Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Александр Винидиктов. О «социальном огне» и практике его зажигания

Основная идея

Молодежь всегда была «не та, что раньше». Но нынешняя «новая смена» имеет все шансы превзойти все предшествующие, и отнюдь не в лучших проявлениях. С этим можно и нужно что-то делать. У меня самого растет дочь, и я со страхом жду наступления пубертата. А если уж что-то делать, то это надо делать не просто хорошо — это надо делать эффективно.

Итак, ключевой вопрос — вопрос мотивации. Среди подростков всегда есть активные, а есть пассивное болото. Вот и было бы хорошо вытянуть их из болота. Можно их тянуть, тянуть, да так и не вытянуть. А можно поманить сочной хрустящей морковкой и они устремятся вверх сами. Куда же подростки стремятся попасть? Ответ банален и очевиден — на дискотеку. Увы и ура, нынешние дискотеки представляют собой зрелище весьма унылое. Зачастую веселиться на них и впрямь можно только изрядно накачавшись алкоголем. Исключения редки и в реальности почти не встречаются. На нынешних «танцах» даже старательно изображаемого веселья не так уж много. И лишь изредка вспыхивают очаги настоящего огненного куража.

На коммунарских сборах были замечательные понятия — «Сделать сбор!» и «Сделать день!» Так почему бы не «сделать» регулярные развлекательные мероприятия, ради участия в которых подростки будут готовы заняться своим саморазвитием!? Если можно «сделать день», то можно «сделать» и «вечера для школьников». И провести их так, чтобы они стремились попасть на них еще и еще. А вот на это уже можно навесить и «полезную нагрузку».

Сделать это можно, например, так — перед началом мероприятия приходящие разбиваются на небольшие группы, и в них выбирают «Персон недели». Основанием для избрания служит как любая общественная деятельность, так и любая активность по саморазвитию. «Персоны недели» получают знаки отличия, и весь вечер играют роль «звезд», а остальные — их «поклонников». Сдается мне, если это все правильно запустить и раскрутить, то ради того чтобы весь вечер быть в центре внимания в роли «королей вечеринки» большинство подростков будут готовы если не на все, то на многое. По крайней мере хоть на что-то их хватит. Причем важно, что «Персоной недели» выбирается тот, кто совершил на неделе «прорыв» в чем-либо. То есть поощряется именно рост, «ускорение», а не просто постоянный уровень. Подробнее процедуру я опишу ниже.

Разумеется, проще всего сказать, что «зажечь» нынешних подростков сложно, трудно или же вообще не реально. Хотя ничего особенно сложного или трудного тут нет. Тут уместна аналогия. Обычно люди даже на вечеринках не особенно интенсивно общаются друг с другом. А на тренинге стоит дать какое-нибудь интересное задание — и активное эмоциональное общение гарантировано. Так же и здесь. Когда все участвуют в «ролевой игре» «Персоны недели и их поклонники», то у всех есть повод для общения. А «плотное» ведение мероприятия в сочетании с «сильной позицией» обеспечит мощную эмоциональную динамику.

Сейчас вечера для школьников проходят по весьма дурацкой схеме. Сначала идет «официальная часть», например, с выступлением школьного театра. А потом дискотека, где каждый веселится в меру собственной испорченности, и все предоставлены самим себе. В результате первая часть воспринимается как некая «обязаловка», которую надо пересидеть. А вторая не несет никакой культурной нагрузки — скорее наоборот. Разумнее сделать прямо противоположное — сначала дать возможность «выпустить пар» на хорошо проведенной дискотеке. А потом после наступления естественной расслабленности и эйфории — дать небольшое, но динамичное выступление. И завершить все краткой мотивационной речью.

Для обеспечения «сильной позиции» необходимо, чтобы количество приглашений на вечер было меньше чем желающих на него попасть. И чтоб на приглашениях было четко написано о праве ведущих в любой момент без объяснения причин удалить любого участника мероприятия. Если на класс поначалу выделять приглашений не более чем на половину учеников, то они при правильной подаче будут восприняты как «дефицит», которым будут дорожить.

И еще. Это может показаться абсурдным, но имеет смысл проводить эти мероприятия в маленьком тесном помещении — размером со школьный класс. За выносом парт разумеется. Такова уж психика людей, что они инстинктивно стремятся попасть туда, где и так тесно. «Балы считаются особенно удачными, когда царит страшная теснота: чем больше давка, тем довольнее бывают присутствующие» — это написано почти триста лет назад. Маленькое переполненное пространство лучше полупустого большого зала. А небольшая «импровизированная» сцена лучше «официальной» сцены актового зала. Да и звуковой аппаратуры требуется меньше.

Для того чтобы попадать на хорошо и «с огоньком» проведенные вышеописанные «вечера для школьников» этим самым школьникам придется потрудиться. Сначала начать делать хоть что-то — например, начать ходить на любую спортивную секцию. Потом для получения звания «Персоны недели» будет требоваться все больше и больше. Хотя бы просто потому что другие тоже не будут сидеть сложа руки. А там и собственные культурные интересы разовьются. Кстати, для допуска на дискотеку в процессе выборов «Персон недели» надо будет хоть что-то сказать. Иначе — «незачет» с недопуском на вечер. Жестко, но справедливо.

Как один из вариантов можно предлагать и тренинги на развитие элементарных навыков цивилизованного общения и выступления перед аудиторией. Повышение успеваемости посетителей наших мероприятий — залог и основа хороших взаимоотношений с администрацией школ. Впрочем, проводить «вечера для школьников» можно как на территории школ, так и в любом другом месте.


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100