Опыт интерпретации основ педагогической концепции И.П. Иванова
1. Данный текст √ попытка решения двух проблем:
- Переформулировки основ теоретических положений И. П. Иванова, устранив, насколько это возможно, их идеологическую окраску;
- Указание на другие, немарксистские, основы идей И. П. Иванова.
2. Интерпретация теоретических идей педагогики общей заботы:
- Ядро личности √ система отношений человека к себе, к людям, к миру. Глубинное основание этих отношений √ отношения с людьми (подчеркнем: не к людям, а с людьми);
- Человек как личность развивается, воплощая в себя (внося вклады √ в терминах В. Петровского) в изменение, творение очеловечивание мира. Развитие личности √ результат деятельности для людей и ради развития людей (деятельность √ деяние по А. В. Петровским);
- Содержание этой деятельности, этих знаний √ творческое освоение и развитие культуры;
- Для ребенка этот процесс возможен только как процесс взаимодействия старших и младших. Но не любого взаимодействия, а только такого, в котором происходит их взаимное развитие. Это возможно только в условиях взаимного интереса и готовности старшего изменяться;
- Педагогика √ это наука, технология, искусство и практика построения такой деятельности и таких отношений.
3. Некоторые философско-психологические идеи, пересекающиеся с педагогической общей заботы:
- Деятельная сущность человека, преобразование себя через преобразование мира (К. Маркс и др.);
- Сущность человека как преобразование себя через выход за свои границы, пределы, через творчество (философская антропология, М. Шелер);
- Сущностная характеристика человека √ отношения Я √ ТЫ как межчеловеческие отношения участников общего "живого события" (М. Бубер);
- Понимание движущей силы развития личности как стремления человека к совершенствованию и наличия у каждого социального интереса, выражающих готовность сотрудничать с людьми ради достижения общих целей (А. Адлер);
- Наличие потребности "быть личностью" как стремление своей деятельностью произвести для других людей изменения в их интеллектуальной и эмоциональной сферах (В. Петровский).