Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. Описание неагрессивных молодежных формирований.
Сатанисты
Источники и течения современного сатанизма
Хронологически, первые истоки сатанизма1 кроются в самых древних религиях, где воздавались почести суровым и жестоким божествам. Позднее произошло размежевание на бога-защитника и бога, отвечающего за наказания. До наших дней в своей первозданности сохранилось лишь несколько течений: есть некоторое почитание злого начала у буддистов и синтоистов, немного — в некоторых местных верованиях в Индии, Юго-Восточной Азии и т.п. Но там злые духи, скорее, не почитаются, а задабриваются, чтобы не вредили. А главное божество все-таки «доброе».
Фактически, в религиях «нового» времени Сатаной (букв. противником) становилось предыдущее божество. Естественно, официальная церковь во все времена боролась с «пережитками» предыдущих верований. Всякий приверженец предыдущего бога автоматически считался еретиком. Хотя таковых оказывалось немалое количество. Как известно, сам царь Соломон впадал в подобную ересь.
Впервые стройный образ Сатаны или Дьявола сформировала иудаистская традиция с использованием халдейских, вавилонских, египетских и прочих божеств и передала его по наследству христианам. Уцелевшие от гонений приверженцы старых богов автоматически были причислены к сатанистам. В Библии Сатана представлен как противник. Его имя употребляется 200 раз и имеет 26 имен. Наиболее часто встречающиеся: Веель Зивун — злейший бесовский князь, Велиар — змей, Люцифер (первичное) — падший ангел, Астарот, Бафомет, Бегемот, являются именами местных доиудаистских и дохристианских богов.
В раннехристианские времена появилась масса сект, толкующих Писание по-своему. Опять-таки каждая у других считалась одержимой Сатаной. Признание Сатаны средоточием религиозных устремлений свершилось только в средние века.
Тамплиеры в крестовых походах столкнулись с парсами, которых тогда на Востоке было много и почерпнули у них идею двух начал, осознали, что такая схема более соответствует реальному мироустройству, нежели принятая христианская модель. От тамплиеров эту идею переняли альбигойцы, а от них — богомилы и ряд более мелких христианских сект.
Однако свободное поклонение Темному началу было невозможным. Тамплиеры были обвинены в поклонении Бафомету и закончили свою жизнь на костре. Против альбигойцев был предпринят специальный крестовый поход, в результате которого их практически истребили. От богомилов остались жалкие группы последователей в современной Болгарии. Но в их учении сохранились только слабые отголоски почитания Темного начала. Пытаясь сохранить Учение они создали тайные Ордена.
Происходила частичная трансформация и слияние сатанизма и магии, с тех пор происходит их отождествление, причем без разделения магии на «черную» и «белую».
Со временем сатанизм стал проникать в среду дворянства. Однако, не имея доступа к действительно сатанистским организациям, они занялись реконструкцией сатанизма на базе христианских источников. То есть за основу бралась Библия, трактуемая «от противного» и христианство, вывернутое наизнанку. Тогда же появились небезызвестные «Клубы Адского Пламени». Стало бытовать мнение, что сатанизм — суть антихристианства, «сатанисты» сделали вполне очевидный с их точки зрения вывод: если Богу (Христу) приносится жертва бескровная, то Сатане, естественно, кровавая. И чем мрачнее, мерзостнее и таинственнее ритуал, тем лучше для Сатаны. Все это привело к изобретению такого ритуала как «Черная месса» или «обедня св. Секария». Хотя, с точки зрения официальной церкви «Черной мессой» называется любая месса, отслуженная не по канонам церкви.
Сатанинская же «Черная месса» должна была проводиться ночью, в разрушенном храме и сопровождаться чтением Библии наоборот. В завершение мессы верховный жрец должен был уложить на алтарь и подвергнуть сексуальному воздействию какую-либо приверженку религии.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые сатанистские группы, действительно, проводят обряд под названием «Черная месса», но суть его и содержание весьма далеки от описанных выше. Видимо, упомянутые «сатанисты» уловили какие-то частицы информации, просочившиеся из настоящих сатанистских организаций, и домыслили их по своему разумению2.
К новому времени сатанизм практически исчез. Остались лишь небольшие группки, сохранившие учение как в чистом виде, так и в виде анихристианства. Дело в том, что сатанизм, по определению, религия активная, предполагающая действие. В наши дни его воскресило желание противопоставить себя обществу и официальной церкви. Но так как до наших дней лишь единичные организации сохранили более или менее непрерывную линию учения, то сатанизм, большей частью, воссоздавался искусственно, подобно древнеславянским обрядам.
