Андрей Русаков
Эпоха великих открытий
в школе 90-х годов
Оглавление
- Предисловие >>
- ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА И ЭТИКА >>
- Соловейчик и Сухомлинский. ДВА РЕШЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ВСЕХ» >>
- ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА: жёсткий каркас человечности >>
- Эмилия Леонгард. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЛУХА >>
- КООРДИНАТЫ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ >>
- ЧАСТЬ 2. ШКОЛА ДЛЯ ПОДРОСТКА.
ДИДАКТИКА ОБЩЕГО УСПЕХА >> - Борис Цукерман. ГЛОБУС ПО ХИМИИ >>
- Елена Яновицкая. ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА БЕЗ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ >>
- Предистория >>
- Основа обучения — не повторение. основа обучения — помощь >>
- Школьная доска как спортивная площадка >>
- Пять уровней работы, пять типов уроков, три уровня сложности >>
- Мельчайшие шаги пошагового алгоритма >>
- Система дидактической защиты >>
- Галина Русских КОНСТРУКТОР АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ >>
- Лаборатория «ТЕКСТ». КРУГИ ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ >>
- Юрий Троицкий. Дети пишут учебник истории >>
- Валерий Тюпа. Мастерская читателя >>
- Ольга Соколова и Любовь Рябинина. СКВОЗЬ БИОСФЕРУ СЛОВЕСНОСТИ >>
- Алексей Кушнир. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ПОДРОСТКА >>
- Анатолий Шапиро. МАЯКИ ВСЕЛЕННОЙ. >>
- Андрей Русаков. Под куполом физики >>
- Анатолий Шапиро. В поисках воздушного столба >>
- Анатолий Шапиро. О внутренней музыке урока >>
- Адрей Русаков, Виталий Кириченко. Звездные карты мира детства. >>
- ЧАСТЬ 3. ДИАЛОГ >>
- ШКОЛА ДИАЛОГА С КУЛЬТУРОЙ И РЕБЕНКОМ >>
- Прогулки по зимним тетрадям 7 «д». Сергей Курганов >>
- «Экспрессивный диалог» и диалог-понимание. Сергей Курганов и др. >>
- Бесстрашие высокого слова. Эльвира Горюхина >>
- АРХАИСТЫ И НОВАТОРЫ Школа Толстого. Виталий Ремизов. >>
- КСО и Метаморфозы метода Ривина. Виталий Дьяченко >>
- ЧУЖОЕ, СТАВШЕЕ СВОИМ >>
- Искусство увлечения жизнью. Владимир Загвоздкин >>
- Свободный текст педагогики Френе. Алла Шейнина, Владислав Редюхин. >>
- Два ящика самостоятельности. Елена Хилтунен >>
- ДВА ДИАЛОГА >>
- Первый раз в пятый класс >>
- Вопрос на непонимание >>
- ЧАСТЬ 4. ВОСПИТАНИЕ НА ФОНЕ БУРЬ >>
- Школа Александра Тубельского >>
- Семь лет творенья >>
- Привычная жизнь невероятной концентрации >>
- Дорога от свободы к культуре. Десятилетие знаменитой семейной школы >>
- Фестиваль реки снов. Киевский клуб >>
- Клуб >>
- Фестиваль >>
- Урок словесности >>
- Ты будешь рад, что знал меня когда-то >>
- Сообщество сообществ >>
- Десятилетие спустя >>
- педагогика поддержки и педагогика общей заботы. Лаборатория Олега Газмана >>
- ПОСЛЕ КОММУНАРСТВА. АНТИТЕЗЫ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ >>
- Два полюса подросткового воспитания >>
- Наследие ГП и коммунарство >>
- Проект проектов Владимира Ланцберга >>
- Реалистическое воспитание глазами Сергея Полякова >>
- Идея координации спонтанных воспитательных очагов >>
- АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО И АНКЛАВЫ ГРЯДУЩЕГО. >>
- В поединке с шоком будущего >>
- Учебный план игровых алгоритмов. Михаил Кожаринов и Центр Ролевого Моделирования >>
- ЗАДАЧИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МИРОВ. «Нооген» и его производные >>
- «Нооген» и его производные >>
- Мария Миркес. От нытья к развитию. >>
- Третье пространство школы. Александр Лобок и Вероятностное образование >>
- Третье пространство для школы. «Эврика» и Александр Адамский >>
- Бродячие университеты ТиВи. Татьяна Бабушкина и клуб «ЭТО» >>
- ЧАСТЬ 5. ПРОЛОГИ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ >>
- Школу для подростков могут сделать только сами подростки >>
- ШКОЛА-ВСЁ-НАОБОРОТ >>
- Решение неразрешимого. Владимир Репкин >>
- Итоги экспансии >>
- У Гринвичского меридиана >>
- Левша русских кубиков. Николай Зайцев >>
- РЫЦАРИ НАУКИ И РЫЦАРИ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ >>
- Библиотека вместо букваря. Алексей Кушнир >>
- Открытие речи. Александр Лобок >>
- Диктант по Бредбери. Александр Лобок >>
- ВОЗВРАЩЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ. Евгений Шулешко >>
- Круги общения >>
