noxx77
г. Ангарск, Иркутская обл.
Суп культуры
или
Сумбур о классификации субкультур
Помогите привести в порядок ценные мысли
От редактора
Ниже приведены отрывки разговора, который начался здесь, постепенно стал явным оффтопиком и вот перед вами попытка его возобновить. Приведены только цитаты из noxx77 Не ручаюсь, что я выбрал самое ценное... хотя старался.
Нутром чую, что noxx77 высказывает очень ценные мысли, но их слишком много и сумбурно. Может быть, общими усилиями нам удастся их систематизировать?
* * *
Если брать те субы которые я знаю, то:
- Неформалы ака нефоры
- Гопники ака реальные пацаны, дворовые
- Тусовщики ночных клубов
- Компьютерщики — не совсем молодежная, но еще та суба.
- Ролевики — это даже не одна а целый суп субов
- КВНщики
- Скинхеды
- Сатанисты тоже неоднородная смесь
- Наркоманы
- Растаманы
- Рэп и Эрэнби
- ЖЖ
- Падонки
- Упячка
- ОдноГлазники
- Форумные субы
- Чатеры
- Хакеры
Сетевые субы:
Я бы ввел в классификацию еще степень влияния субкультуры на культуру в целом и креативность. Тех же падонкафф и ЖЖ и КВНщиков нельзя сравнивать с ЧГКшниками ни по креативности, ни по силе влияния на общество в целом. Камеди-клаб и Прожекторпэрисхилтон, например — это тоже КВНщики, а передачу пол-страны смотрит.
* * *
Нефоры — в данном случае это самоназвание субкультуры и движения. В 1990х — начале 2000х при всем различии в течениях движения были именно субкультурой, со своими атрибутами, сленгом, традициями, устойчивыми социальными связями и активной внутренней жизнью, а также кооперацией при организации тех же слетов и концертов. А главное — довольно устойчивым отношением к тем кто «в системе» субкультуре и тем кто «вне» её. Я именно это и имел ввиду. Да, сейчас движение сильно утратило активность, влияние, и структурность но след оставило мощный.
Взаимоотношение как внутри субкультур, так и субов с мэйном далеко не однозначны и брать только один или два параметра для определения суб это, течение в субе, мэйн или течение в мэйне по-моему просто недостаточно. Тем более, что один человек может входить в несколько субкультур.
Ещё сложнее отношения форма общения и субкультура, напр.: Одноклассники, ЖЖ, неформалы, башорг скорее среда, форма, но в рамках которой возникает множество субов и течений, поэтому, чтобы не усложнять терминологию, проще принять их за субы, словом форма общения обозначив (в необходимом контексте) именно формы и среды, например среда — интернет, формы чат, блог, конференция, из реальных (невиртуальных) форм — ролевые игры, неформальная тусовка(форма), неформальная среда, но субкультуры (чатеры, блогеры, ЖЖшники) — именно субкультуры, с наличием активного ядра, сложных внутренних связей и отношений, языка (сленга, жаргона — если субкультура профессиональная), периферии и взаимоотношения с мэйном.
Есть, мне кажется, смысл говорить о средах и субкультурах разных уровней например: Мэйн (0), Неформалы (1), Панки (3) и о «братских», близких субкультурах, не входящих в общую систему, но имеющих мощные точки соприкосновения и обмена. То же и о субкультурах-антагонистах, имеющих в качестве точки соприкосновения именно противостояние по ключевым вопросам (скинхеды — антифа), причем «антисуб» вторичен по отношению к субу и энергетизируется им.
* * *
- Человек может входить в разные субкультуры одновременно, причем часто оказывается, что сама лексика переходит из одних субкультур в другие.
- В отношении падонкаф стоит идти сразу от: интернет >>, поскольку интернет сегодня «пользовательская» среда и отношение к жаргону компьютерщиков имеет уже отдаленное — скорее компьютерщики в ней, чем интернет «в них». Я понимаю ФИДО, там действительно классификация компьютеры >> фидошники подходила. Разграничение субкультура/среда (форма) принципиально, поэтому, если мы говорим о субкультуре какой-либо среды или среде какой-либо субкультуры, это следует обозначать. классификация компьютеры >> интернет, будет несколько о другом и значение слова «интернет» поменяется, не будет обозначать «субкультуру среды интернет» — т.е. получается многозначным. С многозначными словами, думаю, лучше обходиться именно как с многозначными, чтобы не путаться.
- Если брать по классификации, то термин «неформалы» скорее характеристика субкультуры, если мы не говорим об определенном движении и субкультуре (музыкальной) 70х-90х, поэтому следует четко различать, о чем мы говорим в данный момент. Причем внутри движения определение «неформал» или «нефор» имело определенное значение, что тоже следует учитывать. Думаю, сами субкультуры и среды придется описывать в словаре, включая их характеристики, хотя бы кратко например, та же «неформальная», хотя это слово будет по определению относиться к большинству молодежных субкультур. Без достаточно четкого описания, (скорее, прописывания, определения) субкультур ценность словаря ИМХО сильно ограничена.
- Важный вопрос — историчность субкультуры: учитывая часто короткий срок жизни субкультуры, стоит учитывать её историю (зародилась, оказала влияние, породила, растворилась), а также временные границы, в которых применялась та или иная лексика и когда вышла из употребления, изменила значение, из какой субкультуры в какую перешла.
- Т.о. в отношении лексики и её употребления подход с трех позиций что:
(слово, выражение, значения (денотат)) — кем (субкультура) — когда (временные рамки)
только с трех точек мы можем говорить о более-менее полном описании, причем стоять эти вопросы могут в любом порядке, все равно придется учитывать все три. Поэтому классификация субкультур все-таки первична, благо, что литературы и носителей пока хватает.
* * *
Классификация по форме — вопрос довольно интересный, но меня интересует, что форме часто соответствует определенная субкультура, а сама форма имеет в субкультуре свою лексику, к ней относящуюся. Поэтому интернет-лексика какой-либо субкультуры интернет-сообщества или лексика, относящаяся к самим РИ в субкультуре Ролевиков — оперативна.
По поводу падонкаф — думаю, что падонки давно вышли из «компьютерщиков», т.е. в контексте «субкультуры порожденные компьютерщиками» — то да, в контексте «субкультуры компьютерщиков» — с большой натяжкой (принцип историчности).
* * *
А по молодежным СК можно предложить, пожалуй следующую классификацию первого уровня (по степени проявления в области деятельности преимущественно — условно, но отражает):
- Интернет-субкультуры
- Музыкальные субкультуры
- Деятельнось: (РИ, ЧГК, геймеры)
С другой стороны, куда отнести «Готов», «Анимешников»?
Поэтому, проще, думаю иерархию (вложенность) брать там, где она прослеживается. А временную периодизацию, а интернет, музыкальные и т.д — пустить как свойства и поисковые тематические теги, ссылки, а уж по какому критерию пользователь будет искать — его воля. Ссылки и свойства можно в статье не отображать или отображать лишь частично (там где необходимо в теле статьи), полный список разворачивая по желанию пользователя.