Под понятие «сатанисты» подпадает несколько самостоятельных (существующих и не существующих) течений. Вот одна из наиболее распространенных классификаций:
- Фанаты тяжелого «сатанинского» рока. Носят символику и атрибутику сатанистов: черепа, перевернутые кресты, всевозможные изображения чертей и т.п. Данные группы «сатанистов» не отличаются от фанатов других музыкальных рок- и попгрупп, и не относятся к категории агрессивных формирований.
- Сатанистские формирования, рассматривающие «сатанизм» как форму агрессивного атеизма. Движение имеет протестный характер, причем не является агрессивным.
- Сатанистские формирования, рассматривающие «сатанизм» с позиций, подаваемых желтой прессой либо сформированных художественными произведениями и фильмами ужасов.
Современный сатанизм разбивается на несколько групп (или течений) совершенно не родственных между собой. Себя все они называют сатанистами или сторонниками истинного света (реже — приверженцами тьмы или дьяволопоклонниками). Наиболее известными являются:
- АНТИХРИСТИАНЕ. Они же Дьяволопоклонники. Одна из наиболее старых сект. Возможно, скрыто уцелевшая в Европе с прошлых времен и возродившаяся в России. Главное отличие — глубочайший антихристианизм. Основа вероучения — Библия, толкуемая со знаком минус: "убий", "укради", "прелюбодействуй", "чти только себя" и т.д. Культ — Черная месса. Воюют с христианами. Судя по всему, нашумевшие убийства в Оптиной пустыни указывают на их причастность. Практикуют жертвоприношения, в том числе человеческие. Ошибочно считают себя Истинными Сатанистами, не осознавая, что возрождают лишь христианское видение сатанизма. По имеющимся данным есть небольшие организации сатанистов такого толка в России, Германии, Франции, США.
- МАГИ. Считают себя старейшей сектой, но на самом деле в России появились где-то в 70-х годах. В Британии, по имеющейся информации, родственные течения существуют с XIV-XV века. Почитают как Бога — Демиурга, творца всего сущего, так и Сатану, — повелителя Энергий. Признают и Библию, и средневековые магико-алхимические труды. Совершают различные магические обряды, вызывают духов, Сатану и т.п. Признают жертвоприношения (животных). Организация очень замкнута. Небольшие группы существуют практически во всех странах Европы и США. В России малочисленны.
- ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ САТАНИСТЫ. Базируются на Библии и приводят в свое оправдание следующий тезис: "Если бы Бог был всесилен, то он бы уничтожил Сатану. А так как этого не случилось, Сатана по силе равен Богу". Совершают ритуалы и обряды, как правило без жертвоприношений, практикуют медитацию. Наиболее распространены в странах протестантской ориентации. Есть группы в России.
- САТАНИСТЫ-ФИЛОСОФЫ, или ЦЕРКОВЬ САТАНЫ Антона Шандора Ла Вея. Единственная официально зарегистрированная сатанистская организация. Проповедуют индивидуализм, удовлетворение собственного эго человека, призывают опираться только на себя, признают идею Сверхчеловека в трактовке Ницше. Учение базируется на "Сатанистской Библии" и других трудах Антона Шандора Ла Вея и его последователей. Хотя по традиции считается, что сама Церковь и все ее философские основания изобретены самим Ла Веем в 60-х годах ХХ века, но в Учении Церкви явно чувствуются отголоски более древних учений. Используют магию в качестве средства достижения благ и власти в земной жизни. Воспринимают Сатану как силу, ведущую человечество за определенные ему пределы. Принципиально отвергают жертвоприношение. Встречаются во многих странах.
- ОРДЕН СВЕТА или САТАНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Вымышленная организация, существовавшая и популярная в Интернете в течении 1998 года.
- ГУМАНИСТЫ. Считают Сатану "санитаром природы", чем-то вроде булгаковского Воланда, которому, кстати, тоже поклоняются. В некоторых моментах сближаются с ОРТОДОКСАЛЬНЫМИ САТАНИСТАМИ, но считают, что Сатана нуждается не в почитании, а в содействии. Чисто отечественная группировка. Встречается в Москве и других крупных городах, обычно среди студентов-гуманитариев.
- ЛЮБИТЕЛИ. Принимают не столько учение сатанизма, сколько его символику или атрибутику. Обычно на короткий период времени, ради развлечения или испытания себя. Сюда, как правило, относятся молодежные и подростковые группы, любители "сатанистской" музыки и т.д.
Существует множество импровизированных организаций сатанистского толка, выше указаны наиболее известные и представленные в России.
