Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов.
Часть пятая
Прологи из начальной школы
В отечественных «средствах массовой информации» девять десятых материалов про образование обычно посвящено вузам (впрочем, даже не обучению в вузах — а проблемам экзаменов и абитуриентов). Девять процентов из оставшихся десяти — различным школьным эксцессам, бедам и провалам. Едва ли процент — содержательным задачам подростковой школы. И лишь доли процента — образованию начальному и дошкольному, которыми все и определяется по большому счету.
Восстановление того, что упущено, задавлено, искорежено дурным обучением до 10 лет, требует огромных специальных усилий в подростковом возрасте. Напротив, ребята, прошедшие хорошую начальную школу, зачастую в дальнейшем способны успешно бороться за свое образование и сами.
Но пока в большинстве начальных классов торжествует привычная дидактическая машинерия. Порой думаешь, что если бы кто-то захотел нарочно придумать еще более враждебную детям систему обучения, ему бы вряд ли это удалось. Так пропитать ее формализмом и монотонностью, заучиванием определений вместо умения действовать, задавить ход занятий жесткими регламентациями вместо опоры на естественную детскую импровизационность, настроить учителя на разобщение детей вместо приучения их к сотрудничеству, подменить освоение родного языка рисованием схем слов и предложений, превратить овладение элементарными вещами в потенциальное поле неудачи для миллионов первоклашек — воцарением всех этих порядков занимались словно не скромные советские методисты, а особо гениальные злодеи, засланные вражеской разведкой.
Особенно обидно при этом сознавать, что ключи к успешному для всех начальному образованию давно найдены — причем в разных вариантах. И проверены эти ключи на сотнях, тысячах классов в нашей стране.
Эта часть книги повествует о том, какими предстают перед нами очевидные уже образы нормального начального образования.
Увы, вовсе за пределами книги останется еще один огромный мир образования — детсадовский, дошкольный. Он достоин отдельного разговора, не менее важного и обстоятельного, чем весь разговор о школе и учителях.
- Школу для подростков могут сделать только сами подростки >>
- ШКОЛА-ВСЁ-НАОБОРОТ >>
- Решение неразрешимого. Владимир Репкин >>
- Итоги экспансии >>
- У Гринвичского меридиана >>
- Левша русских кубиков. Николай Зайцев >>
- РЫЦАРИ НАУКИ И РЫЦАРИ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ >>
- Библиотека вместо букваря. Алексей Кушнир >>
- Открытие речи. Александр Лобок >>
- Диктант по Бредбери. Александр Лобок >>
- ВОЗВРАЩЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ. Евгений Шулешко >>
- Круги общения >>
- Программа жизни весёлой и таинственной >>
- Термины наизнанку >>
- Золотое дно шахтёрских посёлков >>
- Клубок в разрезе >>
- Долгосрочная программа: пятилетие ровесничества
- Среднесрочная программа: освоение языковой и речевой культуры
- Краткосрочная программа: событийность жизни детей
- Методика родной речи: утверждения и отрицания
- Стиль
- Образовательная система
- Мечты об укладах жизни >>
- Высшая радость — ухаживать за поколением >>
- Нас принимали такими, как мы есть >>
- Красноярская стыковка. >>
- Алексей Юшков. Детская тайна и преемственность ожиданий
- Алексей Юшков. Летопись удивлений
- Алексей Юшков. Искомый вариант многообразия
- ДИДАКТИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ТАИНСТВЕННОСТИ >>
- Альбом с кляксами. Татьяна Калинина >>
- Мир, основанный на считалке. Татьяна Троицкая >>
- Музыка как действие и воображение. Лев Виноградов >>
- Природоведение при свете природовидение. Алексей Юшков >>
- Физкультура: право на вариативность поведения. Владимир Высоцкий >>
- Твоя первая научная лаборатория. Анатолий Шапиро >>