Cетевое взаимодействие
Совместный выпуск газеты "Сельская школа со всех сторон" и журнала "На путях к новой школе"
N 3, 2003 год
- Предисловие
Часть I. Дискуссия о сетях
Основой первой части нашего сборника стала дискуссия, публиковавшаяся в 2002 году в газете "Первое сентября" и ряд последовавших на нее отзывов. Нам представляется, что в подобных обсуждениях и очерчиваются какие-то новые общие представления о значительных и значимых для людей педагогических явлениях, складывается почва для взаимопонимания и более широкой соорганизации действующих сил. Однако, и эти новые представления никогда не сольются в однозначное определение, они так и останутся "диалогическими", углубляющимся и уточняющимся под несводимыми в одну логику оценками, опытом и убеждением собеседников. Педагогические понятия живы, пока находятся в центре внимания как узлы противоречий, пока их поворачивают к себе то одной, то другой стороной, показывая в разных образах и называя разными словами. Тем более не может быть описано одним лишь способом "сетевое образование" - даже тот или иной конкретный его пример. Ведь сам принцип равноправия участников сети предполагает, по крайней мере, и равноправие их оценок, признание множественности их взглядов, представлений и намерений...
- Анатолий Цирульников (Москва) Школьная сеть вместо управленческой вертикали
- Александр Лобок (Екатеринбург) Узлы культуры и педагогики
- Ната Крылова (Москва) Образование как эволюция самоуправления
- Марк Кукушкин (Москва - Томск) Об опасностях, подстерегающих учительские объединения
- Владимир Загвоздкин (Москва) Чему учить? Вопрос, который по прежнему
- Дмитрий Иванов (Москва) Школа больше чем школа
- Игорь Реморенко (Красноярск) На путях к сетевому управлению
- Андрей Русаков (Москва) Педагогика "с миру по нитке" или рубашка для народной школы
- Иван Осадчий (Киевская область) Основы теории "системы без границ"
- Михаил Кожаринов (Москва) Несостоявшаяся сеть малых школ: какова "критическая масса"
- Николай Бугаев (Якутск) Сеть начнается со школы для учителя
- Владимир Ланцберг (Туапсе-Москва) Плавание в мотивационном поле
Часть вторая. Подростки и сети
"Образовательное пространство класса, школы - это не только учителя, преимущественно работающие с классом, и оборудованные классы и школьные мастерские. Это вообще все люди и заведения в пределах досягаемости. Просто за минуту до появления в этой сторонней точке пространства кого-либо из детей, там должен оказаться педагог и обо всем договориться. В том числе и об оплате. Тогда эта точка (дяденька-тетенька, музей, автохозяйство) становится узлом сети образовательного пространства, и можно говорить о сетевом образовании. Но, как сказал бы Суворов, каждый узел должен знать свой маневр".
Владимир Ланцберг
Из статьи "Живописцы" - Игорь Жуков (С.-Петербург) Ленинградские математические кружки
- Михаил Скипский (С.-Петербург) "Что? Где? Когда?" для любителей и профессионалов
- Михаил Беркинблит, Елена Глаголева (Москва) Школьники Москвы и Петербурга не принимаются
- Игорь Реморенко (Красноярск) Конструирование миров. Пока заочно
- Михаил Кордонский (Одесса) За сайтом сайт
- Татьяна Ковалева (Москва - Томск), Наталья Рыбалкина (Москва) Образовательное путешествие
- Ольга Леонтьева (Москва) Город как школа
- Кайла Валстром (США) Пит Зваал (Нидерланды) Спасательные круги службы "Гайденс"
- Михаил Кордонский (Одесса) Великий Кристалл. Россия, конец XX века.
