Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. Общие положения.

Субкультура молодежных формирований

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время наша культура неоднородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, различающихся своими культурными ценностями и традициями. Такого рода культурные группы, с одной стороны, тесно связанные с доминирующей культурой, но, с другой стороны, отличающиеся от нее, принято называть субкультурами.

Субкультура1  — система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.

В той или иной степени каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя чаще они не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. В молодежных формированиях наиболее часто имеют место молодежные субкультуры, контркультуры, криминальная (зоновская) субкультура и элементы детской субкультуры.

Иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Контркультура2,3 — совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Данное явление, получившее название «контркультуры» появилось в 1960-е гг. В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов. В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, надев мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали.

Появление контркультурных тенденций4 вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени и имеется в любом обществе, за исключением случаев институированного единомыслия (в условиях диктатуры и тоталитарных режимов). Подобные явления начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Чаще всего носителями подобных тенденций выступает молодежь и/или представители преступного мира. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Нелегальные ценности молодежной субкультуры, как правило, имеют полные аналоги в той или иной социальной группе.

Детская субкультура — культурное пространство детского сообщества, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной конкретно-исторической ситуации.

Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. По некоторым параметрам она относительно автономна, поскольку ее основные ценности передаются изустно, а также через транслируемые из поколения в поколение сверстников нормы общения и взаимодействия. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, наряду с фиксируемыми нравственными нормами в отношении самого детского сообщества и сообщества взрослых. Эти нормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, часто имеют для детей почти магическую силу.

Молодежная субкультура (подростковая) — культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры — стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам — одежда, прически, музыка, места общения и т.д.

Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.

Криминальная субкультура. Субкультура многих молодежных движений часто содержит те или иные элементы криминальной субкультуры. Некоторые виды которых, вообще базируются на криминальной субкультуре.

Криминальная субкультура5 — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Эти асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д. Для нее характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем зачастую это выдаётся за справедливость, верность товариществу, долг перед «своими». Во многих группировках организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).

Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается молодежью. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.

Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Приобщение к криминальной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность; особенно это касается лиц молодежного возраста.

С недавнего времени для многих криминальных групп стало характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом). Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе можно определить по следующим признакам:

  1. жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразный табель о рангах (причем наиболее ярко это проявляется в закрытых молодежных коллективах);
  2. обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
  3. наличие враждующих между собой группировок, конкурирующих за сферы влияния (сбыт наркотиков, проституция, оказание «услуг» в виде предоставления крыши, рынок ритуальных услуг и т.д.);
  4. факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);
  5. использование в речи уголовного жаргона (арго);
  6. нанесение татуировок;
  7. значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма.
  8. повсеместная распространенность карточной игры под интерес, т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;
  9. наличие кличек;
  10. групповые нарушения.


1. Словарь терминов. «Социология».

2. В.И. Ильин «Контркультура в СССР»

3. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Гардарики, 2008. - С. 329. См. также «Социальный экстремизм и противодействие ему: историко-теоретический аспект»

4. Ионин Л.Г. «Социология культуры». М. 1996

5. Александров Ю.К. «Очерки криминальной субкультуры». - М.: «Права человека», 2001. - 152 с.


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Двести тридцать два плюс восемь равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100