- Программа жизни весёлой и таинственной >>
- Термины наизнанку >>
- Золотое дно шахтёрских посёлков >>
- Клубок в разрезе >>
- Долгосрочная программа: пятилетие ровесничества
- Среднесрочная программа: освоение языковой и речевой культуры
- Краткосрочная программа: событийность жизни детей
- Методика родной речи: утверждения и отрицания
- Стиль
- Образовательная система
- Мечты об укладах жизни >>
- Высшая радость — ухаживать за поколением >>
- Нас принимали такими, как мы есть >>
- Красноярская стыковка >>
- Алексей Юшков. Детская тайна и преемственность ожиданий
- Алексей Юшков. Летопись удивлений
- Алексей Юшков. Искомый вариант многообразия
- ДИДАКТИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ТАИНСТВЕННОСТИ >>
- Альбом с кляксами. Татьяна Калинина >>
- Мир, основанный на считалке. Татьяна Троицкая >>
- Музыка как действие и воображение. Лев Виноградов >>
- Природоведение при свете природовидение. Алексей Юшков >>
- Физкультура: право на вариативность поведения. Владимир Высоцкий >>
- Твоя первая научная лаборатория. Анатолий Шапиро >>
- ЭПИЛОГ. Страна расплавленных открытий >>
Предисловие
Это книга о великих педагогических открытиях и их судьбах в современной России.
Она сложилась как итог десятилетия журналистской работы в газете «Первое сентября».
Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, И.П.Иванов, В.В.Давыдов, И.П.Волков, Б.П. и Л.А.Никитины, Е.Н.Ильин, М.П.Щетинин, С.Н.Лысенкова, Б.П.Неменский, Н.П.Гузик, Д.Е.Огороднов — эти имена в эпоху перестройки прозвучали на всю страну.
Но в девяностые годы обществу стало не до проблем образования; школу отбросило на дальнюю обочину общественной жизни; о том, что в школе может происходить нечто великое и судьбоносное, мало кто способен был и помыслить.
Эта книга о тех открытиях, которые не успели стать всем известными. О тех людях, чьи имена заслуженно встают в один ряд с перечисленными. О том, насколько удивительно может меняться обычная школа, приходя в соприкосновение с результатами их исследований.
Все герои этой книги — по сути и ее соавторы. Как раз моя авторская роль была скромна: постараться (пусть в неизбежном огрублении) передать главный смысл сделанного или высказанного ими. Чем меньше требовалось для этого моих личных объяснений — тем мне казалось и лучше. Потому жанр этой книги невольно получился своеобразным, разноплановым. Одни ее главы — очерки, другие — интервью, третьи — записи монологов, выступлений и бесед, четвертые — и вовсе конспекты авторских текстов.
Я рад упомянуть и еще одного «скрытого» соавтора — нынешнего редактора «Первого сентября» Елену Борисовну Бирюкову. В обсуждениях с ней в прошедшие годы уточнялись мысли и формулировки многих материалов этой книги.
В конце некоторых глав указаны даты — в тех случаях, когда время написания текста может иметь значение.
Каждый из героев этой книги предстает как особая точка отсчета для явлений педагогического мира. Потому, наверное, эту книгу можно с равным успехом читать с любой главы и в любом направлении.
Часть 1. Педагогика и этика >>
Специальный выпуск «На путях к новой школе» — «На стороне подростка» № 3 2005 г.
|
Над выпуском работали:
Андрей РУСАКОВ,
Дарья МАТИЯСЕВИЧ.
Рисунки на обложке полиграфической версии Татьяны КАЛИНИНОЙ. Дизайн-макет полиграфической версии Татьяны СКРОДЕНИС.
Подписные индексы в каталоге Агентства «Роспечать» — 14525, 14529, 24530, 14531, 29953, 29954
Организатор издания — Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства:
в Красноярске sibbjuro@ktk.ru,
в Таганроге detsad_rostov@rambler.ru,
в Киеве kartinka@ukr.net,
в Екатеринбурге fantasy@mail.utk.ru,
в Москве detsad@online.ru,
в Якутске obraz3@mail.ru;
через Стаса Скибинского в Мюнхене st.ol@t-online.de,
Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон: (812) 444-38-62
Благодарим подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
© «На путях к новой школе» . Рег. свид. ПИ N_77-12959 от 25.06.2002 выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
© «На стороне подростка» . Рег. свид. ПИ N_ 2-5276 от 22.06.2001 выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585
Полиграфическая версия отпечатана в типографии ООО "Издательство "Аталант". Тираж 500 экз. Заказ 484. Подписано в печать 8.08.2005