История коммунарства: ретроспектива и перспектива в контексте общественно-педагогического движения
По поводу того, что принято называть "коммунарским движением" существует несколько опубликованных версий. Они весьма различны, ибо их авторы рассматривают это явление с разных позиций.
Общее в них лишь то, что всегда фигурируют "Фрунзенская коммуна" (КЮФ) - сводная пионерская дружина, созданная весной 1959 года при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда, и ее последователи - "Клуб юных коммунаров" (КЮК) при газете "Комсомольская правда", который имел свои "секции" в разных городах страны.
Некоторые началом движения называют 1956 год - год создания И. П. Ивановым (в то время работавшего научным сотрудником в Ленинградском НИИ педагогики) "Союза энтузиастов" (СЭН) - кружка пионервожатых и учителей, которые искали средства совершенствования коммунистического воспитания, в том числе - улучшение работы пионерских коллективов, формирования юных общественников и организаторов.
Кто-то началом движения считает 1962 или 1963 годы, когда во Всероссийском ЦК ВЛКСМ пионерском лагере "Орленок" проводились "коммунарские смены". Термин "коммунарское движение" впервые появился в печати в 1963 году в статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной журналом "Комсомольская жизнь".
Работниками ЦК ВЛКСМ было объявлено (на встрече с руководителями коммунарских объединений ряда городов в декабре 1965 года), что ЦК ВЛКСМ не запрещает коммунарское движение, что судьба этих объединений является компетенцией местных комсомольских органов. Если учесть, что в Карелии и в Архангельске коммунарские объединения не подверглись такому же прессингу, как в других регионах страны, то, вероятно, жестких централизованных указаний против коммунаров не было.
Дело в том, что коммунарская идеология и технология, во-первых, сложились в работе с "пионерским активом", а, во-вторых, в период "оттепели", когда и основатели коммунарского движения и первые юные коммунары искренне верили в скорое приближение коммунизма и стремились еще более приблизить его. "И к коммунизму путь, проложим мы маршрут, мы все уверены за радостный успех" - такие слова из "Коммунарского марша" в новой социокультурной ситуации уже не вдохновляли.
Выжить оказалось легче тем объединениям, которые не только сменили название, но и целевые установки. Те, кто нашел себе "экологическую нишу" более подходящую, нежели Дом пионеров и школы. "Коммунарскую методику" коллективной организаторской деятельности наиболее полно удалось пронести через десятилетие некоторым "пионерским штабам" и среди них, прежде всего, следует назвать "Архангельский городской штаб школьников" (АГШШ), студенческую "Коммунну" им. А. С. Макаренко" (КИМ), организованную И. П. Ивановым в 1963 году при ЛГПИ имени А, И. Герцена, "Дружины юных культармейцев" (ДЮК) многопрофильного городского клуба "Орион" при Доме культуры г. Щелково Московской области.
Интересно, что именно благодаря "Ориону" в конце 1968 года коммунарским движением серьезно заинтересовались теоретики-клубоведы, авторы учебников по новой учебной дисциплине "Клубоведение", вводившейся в институтах культуры.
Так, например, Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской в конце 60-х и начале 70-х гг. неоднократно выпускал учебные пособия по "клубоведению" Г.И. Фроловой, которые оказались первыми учебниками для ВУЗов, в которых давалась положительная характеристика коммунарским объединением (Клубовведения 1980, с. 377). С позиций теоретиков "клубной педагогики" коммунарские объединения и коммунарская методика √ феномены "культпросветработы", организационные формы и методические средства активизации детско-подростковой клубной аудитории. Коммунарское движение √ явление субкультурное. Часть молодежной субкультуры √ одно из ее течений.
┘В самом начале движения педотрядов по инициативе нашего ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и Ленинградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И. П. Иванова) это сообщество "Коммунарским √ макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слетов и еще несколько (после смены названия на "Творческое содружество Макаренковских комсомольских педагогических отрядов"┘
Может возникнуть вопрос: "А зачем нужно все эти социальные явления рассматривать как проявления (фазы) коммунарского движения?".
А без этого не понять, почему на рубеже веков основными инициаторами и организаторами коммунарских объединений, энтузиастами применения коммунарских объединений являются в гораздо большей степени учителя (и другие педагоги), нежели родители и, тем более, студенты, школьники. Ведь И. П. Иванов был причислен к "педагогам-новаторам", то, чем он занимался, стало компонентом "педагогики сотрудничества". А значит, тем учителям, кто хотел приобщиться к новаторской педагогике в деле воспитания, следовало осуществлять "воспитание по Иванову".
И уж совсем трудно без рассмотрения коммунарского движения в широком контексте (не только в контексте "педагогики сотрудничества", но и в контексте "общественно-педагогического движения XX века") будет понять, почему в некоторых современных коммунарских объединениях присутствуют элементы идеологии и технологии всех перечисленных "фаз" и "клубных цивилизаций.
При рассмотрении "коммунарских феноменов" в ином историческом масштабе (как "периоды" или "фазы" в отечественном общественно-педагогическом движении XX века) без особых усилий можно увидеть, что оно начинается вовсе не в середине 50-х гг., что его предшественниками были тимуровское движение, пионерское, скаутское, движение организаторов клубов и площадок начала прошлого века.
Если говорить о перспективе коммунарского движения, то надо посмотреть, а действительно ли в современных коммунарских объединениях сохранилось "в снятом виде" все самое ценное. Но не осталось ли еще что-то ценное, что оказалось по каким-либо причинам "за бортом". И есть основания считать, что (увы!) осталось.
Лидеры известного в 70-е годы "Экспериментального педагогического отряда студентов и старшеклассников" (ЭПОСС) еще в 1973 году начали утверждать, что из "арсенала" средств воспитания, которые были у С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко коммунарские объединения 60-х годов совершенно напрасно не взяли производительный труд. Можно понять И. П. Иванова, заменившего производительный труд общественно-полезной деятельностью, если знать, что в те годы повторению опыта Шацкого и Макаренко препятствовали два важных обстоятельства. Первое √ запрещение законом детского труда. Второе √ теория о ведущих видах деятельности, согласно которой для школьного возраста ведущая деятельность √ учение, которое якобы готовит к труду, а производительный труд должен быть наследующим после школьного возрастном этапе развития человека. И. П. Иванов не мог действовать вопреки законодательству и одной из главных (не только для тех лет, но и ныне) психолого-педагогических парадигм.
Что касается прогнозов, связанных с ассимиляцией коммунарской методикой технологий "оргдеятельной игры", технологий "больших ролевых игр", то такие прогнозы, хотя и более вероятно, нежели прогнозы с "введением" производительного труда, представляются скорее "отвлекающими" от главного направления совершенствовании коммунарской методики. Без настоящего производительного труда при насыщении коммунарской методики (и жизнедеятельности коммунарских коллективов) всякого рода игровыми технологиями сделать ее и ее результативность еще более "виртуальными".
Наше время, при всех его "минусах", имеет два существенных плюса: во-первых, можно открыто говорить о необходимости детского производительного труда, во √ вторых, можно пробовать ее введение. И это уже делают
М. Щетинин в своей школе и Д. Морозов в его детском доме "Китеж". Но они пока не спешат называть себя макаренковцами или коммунарами┘