Часть третья. Сельские сети
В представленной в первой части "дискуссии о сетях" режет глаз одна особенность: впервые со времен В.Сухомлинского (и уж точно впервые за последние тридцать лет) разговор о наиболее значимых педагогических явлениях опирается, прежде всего, на опыт сельских школ. Это может показаться удивительным: "отстающая" сельская школа делает "опережающий шаг", помогая увидеть дорогу в будущее - общую тенденцию развития образования. Как это возможно? Отсталая, находящаяся на обочине прогресса, подлежащая повсеместной "реструктуризации"? И - "открытие", "опережающий шаг", "главная тенденция"? Одно не вяжется с другим. Может быть, все знающей, все диктующей Большой системе - дозреть еще надо, дорасти до той духовной, нравственной высоты, на которой находится маленькая школа? С ее заботами не о двенадцатилетке, не о стандарте, не о военной подготовке два раза в неделю, а о ребенке, о мире, о ладе, о здравом смысле. Да, в чем-то убогая, отстающая, а в чем-то - опережающая время. В чем-то слабая, а в чем-то сильная. Нет идеальных школ, как и людей. Но у каждой есть какая-то сильная, лучшая сторона, и если соединятся друг с другом, может выйти то, чего не хватает. Дело не только в том, что на селе, в сельской школе многие явления предстают, говоря словами С.Т.Шацкого, как естественный эксперимент, в более "чистом виде". Важно и другое: по своей природе сельское образование тяготеет к самобытности, кооперации и сообществам - основам сетевого образования. Поэтому мы полагаем, что сельской школе не только предстоит преодолевать свою однобокость и изолированность, возникшие во многом благодаря системе, не только включаться в различные (информационные, инновационные, международные, сельско-городские) образовательные сети, но, смеем утверждать, без сельских школ и сообществ они не смогут сложиться.
- Галина Разбирная (Петрозаводск) Кружевное полотно, а не рыболовная сеть
- Анна Кычкина (Якутск) Восемь школ одной долины
- Игорь Реморенко (Красноярск) Между крайностями крайностями. Несколько вариантов
- Иван Осадчий (Киевская область, Ставищенский район) Модульная организация образования в сельском районе
- Алевтина Макарчук (село Каптерево, Шушенский район, Красноярский край) Ассоциация сельских школ - инициатор сетевого образования
- Наталья Атяшкина, Владимир Колесников (село Тальменка, Алтайский край) Тальменка: соты и сети школы оптимальных возможностей
- Людмила Рыбина, Зоя Халюта (село Нововаршавка, Омская область) Нововаршавка: сельский университет Зои Халюты
- Анатолий Цирульников (Москва) К Лобелии Дортмана за здравым смыслом
- Андрей Остапенко (станица Азовская, Краснодарский край) Модели профильного обучения в сельской школе
Часть четвертая. Педагогическая культура в сети
Эта часть сборника - про взрослых. Вроде бы про их формы образования и самообразования. Однако, речь все-таки не о "повышении квалификации", как это обычно представляют. Скорее "сети для педагогов" (настоящих или будущих) предстают сперва как ниточки: ухватившись за них можно "войти в долю" того или иного педагогического наследия. А потом - как такие формы профессиональных традиций, которые это наследие, тонкий слой педагогической культуры позволяют поддерживать и пропускать через себя.
В целом представление о "культуросообразности" педагогики - одно из ключевых для философии таких сообществ.
Характерно, что критики, отрицающие значимость предмета разговора о "сетевом образовании", ссылаются на преимущественно "сервисную" роль школы по отношению к государству, обществу или родителям - а защитники "сетей" апеллируют к представлениям о педагогике как о культуре. Или же о культурах: со своими законами, традициями, этикой; которые никогда не смогут превратиться просто в правила сферы обслуживания, в систему "чего изволите?"
Впрочем, один и тот же человек в разных ситуациях может защищать как первую, так и вторую позицию. Когда мы начинаем мыслить о школе, рассуждая "что она нам должна..." - то взаимодействие между педагогами, характер их отношений начинают выглядеть чем-то третьестепенным, побочным.
Но как только мы задумываемся о том, каковы же возможности педагогики - так характер этих взаимодействий выходит на первый план наших размышлений...
- Евгений Шулешко (Москва) Образы самообразования
- Наталья Романова (Железногорск, Красноярский край) ГООП: встречи без судей
- Светлана Экс (Киев) и др. Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно
- Юлия Маслова (Таганрог) Венец встреч
- Ирина Демакова (Москва) Корчаковская прививка от равнодушия
- Марина Карпова (Иерусалим) Сетевое образовательное сотрудничество
- Оксана Лукаш и др. (Москва) Жить в мире звуков
- Александр Адамский (Москва) Проект "Эврики"
- Михаил Кордонский (Одесса) Технология альтруизма
Часть пятая. Легенды о сетях
- Михаил Эпштейн (С.-Петербург) Наследники "Дикого ВУЗа"
- Владислав Протасов (Таганрог) Коллективный интелект заменяет учителя
- Николай Крыщук (С.-Петербург) Фрунзенская коммуна: торжество и драма свободного братства
- Михаил Кожаринов (Москва) Эволюция идей во времени
- Евгений Балакириев (Владивосток) Сага о Системе
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 3 2003 г
|
Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585