Анна Тур.
Интернет субкультура Хаоса. Глава II.
2.1.Субкультура Хаотов. Место возникновения, истоки и источники
Одной из ключевых особенностей этой молодежной субкультуры является то, что она сформировалась в интернет пространстве, пройдя эволюцию от расы в настольной, а позже в компьютерной игре, до сложной субкультуры с элементами религиозного культа.
Истоки этой субкультуры находятся на стыке двух других молодежных течений — субкультуры блоггеров и геймеров.
Важнейшей ценностью геймера выступает компьютерная игра, как альтернативный реальному мир, где геймер может завоевать признание игрового сообщества. Также для компьютерных игр характерно особое понимание человеческой жизни. Тиражирование жизней и бессмертие, или «режим бога»1, у некоторых людей вызывает чувство всесильности и безопасности, что приводит к снижению инстинкта самосохранения в реальности.
Под геймерами в данном случае понимаются любители игры Вархаммер 400002 (англ. Warhammer 40,000, неофициально Warhammer 40K, WH40K). Это серия фантастических игр, производимых компанией Games Workshop, а также вымышленная вселенная, в которой разворачивается действие этих игр.
Изначально это настольная игра, на основе которой с развитием технологий появляются одноименные локальные компьютерные игры и игры в режиме «онлайн».
Warhammer выделяется мрачной и суровой атмосферой, с культурой сродни германскому Ренессансу3, скрещенной с толкиновским Средиземьем. Одна из ключевых черт жанра игры — масштабные военные действия с использованием магии, ставшей впоследствии характерной чертой субкультуры.
Именно в этой игре и появляются хаоты или хаоситы — одна из сторон конфликта в игре.
Warhammer Fantasy — одна из крупнейших и наиболее популярных игровых систем в жанре, а хаос — пожалуй, одна из самых популярных сторон конфликта в этой игре.
Он представлен четырьмя Богами Хаоса: Кхорном, Нурглом, Тзинчем и Слаанешом.
Кхорн — бог войны и битв.
Нургл — повелитель мух, гниения и нурглингов (личинок Нургла).
Тзинч ("Чар" — в фэнтези) — бог с тысячью лиц, покровитель магии и «атсрала». Именно ему любят поклоняться маги хаоса. Он постоянно играет сам с собой в шахматы, осуществляет разноплановые интриги, зачастую противоречащие одна другой.
Слаанеш — бог удовольствий.
Именно эти божества и стали отправной точкой возникновения субкультуры. Игроки стали называть себя магами хаоса, а иногда и воплощениями божеств хаоса.
Собственно, популярность Хаоса началась с фэнтези, а именно — с Майкла Муркока. Чуть менее, чем все его книги посвящены эпичным войнам между Порядком и Хаосом. Оттуда же взялся и ставший популярным логотип Хаоса — восемь стрел, направленных в разные стороны4. Образ стал архетипичным, и получил дальнейшее развитие в литературе, ролевых играх, магии и даже в политике5.
Стиль игрового мира Warhammer 40,000 часто называют футуристически-готическим фэнтези. Одной из наиболее характерных черт мира является нарочитая эклектичность — генетически измененные супер-солдаты соседствуют с вооруженными копьями всадниками, напоминающими монгольских воинов, сверхсветовые космические корабли соседствуют с паровыми машинами, высокотехнологичное фантастическое оружие — с топорами, мечами и другим холодным оружием6.
Другая характерная черта — многочисленные аллюзии на популярные книги, фильмы, мифы разных времен и народов, а также исторические события. Среди мифологических источников можно назвать Библию, мифы древней Греции, Рима, Персии, Скандинавии, различные оккультные учения. Среди литературных — произведения Джона Р. Р. Толкиена, Фрэнка Герберта, Роберта Хайнлайна, Гарри Гаррисона и многих других авторов.
Среди исторических — почти вся история человечества, от древнейших времен до еще не наступившего будущего, каким его описывают фантасты.
Огромная популярность игры привела к большому количеству интернет сообществ, форумов, сайтов посвященных тонкостям игры. Обсуждения также ведутся и в блогах, откуда и выделились те, кто, вслед за толкиенистами и ролевыми игроками, стал ассоциировать себя с персонажами игры.
1. Чит-код, отладочный код.
2. Сайт «Все о Warhammer» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.warhammer40.ru/ Дата обращения: 18.02.10.
3. Сайт Википедия. Warhammer Fantasy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Warhammer_Fantasy Дата обращения: 18.02.10.
4. См. приложение.
5. Евразийский Союз Молодежи. Сайт Евразийского Союза Молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rossia3.ru/ Дата обращения: 18.02.10.
6. Интернет энциклопедия Луркморье. Хаос. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lurkmore.ru/Хаос. Дата обращения: 18.02.10.