Скаутский отряд "Сполох"
Воркута, март 1997.
Здравствуйте. Эту статью меня попросил написать Сергей Тишин. Поскольку от недоуменного вопроса "о чем писать-то?" он искусно отвертелся, сказав что-то типа "ну, вот про скаутов, например, напиши", я впал в некоторый ступор. В самом деле, как это - "про скаутов"? Писать про историю скаутинга занятие, по-моему, неблагодарное. Скаутинг сейчас в моде, на рассказы о лорде Бадэн-Пауэлле изведены тонны бумаги, и нет никакого смысла повторять официальную историю еще раз. Поразмыслив, я решил написать про наш отряд. Возможно, это окажется кому-нибудь интересным...
Итак, еще раз здравствуйте. Hаш отряд называется "Сполох", родился он чуть более полутора лет назад - в октябре 95-го года. Создавал отряд я и моя жена Таня. У Тани имелся опыт работы в школе, кроме того, она немного "пообтерлась" в коммунарской среде. Я же, в свою очередь, несколько лет был одним из руководителей РВО-шного отряда "Лунное Пламя" в Киеве. Hаверное, это кажется странным, когда люди, работавшие в столь разных областях, решили создать именно скаутский отряд. Тому было несколько причин. Пионерия, как детское движение, давно и прочно скомпрометировало себя, а коммунарское движение в глазах обывателя, прочно с пионерией ассоциируется. Создавать отряд "крапивинской" системы тоже не хотелось - не хотелось наследовать кучу проблем, для таких отрядов характерных - вроде проблемы "старших" и их выпуска во взрослую жизнь. Кружковая работа, замкнутая на какую-либо одну методику или предмет, нас тоже не интересовала. Одним словом, мы стояли на распутье - что выбрать? Мы выбрали скаутинг.
Скаутинг привлек нас несколькими вещами. Во-первых, социализацией. Hе секрет, что выпускники многих отрядов не могли после отрядной среды адаптироваться в окружающем их обществе. "Ломка", которая при этом происходила, была очень болезненной, и, порой, приводила к печальным последствиям. Про это хорошо писал Т. Кертис в своей скандально известной статье "Система Против и "Крапивинские" дети", и добавить к его словам, пожалуй, нечего. Скаутинг же изначально ориентирован на социализацию детей. И это хорошо. Кроме того, как система, разработанная на Западе, скаутинг построен на работе с отдельной личностью. Поскольку, на мой взгляд, в нашей жизни вообще, и в педагогике в частности, царил "культ коллектива", то хотелось исправить подобный крен (Это, впрочем, не значит, что мы отказываемся от методов работы с коллективом и на коллектив). Во-вторых, в скаутинге широко развита система "специальностей", при которой человек сам выбирает основные направления своей деятельности, и существует достаточно личных стимулов для его развития. В-третьих, скаутинг построен по принципу иерархической структуры, т.е. это более авторитарная система, чем коммунарство, например. В этом, по-моему, есть свой плюс. Если в недавнем прошлом основной акцент у ребят был на совместную работу, и на этом была построена система коллективной самоорганизации, то теперь, к сожалению, в основном встречается установка на совместные развлечения. Соответственно, при таком подходе, надеяться на то, что ребята сами начнут развиваться не стоит. Приходится, особенно на первых порах, к такому развитию их подталкивать. Скаутинг этому сильно способствует, тем более, что даже в скаутских законах есть пункт о подчинении: "Скаут подчиняется приказам". Скаутинг - хорошая школа лидерства. Очень сильно развита работа с патрульными - лидерами своих ячеек (патрулей). А поскольку через эту должность проходит достаточно много народу, то можно выявить ребят с задатками лидера, научить их работать в группе и с группой, научить ответственности за принимаемые решения и т.д.
И, наконец, в-четвертых. Скаутинг - это еще и принцип жизни. Существует свод законов, который должен выполнять каждый скаут. С одной стороны, законы эти естественны и просты. "Чести скаута следует доверять", "Скаут верен"... Их не надо выдумывать, они устоялись со временем. С другой стороны эти законы - не догма. Базируясь на них можно создавать правила жизни для конкретного отряда, в зависимости от его особенностей.
Вот, в тезисах, привлекательные для нас стороны скаутинга. Отряд живет и развивается, у нас около сорока ребят. Основные направления работы - компьютеры (компьютерная грамотность, использование компьютера в повседневной жизни и т.п.), туризм - пешеходный и горный (благо под боком Полярный Урал), развивающие и ролевые игры, журналистика (выпуск отрядной газеты), физподготовка. Факультативно - фехтование на хорошем профессиональном уровне, гитара. Работа в системе скаутинга не отменяет старых принципов и методов работы. Также проводятся "свечки", рассказываются сказки, поются песни, читаются книги. Скаутинг - открытая система, и мы всегда готовы к контактам с самыми разными людьми. Сейчас на носу программа "Глобальная Безопасность", рассчитанная примерно на год. Программа включает в себя принципы поведения в различных экстремальных ситуациях, "школу выживания", различные тренинги. Потихоньку подрастают старшие - командиры патрулей - и им требуются отдельные программы для дальнейшего роста. Они хотят уметь успешно дискутировать, формулировать и отстаивать свою позицию. Следовательно, впереди - что-то вроде диспут-клуба в старой терминологии. Вообще, для нас, как для руководителей, сейчас в отряде период накопления опыта. Мы тоже учимся, совершаем ошибки, отрабатываем новые методики и ищем единомышленников. Hадеюсь, мы их найдем.