"На путях к новой школе" ╧ 3
Привязка к местности
- Татьяна БАБУШКИНА - Юлия МАСЛОВА Не в том ли проблемы подростков, что мир взрослых людей - подростковый?
В интервью руководителя разновозрастного клуба "ЭТО" (Эстетика-Творчество-Общение) ≈ боль за стремительное нарушение гармонии мира. Жизнь в подростковом мире взрослых людей обрекает детей на духовное сиротство и неприкаянность. И все же речь не идет о безысходности...
- Анжела ЗИЛЬБЕРГ Как из учителя-недруга сделать учителя-друга
В письмах школьного психолога подросткам ≈ несколько ценных советов, написанных живым и интересным языком: как избежать конфликтов и ссор с учителями, как с блеском выступить перед одноклассниками, как учить уроки...
- Моисей БЕРНШТЕЙН "Еврабмол", или в поисках новой школы
Воспоминания о становлении Первого Дома еврейской рабочей молодежи, действовавшего в Одессе в двадцатые годы, посвящены описанию поисков способов организации учебной деятельности разновозрастного и разноуровневого коллектива школы-коммуны.
- Сергей КУРГАНОВ На границах подростковой школы. Часть 3
Освоение особого жанра драматургии раскрывает новые возможности взросления детей на границе начальной и средней школы. Описанием этих процессов заканчивается цикл наблюдений и предположений из опыта учебных диалогов. (Начало ≈ ╧╧ 1, 2)
Образование: символы, мифы, имена
Два нынешних автора рубрики относятся к разным поколениям российских педагогов. Но, при этом, у них много общего: и "молодого" Михаила КОЖАРИНОВА и "многоопытного" Ричарда СОКОЛОВА по праву можно отнести к лидерам общественно-педагогического движения. И тот и другой, вроде бы обладают вполне устойчивым официальным положением, при этом выступают все-таки как активные деятели скорее неформальной педагогики. И тот и другой осознанно соотносят себя и свою деятельность с историческими процессами, происходящими в стране, и, в особенности в общественно-педагогическом движении. Оба они представляют собой самостоятельные самобытные явления в современной российской подростковой педагогике и имеют, при этом, вполне авторитетную педагогическую "родословную".
- Михаил КОЖАРИНОВ Люди ищут
Самобытный взгляд на такое весьма распространенное явление в альтернативной педагогике как "поиск своих" представлен в логике этногенеза. Так, по мнению М.Кожаринова, в эпоху распада былого общества и связанной с ним культуры рождается "новый народ".
- Ричард СОКОЛОВ Социальное участие и социальное воспитание
Очерк из истории общественно-педагогического движения России конца I Х начала ХХ века.
Я - свой? Для кого?
Ну что тебе про них?
Дети улицы...
Это те, что с вопросом ходят: "Я-то, мол, чей? Где мои свои?
Это те, что дома водку пьют что ли?
Или те, кто не тихо даже, а во весь голос проклинает?"
На улице тоже не больно то они кому нужны.
Да и в школе - если всех таких "ничейных" собрать, так "чейные" и потеряются.
Где ж на них на всех своих-то набрать?
Вот и идут они, горемышные, куда глаза глядят.
А поскольку "свой-свояка..." (то есть "ничейный-ничейного..."), то глядят они тоскливыми глазами - и видят рядом с собой таких же.
А с ними можно и по-свойски...
Дальше грустно.
Если только какой-нибудь чудак-взрослый вдруг не окликнет: "Ты, мол, чей? А - ничей... Ну так, давай, нашим будешь!"
Вот чудаки!!!
- Ольга МИНКИНА Дети улицы. Лазарет
- Станислав СКИБИНСКИЙ Дети улицы. Исповедь. Маска
- Михаил ЭПШТЕЙН Детская ферма. Как это делается в Германии
Агентство педагогических приключений
Опубликованная в первый раз в 1986 году, книга "Технология группы" выдержала уже несколько изданий, теперь ее даже можно прочесть в электронной версии на сайте www.altruism.ru .... Написанная как аналитический труд, а вовсе не как приключенческий роман, книга Михаила Кордонского и Владимира Ланцберга осмысливает как раз те грани человеческой жизни и отношений, благодаря которым возможна их "приключенческая сторона".
Мы посчитали важным опубликовать некоторые ее главы. Вдруг подсказки этих опытнейших клубоведов нашей страны (стороны) не будут лишними искателям педагогических приключений в джунглях подростковых и не подростковых клубов.
- Михаил КОРДОНСКИЙ, Владимир ЛАНЦБЕРГ О любви и расставании
Другими словами
- С.Д. В школьной тюрьме
Почему школа кажется ребенку тюрьмой? Этот вопрос поднимает автор эссе, написанного около ста лет назад.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 2
Издательство: АНО "Образовательный центр "Участие"
195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.
Редактор Михаил ЭПШТЕЙН
Над выпуском работали: Егор БАЛТИЕВ, Наталья КАСИЦИНА, Вера КРЫЛОВА, Андрей РУСАКОВ, Елена САМСОНОВА, Татьяна СКРОДЕНИС, Максим ФРАНЦЕВ, Светлана ШАРОВА, Елена ЮШКОВА
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
При подготовке номера использованы материалы петербургской газеты педагогов, воспитанников и выпускников детских домов и интернатов "Добрый день", журнала "Контекст".
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентсва в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" - совместный выпуск газет "Школа для подростка" и "Подростковый клуб".
Рег. свид. ╧ П4371 и ╧ П4372 от 11.05.2000 выданы Сев.Зап.Рег. Управлением ГК РФ по печати (г. С.Петербург). Учредитель Эпштейн М.М.
Издательство АНО "Образовательный центр "Участие", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.
Благодарим ГАГАРИНСКИЙ ФОНД за поддержку проекта "На путях к новой школе", в рамках которого выходит журнал.