случаю на портале появилась следующая заметка.

МП празднует первый День рождения — 1 месяц!

Наш портал отмечает первый День рождения. Ему исполнился 1 месяц. 29 января 2009 года при большом скоплении молодежных активистов МП был запущен во всемирную паутину. И хотя в этом году на календаре нет даты 29 февраля, это не повод для отмены праздника.

Итак, что мы знаем об имениннике? Вернее, чего мы о нём еще не знаем?


Друзья и знакомые кролика

За месяц на МП побывало 4207 посетителей. Вместе они посмотрели 39615 страниц.

73% посетителей живет в Петрозаводске. Но и в других уголках нашей большой и необъятной Родины МП тоже нашел своих читателей.

Больше всего нас читают в Питере. За ним идет Москва. И, наконец, в нашей статистике — представители еще 46 городов России. Среди них — Красноярск, Владивосток, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Омск и Тюмень.

За молодёжными событиями Петрозаводска наблюдают и из-за кордона. Больше всего нами интересуются в Финляндии, за ней следуют Украина и Норвегия. Всего на МП заходили люди из 26 стран мира, таких как Нидерланды, Германия, Португалия, Австрия, Канада, Узбекистан.

Кроме кучи знакомых, за месяц МП обзавелся и настоящими друзьями. 450 человек посещает наш портал не реже одного раза в неделю. Из них 209 человек заходит на МП от 2 до 4 раз в неделю. Группа «фанатов» составляет 117 человек — они с МП практически не расстаются и посещают его более 7 раз в неделю.

Зарегистрированные пользователи — самые близкие для МП люди. Именно они могут оставлять комментарии и вести блоги. Таких за месяц набралось 234 человека.

Рекорд посещаемости МП был установлен 24 февраля. В этот день на портал зашло 240 посетителей. Связано это с повтором на канале ТНТ выпуска телепрограммы «После школы» об открытии нашего портала.

В среднем каждый день на МП заходит 150 человек. Цифра пока не громадная, но для месячного младенца — неплохая. Достаточно сказать, что на нашей предыдущей площадке — сайте «Электронная сеть Карельской молодежи» — посещаемость не превышала 50 человек в день. Так что результат — налицо.


За что мы его любим

Лидирует по рейтингу, безусловно, главная страница портала. Именно там можно увидеть анонсы всех новых материалов и выбрать из них нужные.

Наибольшим спросом среди посетителей пользуется Электронная биржа труда для молодежи. Следующие по популярности — разделы молодежных новостей (Молодёжная панорама, Молодежные проекты), анонсы молодёжных событий (Можно прийти), фотогалерея (Мгновение прекрасно), блоги (Мой МП) и Интернет-консультации (Можем помочь).

Из фотогалерей больше всего смотрели «Портал-шоу» — церемонию открытия МП — 605 просмотров. Следом идет Неделя моды (Fashion week) — 540 просмотров, на третьем месте — Бал молодых семей (432 просмотра).


Юный контактёр

С самого рождения МП завел свою группу в популярной социальной сети «В Контакте». Сейчас в группе — 1853 участника, но эта информация наверняка уже устарела: количество людей в группе увеличивается ежедневно. Уже сейчас можно говорить о том, что «Молодёжь Петрозаводска» стала одной из наиболее популярных карельских групп в Контакте.

Плюсы очевидны — у молодёжных организаций и центров появилась хорошая возможность использовать группу для рекламы своих проектов. Кстати, 53% аудитории после посещения МП идет именно в Контакт.


На вырост

Чего нам ждать от именинника?

Прежде всего, новые возможности получат зарегистрированные пользователи. Кроме блогов, появится возможность создавать персональные странички, заводить друзей, отправлять личные сообщения, размещать свои фотографии... В общем, не будем раскрывать все секреты, тем более, что этот компонент еще в работе.

В ближайших планах — провести игру для зарегистрированных пользователей. Задание будет отправлено на е-мейлы, которые вы указали при регистрации. У тех, кто еще не зарегистрировался, есть время это сделать.

