Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Максакова В.И.

Максакова В.И.

г. Москва

ШТАБ ШКОЛЬНИКОВ г. АРХАНГЕЛЬСКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Архангельский городской штаб школьников представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа. Во-первых, потому что АГШШ существует без перерывов сорок лет. Таких "долгожителей" в педагогике единицы.

Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально- педагогическим явлением. Для многих людей, непосредственно включенных (сейчас или когда-то) в его жизнедеятельность, штаб - одна из высших ценностей их индивидуальной жизни. Но и для города, области АГШШ - реальный фактор их позитивного социокультурного развития. Через своих выросших штабистов он во многом определяет духовный облик, уровень педагогической культуры Архангельска. На протяжении многих десятилетий он эмоционально и содержательно связывает между собой разные поколения горожан, в том числе родителей- штабистов с их собственными детьми, штабистов разных генераций, взрослых друзей штаба с более молодыми людьми.

Во-вторых, потому что АГШШ удалось решить одну из "вечных" проблем педагогики: сохранение традиций коллектива при непременном его обновлении. В течение сорока лет штаб демонстрирует одновременно и изменчивость, и постоянство. С одной стороны, он всегда адекватно отражает актуальные для каждого исторического периода особенности общественного сознания. Само возникновение штаба было ответом на серьезные изменения социальной ситуации в стране, на резкую либерализацию общественного сознания. С тех пор общественное сознание и социальная ситуация много раз менялись, как незначительно, так и совершенно принципиально. И АГШШ все это время удается соответствовать изменяющимся требованиям, установкам, условиям. С другой стороны, штаб при этом не теряет свое индивидуальное лицо и сохраняет неизменной свою сущность, свои основные ценности, традиции, особенности.

В-третьих, потому что АГШШ, будучи одним из органов управления пионерской и комсомольской организациями Архангельского региона, сумел избежать формализации и бюрократизации своей деятельности. В большинстве штабов школьников, существовавших в свое время во всех городах и весях Советского Союза, их активисты очень быстро превращались в маленьких чиновников. Это делало существование этих организаций по сути бессмысленным и непродуктивным. В Архангельске же штабисты оставались детьми, которые в то же время решали многие актуальные, "взрослые" проблемы города и области. Многие из штабистов, выросши, стали по-настоящему эффективными руководителями городских и областных структур, различных архангельских организаций.

Вот почему изучение истории АГШШ, его сущностных характеристик может дать материал, чрезвычайно ценный и для педагогической теории, и для социальной психологии, и для организаторов детских объединений в современной России.

Почему же такой феномен, как АГШШ, стал возможен? По многим причинам объективного и субъективного характера. Понятно, что коллективы такого типа были востребованы обществом и поддерживались им. Важна была и поддержка, осуществлявшаяся на первых порах ЦК ВЛКСМ, Всероссийским лагерем "Орленок", "Комсомольской правдой", другими средствами массовой информации. Существенно и то, что к этому времени уже были накоплены и теоретически осмыслены неоднозначный опыт коллективной деятельности, разнообразные методики организации детского коллектива и прочее. Более того, изначально существовал актуальный, доступный для знакомства и изучения прецедент: Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде. А затем появились другие детские объединения коммунарского типа, которые постоянно взаимодействовали между собой, подпитывая друг друга информацией, оптимизмом, технологиями.

Помимо этих и других объективных причин, существование АГШШ обеспечивалось традиционной культурой поморского севера, для которой характерны высокое чувство собственного достоинства, не суетливость, уважение к ребенку, ценностное отношение к детству. И наконец, чрезвычайно важно то, что за все годы существования штаба у него было всего два руководителя, и все они были единомышленники.

В чем же состоят главные особенности, что составляет сущность АГШШ? Наблюдение (как включенное, так и опосредованное) за жизнедеятельностью Архангельского городского штаба школьников, осмысление реальных результатов его деятельности, контентанализ различных анкет и интервью, изучение жизненных судеб штабистов √ все эти исследовательские методы, осуществляемые мною с 1964 года, позволяют утверждать следующее:

1. АГШШ √ воплощение идеального для советского человека образа жизни. С одной стороны, он реализовал модель эффективного детского коллектива, описанную А.С.Макаренко и модернизированную И.П.Ивановым. С другой, в основе его жизнедеятельности лежали не только педагогическая теория, не только прагматические мотивы, но и романтические устремления подростков, поверивших в оттепель взрослых. Штаб был реализацией их мечты об идеальном бытии человека. Оно в ту пору связывалось исключительно с духовными сторонами жизни. С самоотверженной деятельностью, направленной на решение задач, важных для общества, для всего человечества. С высоко нравственными отношениями между людьми. С преодолением своих личных слабостей, со свободой и творчеством, с пребыванием в коллективе. И в штабе все это присутствовало, было представлено в концентрированном виде и обеспечивалось содержанием и формами организации совместной деятельности, характером общения, структурой внутриколлективных отношений, системой внешних связей, традициями, нормами, требованиями штабистов друг к другу.

2. АГШШ имеет двойственную природу, и это обеспечивает динамичность, устойчивость и продуктивность его существования.

Он не только организация, но и объединение близких друг другу людей. Личностная симпатия, совпадение внутренних ориентиров и ценностей были заложены уже в момент рождения штаба. АГШШ создавался не по приказу свыше, хотя по времени его возникновение совпало с соответствующим решением ЦК ВЛКСМ, а по личной инициативе человека, формально далекого от политики и педагогики - В.А.Сотрудинова. Первых штабистов он отыскивал сам, отбирая их не по анкетным данным, не по чьим-то рекомендациям, глядя не в дневники и тетради, а в лица подростков. Тех, кто был ему симпатичен, он приглашал работать в штаб, проверяя и корректируя свои первые впечатления уже в деле. С тех пор на протяжении сорока лет штаб остается союзом детей и взрослых, похожих друг на друга. Большинство из них - альтруисты, бессребреники, честные и порядочные, активные и творческие люди, "трудоголики" и оптимисты.

Двойственная природа АГШШ подтверждается и анализом его целей. Штаб всегда имел две генеральные цели: улучшение окружающей жизни и помощь подросткам в их полноценном человеческом развитии. Содержание жизнедеятельности штаба интегрировало эти цели и реально помогало штабистам совершенствовать не только свои организаторские способности, но и свою разумность и духовность (важнейшие стороны человеческой природы), не терять чувства ответственности и человеческого достоинства, не скатываться в безнравственность и асоциальное поведение.

3. АГШШ √ это объединение клубного типа. Для него характерны: не обязательность, а добровольность вхождения в коллектив, личная заинтересованность штабистов в том, чем занимается штаб; право на свободный выход из объединения; стремление получать удовольствие от совместного общения, бытия, действий; равноправие членов штаба и партнерские отношения со взрослыми.

4. АГШШ √ коллектив "коммунарский" и по идеологии, которую он воплощал, и по технологии, которую он использовал и развивал.

Действительно, дела, которые проводились штабом, организовывались как коллективные и были по-настоящему социально значимы. В то же время общественно полезная деятельность органически сочеталась с игрой, юмором, творчеством, интенсивным разноуровневым общением, в том числе и с авторитетными взрослыми. В результате жизнь штаба становилась полнокровной, отличалась эмоциональной насыщенностью.

Штаб имел живые связи с аналогичными коллективами во многих республиках и городах страны.

Как многие коммунарские коллективы, АГШШ действовал без перерыва на каникулы. Летом он выезжал в Копачево, совместное бытие в котором было наполнено физическим, производительным трудом, отличалось бытовым аскетизмом.

Для штабистов, как для большинства коммунаров страны, был характерен высокий уровень требований друг к другу, к людям, к обществу в целом. В тоже время штаб никогда не вступал в конфронтацию с окружающей жизнью, в борьбу с конкретными людьми. Он всегда пытался сотрудничать с ними, был в конструктивной оппозиции к тому, что не совпадало с его идеологией и нравственными идеалами.

Для штаба была характерна такая коммунарская черта, как демократизм совместной жизни: способов ее организации и стиля отношений. Насколько мне известно, практически никто из штабистов не ощущал себя незаметным, мало значащим участником массовки, на фоне которой взрослые разыгрывают свои "сюжеты". Штабисты сами были и авторами, и героями тех событий, которые разыгрывались в городе, области, отдельных школах, Копачевском лагере, повседневной работе штаба. При этом, и организаторами и исполнителями общих замыслов штабисты выступали поочередно. Будучи по-настоящему равноправными между собой, подростки не нивелировались, а проявляли себя сообразно своим способностям, возможностям, желаниям. Демократизм жизнедеятельности позволял одним выступать в качестве идеологов, другим √ критиков. Кому-то быть нравственным камертоном коллектива, а кому-то его аналитиком.