Различные источники в Православной церкви приводят самые различные цифры о количестве сатанистов в России и СНГ. Причина такого разнобоя в том, что различные исследователи причисляют к сатанистам самые разные религиозные группы. Наиболее распространенные и цитируемые церковные источники приводят следующие данные: в одной только России насчитывается от 10.000 до одного миллиона (!) приверженцев сатанистских культов, а в целом по СНГ — чуть ли не в полтора раза больше.
Особняком от культов явно сатанистской направленности стоит «Церковь саентологии» Л.Р. Хаббарда, являвшегося учеником известного сатаниста Алистера Кроули (представителя «Ордена восточных тамплиеров») и признавшего себя в своем завещании, адресованном адептам высших степеней посвящения, воплощением Антихриста.
Центр «Юнивер» и целый ряд оккультных сект, а также так называемых «целителей» и колдунов, прикрывающихся различными названиями, в сущности, по оценкам экспертов из МВД Российской Федерации, являются сатанистскими. Авторы также относят к сатанизму ведьм и подавляющее большинство колдунов.
Классификация сатанистских сект и отдельных поклонников сатаны с позиции религиозных объединений: отдельные малочисленные семейные группы потомственных адептов сатаны («черные сатанисты») ;сатанистские группы; группы демонопоклонников; ряд отдельно практикующих колдунов и ведьм; некоторые течения шаманизма; некоторые тайные общества; оккультные группы.
Четырехуровневая классификация сатанизма по уровням вовлеченности и серьезности деятельности приводится следующим образом:
- Первый уровень (наименее усложненный) — «самостоятельно изучающий любитель». Он состоит из индивидов, которых сатанизм привлек через популярные книги по данному предмету и через другие доступные источники.
- Второй уровень — «психопатические сатанисты». Это индивиды, которых сатанизм привлек потому, что он выглядит как четко выражающий и облагораживающий побуждения, которые уже у них существуют.
- Третий уровень, «религиозный сатанизм». Состоит из публично известных групп, таких, как "Церковь сатаны" (США, Калифорния), "Храм Сета" (США), "Южный крест" в Москве и др. Эти организации открыто проводят рекламирование, имеют анкеты поступающих на работу, членские взносы и все другие атрибуты небольших религиозных групп.
- Четвертый уровень, «черные сатанисты». Представляет собой группы, которые действуют тайно, явно должны быть ответственными за некоторые из случаев ритуального насилия, действуют чрезвычайно утонченными методами и состоят преимущественно из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане. В большей части случаев это потомственные сатанисты, совершенно не афиширующие своей деятельности. Имеется крайне мало прямых данных о существовании таких групп, но это вполне может измениться в ближайшем будущем, когда само по себе ритуальное насилие будет восприниматься более серьезно, и правоохранительные органы столкнутся с проблемами их расследования. К этой группе можно отнести «Черную Графиню» (Москва), «Верховную Жрицу» (Брянск).
Доктрины сатанистского учения
Идейным вдохновителем современных сатанистов считается выпускник Кембриджа, оккультист и автор ряда «магических» книг Алистер Кроули (1875-1947), самый известный представитель «Ордена восточных тамплиеров» (его мистическое имя в ордене было — «Бафомет»), считавший, что «Сатана — не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь», именовавший себя зверем Апокалипсиса и обучивший многих учеников. В частности, из учений А. Кроули очень многое почерпнул для создания своей «Церкви саентологии» Л.Р. Хаббард. Алистер Кроули широко использовал практику йоги и буддийские обряды. Произведения этого английского мистика, симпатизировавшего Гитлеру, легли в основу многих сатанистских культов, включая самую крупную организацию — «Церковь сатаны».
Уильям Петерсен3, анализируя факт возрождения сатанизма в середине 1960-х годов, считал, что катализатором этого процесса стал фильм «Ребенок Розмари», где Ла Вей, самозваный глава «Церкви сатаны» в Сан-Франциско и автор «Сатанистской (Черной) библии», исполнил роль дьявола, назвав впоследствии этот фильм «лучшим коммерческим предприятием для сатанизма со времен инквизиции», и Петерсен подчеркивает, что Ла Вей, несомненно, здесь прав. «Церковь сатаны» поддерживает все виды сексуальной активности, удовлетворяющей желания человека. Ее философия жизни — поиск наслаждений, она извлекает выгоду из всего того, что входит в мир через посредство дьявола. Ее адепты должны разделять девять положений сатанизма. Ла Вей проповедовал необходимость создания такой церкви, которая могла бы плотские желания человека превратить в объект поклонения, почитания и прославления.
Священная книга сатанистов — «Черная библия» — написана Энтони Шандором Ла Веем. Согласно ей: Сатана — скорее символ, нежели реальность.