Уже в марте одно из молодёжных событий будет транслироваться на МП в прямом эфире. Скорее всего, это будет открытие фестиваля «Сделано в ДЮЦ». В будущем онлайн-трансляции молодежных событий войдут в постоянную практику.

И, наконец, пользователи МП смогут не только читать, смотреть и общаться, но и влиять на молодёжную политику города. Ближайший конкурс проектов, который будет проводить Управление по делам молодежи администрации города, предварит Интернет-голосование за лучший молодёжный проект. Рейтинг проектов, набранный на МП, повлияет на то, какие из них получат финансовую поддержку, а какие будут отклонены.


Скромные подарочки

Подарок имениннику немного запоздал, но его потребительские свойства сохранятся. В типографии находится тираж фирменных ручек Портал «Молодёжь Петрозаводска» и наклеек. Ненавязчивая реклама поможет МП громче заявить о себе. Поздравления принимаются!

Первые итоги

Сейчас, в момент написания этой статьи, со времени открытия портала прошло четыре месяца, и можно подвести первые итоги: какие идеи, заложенные в основу портала, оправдали себя, а какие не сработали.

  • Безусловно, оправдалась ставка на интерактивность. Посещаемость портала резко возрастает, когда у посетителей появляется возможность повлиять на какие-либо события. Наиболее яркий пример — Интернет-голосование за команды, участвовавшие в фотомарафоне, который проходил в рамках молодежного творческого фестиваля «Заряд гениальности». В день голосования был поставлен рекорд посещаемости портала — 800 человек. Для сравнения, средняя дневная посещаемость наиболее популярных новостных порталов Карелии составляет 1300 человек. Фотогалерея с работами участников марафона была просмотрена 6000 раз. Команда, набравшая наибольшее количество голосов участников Интернет-голосования, получила приз зрительских симпатий. Активный интерес вызвало и другое Интернет-голосование — за проекты, представленные на конкурс Молодёжного банка Петрозаводска.
  • Разрабатывая портал, мы потратили много усилий для отладки доступа представителей молодежных организаций и центров к размещению на портале собственных новостей. Однако, пока наши надежды на их информационную активность не оправдались — лишь редкие организации регулярно публикуют новости о своих проектах. Увы, ресурсы организаций часто ограничены, и не у всех активно работающих лидеров хватает времени, способностей и желания на информационное сопровождение работы своих организаций.
  • Создавая портал, мы отчетливо понимали, что необходимо обеспечить его регулярное наполнение информацией — заходя на портал каждый день, посетитель должен узнавать что-то новое. На базе Центра содействия занятости молодежи была создана информационная служба портала. Один специалист занимается разделом молодежных новостей, другой координирует Электронную биржу труда для молодежи и раздел Интернет-консультирования, а также собирает анонсы культурных и досуговых мероприятий для молодежи. Свой вклад в наполнение МП вносит Союз детских и молодежных общественных объединений Карелии. Благодаря информационной команде портала, старающейся не пропустить ни одно молодежное событие, мы впервые получили максимально полное отражение молодежной активности города в Интернете.

Создание портала «Молодёжь Петрозаводска» — это важный, но не последний шаг вперед в развитии молодежного информирования. В ближайшем будущем Центр содействия занятости молодежи приступит к работе в новом качестве — как Молодёжный информационный центр, отвечающий за развитие широкого спектра информационных услуг для молодежи. Эффективность молодежного информирования будет оцениваться на основе ежегодного социологического исследования об уровне осведомленности молодых людей о реализации городской молодежной политики.

В конечном итоге, критерием успеха будет являться рост вовлеченности молодых людей в общественно-значимые проекты и жизнь города в целом — уровень молодежного участия.


1.  Автор надеется на снисходительное отношение читателя к чрезмерному пафосу, просочившемуся в эту газетную заметку. Как говорится, из песни слова не выкинешь.

2.  В настоящее время — первый заместитель руководителя Администрации Главы Республики Карелия.

3.  В настоящее время — директор регионального отделения крупной страховой компании.

4.  Незадолго до написания статьи был избран новый мэр города (2002 г.)

5.  Портал «Молодежь Петрозаводска» начал работать с января 2009 г. Об этом мы расскажем далее.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько будет дважды три (ответ словом)?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100