5. АГШШ √ мощный фактор развития каждого человека: ребенка и взрослого - включавшегося в его жизнедеятельность. Причем, фактор, действие которого пролонгировано: оно ощущается не только детьми, но и вполне зрелыми "стариками"-штабистами на протяжении всей жизни.

Это обусловлено в первую очередь тем, что штаб, реально воплощал романтические идеалы, достойные человеческие отношения, высокие нравственные ориентиры.

Кроме того, штабисты ощущали себя не просто детьми, которые делают вместе что-то интересное для них. Они по праву считали себя полезными гражданами. Они не работали в штабе, а жили в нем, утверждали определенный образ жизни, конкретные социальные ценности.

Благодаря подчеркнутой, ярко выраженной общественной направленности и коллективной организации своей жизнедеятельности, АГШШ удовлетворял актуальные в подростковом возрасте социальные потребности штабистов: быть активными членами общества, получать признание своей взрослости и значимости не только у сверстников, но и у референтных взрослых.

Поскольку при этом деятельность штаба всегда была разнообразна, набор ролей и позиций √ богат, а отношения √ демократичные, каждый мог заниматься тем, что наиболее интересно, к чему лежит душа. В результате штабисты могли учиться тому, чего еще не знали и не умели; понять и по-новому оценить себя, осознать смысл своей собственной жизни; победить свои слабости, раскрыть творческие способности и личностную индивидуальность.

Содержание жизнедеятельности, типичные ситуации жизни коллектива, давали возможность штабистам утверждаться через преодоление трудностей быта, преодоление себя, непонимание других.

Штаб давал своим членам жизненно важные, особенно в подростковый период, ощущения: своей исключительности и одновременно глубокой внутренней связи с единомышленниками всего Союза, своей силы и защищенности; высокого эмоционального тонуса и комфорта. Здесь завязывалась настоящая дружба, возникала любовь.

Пространство жизни штаба не ограничивалось городом и областью. Оно расширялось за счет поездок в Ленинград, Канев, на Соловки. Это обогащало внутренний мир, актуализировало восприятие органической связи себя с близкими и далекими людьми, раздвигало рамки персонального пространства жизни каждого штабиста.

Технология организации совместного бытия штабистов, их общие дела приводили и к взаимодействию времен. Поездки по гайдаровским местам, переименование улиц Архангельска, выявление погибших на ВОВ жителей северных деревень, делали прошлое актуальным, переплетали его с настоящим. Но и будущее (собственное, города, страны, человечества) всегда было значимо для штабистов. Они формировали его образ, приближали его, ориентировались на свои представления о нем - и соотносили его не только с настоящим, но и с прошлым, с историей своей страны. Таким образом, штаб не жил только сиюминутными задачами, но и не убегал от современной жизни.

Полноценная жизнь не только "здесь и сейчас", но и "там и тогда" являлась мощнейшим стимулом внутреннего развития каждой личности. Она и способствовала и была обеспечена продуктивным сотрудничеством поколений: вертикальным и горизонтальным. Когда люди разного возраста вместе решают одни и те же задачи, делают одно и то же дело, они вступают между собой в горизонтальную связь. Когда штаб с уважением и доверием относится к своим "старикам", опирается на своих предшественников, соотносит себя с ними, заботясь в то же время о своих последователях и "наследниках", то тогда осуществляется вертикальная связь поколений. И то и другое делает штабистов богаче, сильней, полноценней, эффективней.

Адекватность возрастным потребностям и особенностям делала штаб чрезвычайно референтным и потому √ влиятельным объединением.

В силу своих, прежде всего, перечисленных особенностей, для большинства штабистов АГШШ стал референтной группой на всю жизнь. В этом заключены не только позитивные, но и негативные тенденции. Остановимся на последнем. Многим бывшим штабистам пришлось преодолевать максимализм внутренних установок и требований к людям, ограниченность своего, во многом нетрадиционного, исключительного жизненного опыта. Путь, который прошли в этом смысле штабисты, способы их адаптации к жизни, особенно в последние годы, заслуживают пристального и вдумчивого осмысления, результатом которого могут оказаться уроки, весьма полезные людям в настоящее время.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100