«Черная библия» может интересовать подростков по ряду причин. Она пропагандирует род неистовой независимости, включая анархию, бунт и радикальную самодостаточность в такой момент жизни подростков, когда формируются позиции относительно власти. Она пропагандирует отрицание любых форм авторитета, религиозного, общественного или родительского. Моральные кодексы любого рода являются просто препятствиями, которые следует преодолевать. «Делай, что хочешь, это должен быть весь закон» — данная цитата из «Книги Закона» Алистера Кроули хорошо это выражает. Поскольку бунт против авторитета обычно происходит в подростковые годы, сатанистская идеология может быть крайне привлекательна, особенно для тех, кто уже сталкивался с трудностями, связанными с авторитетными фигурами. Религиозная философия сатанизма предлагает фактически то, что может показаться «мечтой подростка».
«Сатанизм»4 как общеупотребительное выражение — понятие собирательное и весьма неточное. К сатанистам себя относят самые различные люди, порой принципиально различающиеся по идеологии и даже трактовке самого слова «сатана». Типичный пример — противостояние между дьяволопоклонниками и настоящими — «ЛаВеевскими» сатанистами. Первые действительно поклоняются Дьяволу (Сатане, Люциферу) как конкретному существу, противнику Бога.
Сатанизм в России (Астрахань, Орел, Ярославль, С-Петербург, Москва Подмосковье и др. регионы) был всегда, еще до революции5. Первые упоминания о сатанистах в СССР появились в 30-е годы. Однако в тот период их лидеры жили за границей. Вновь сатанисты появились в СССР уже в 1974-1975 годах. Самой большой организацией того времени был «Орден Сатаны». В 1986 г. эта организация распалась, что привело к возникновению множества мелких сект.
В 1997 году Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви выпустил целый справочник6 по религиозным деструктивным организациям сатанистской ориентации. К сатанистским культам, действующим в России, относились: «Южный крест»-Московская церковь сатаны (место сбора площадь Большого Театра, кафе около Кузнецкого моста), «Черный ангел», «Черный дракон», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Зеленый орден», «Общество сатаны», «Орден сатаны», «Черные волки».
В среде сатанистов постоянно идут споры о том, кого считать сатанистом, а кого — нет. Помимо дьяволопоклонников, сатанисты отказываются признавать в качестве «сатанистов» фанатов тяжелого «сатанинского» рока — это взаимная претензия. Однако весьма часто подобные обвинения возникают в отношении «сатанистов», которые находятся под влиянием пропаганды голливудских фильмов ужаса.
Современные источники.
- Энтони (Антон) Шандор Ла Вей (перевод Игоря Цегановича Бизе). В России издано 4 книги (особенно распространены в Московском регионе). «Сатанинская библия» или «Черная библия», «Записная книжка сатаны», «Сатанинские ретуалы», «Совершенные ритуалы».
- Произведения Алистера Кроули, в первую очередь «Книга Закона», далее двухтомник «Магия в теории и на практике», сборники «Равноденствие» («The Equinox»). Все переведены на русский язык.
- «Черная магия в теории и на практике» («Black Magic in Theory and Practice») Майкла Акино.
- «Черное искусство» («The Black Arts») Ричарда Кавендиша;
- «Некрономикон». Эта книга, содержащая описание колдовских практик призывания демонов, была написана Абдулом Алхазаредом, в среде сатанистов известным как «Сумасшедший Араб»;
- «Священная книга Абрамелина» (Абра-Мелина);
- «Тайные символы Розенкрейцеров» Франца Гартмана/
Сатанистам рекомендуются также:
- «Секреты жизни сатаниста» («The Secret Life of a Satanist») Бартона Бланша;
- «Сатана хочет тебя» («Satan Wants You») Артура Лайонса.
Интересно и весьма символично, что Кроули рекомендовал своим ученикам читать «Бхагавадгиту».
1. От еврейского «Сатан» — «противник».
2. Cправочник Московского патриархата «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера».
3. Уильям Петерсен. «Эти странные новые культы», глава, посвященная современному сатанизму.
4. Д.Л. «Сатана и его друзья». Из достоверных источников. На сайте «Агентство федеральных расследований «FreeLance Bureau».
5. Вилкс А.Я., к.ю.н. «Во что верят члены нетрадиционных религиозных групп?» В сб. «Криминологи о неформальных молодежных объединениях» под редакцией д.ю.н. И.И. Карпец. «Юридическая литература», Москва, 1990.
6. «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». Информационно-аналитический вестник № 1. Издание 2-е, переработ, и дополн. Белгород, 1997. - 459 с.
Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