Коммунарская методика в построении процесса социализации-индивидуализации современной молодежи
Специфика современного состояния педагогической действительности в России характеризуется несколько парадоксальной ситуацией практического отсутствия социального заказа на общие цели воспитания, идущего от государственной власти и оживлением инициатив самого различного рода, идущих от разных источников в обществе, нередко противоречащих друг другу. В принципе такое состояние естественно: оно отражает объективно кризисное состояние российского общественного сознания и пестроту стоящих перед российским социумом задач. В то же время из этой ситуации вытекает возможность, право и обязанность педагогической общественности, представляющей перспективу коллективистического воспитания, выдвигать, обосновывать и настойчиво предлагать современному российскому обществу собственную программу, как соответствующую его насущным задачам на новом этапе развития.
Опыт широкого применения методике коллективистического воспитания, обычно связанной в общественном сознании с именами А.С. Макаренко и И.П. Иванова и их ближайших сотрудников, позволяет утверждать, что реализованный, в полном соответствии с заложенными ими принципами, метод обеспечивает формирование гуманистически ориентированной, способной к сопереживанию, сотрудничеству и в то же время самодетерминированной в своем поведении личности, полностью реализующей свой индивидуальный потенциал в общественно полезном диапазоне деятельности. Тем самым методика, о которой идет речь, в принципиальном отношении соответствует задачам, стоящим перед российским социумом. Опыт последнего десятилетия заставляет думать, что ни одно государство и ни одно общество не в состоянии успешно функционировать в течение длительного времени, отказавшись от устойчивого использования принципов этики в отношении собственных граждан. Даже более того: можно предположить с известной долей вероятности, что экономический, политический и идеологический кризис нашего общества в немалой степени является следствием социально -психологического кризисного его состояния. Если это так, то основным путем преодоления подобного состояния является создание системы воспитательного воздействия, воссоздающей устойчивую "критическую массу" людей с честью и совестью, способных к "труду-заботе" на благо своего общества.
Исследования психологов XX столетия в России, Германии, Англии, Америке
дают все основания полагать, что в течение детства - отрочества - юности при
нормальном развитии личности формируется устойчивый "каркас" развития
личности, включающий определенную иерархию отношений, установок, диспозиций,
доминант, смыслообразующих мотивов, складывающихся в систему, определяющую
сознание и поведение человека. Основной сферой этих отношений, установок,
мотивов является область межличностных коммуникаций, отношений человека к себе,
окружающим, к миру людей. Формирование такой системы в гуманистическом ее
варианте, определяющим наиболее полноценное развитие личности и является
объективной задачей воспитания. Как уже говорилось методика коллективного
воспитательного воздействия в варианте, предложенным И.П. Ивановым и его
ближайшими последователями вполне соответствует решению этой задачи.