Для печати |
Для справок: «Словари сленгов неформалов»
Рецензии на книгу «Очерки неформальной социотехники»
Борис Михайлович Бим-Бад,
доктор педагогических наук,
профессор,
академик Российской академии образования
Москва
О действующей модели гражданского общества
Действительно ли перед читателем — учебное пособие? Для меня несомненно, что «да!». В нем сбалансированы рекомендации, примеры, теория и предсказания.
Правы ли авторы пособия, что «Это — книга об общих закономерностях развития любого неформального, или гражданского сообщества»? — И здесь твердое «да!». Под скромным названием скрывается серьезная и важная работа по истории, анатомии и закономерностям гражданского общества на примере молодежных культур.
Авторы книги потратили большую часть жизни на изучение обстоятельств зачатия, рождения, жизни, смерти и метаморфоз самых разных объединений молодежи. Их обобщающий труд создан на стыке историко-научных изысканий и подробного, детального (потому что — включенного) знания реальных неформальных групп, или сообществ, молодых людей.
Среди множества (в логико-математическом смысле) открытых авторами закономерностей формирования гражданского общества я выберу только небольшую, но показательную, на мой взгляд, часть.
* * *
Общественные движения — это элементы гражданского общества, самоорганизовавшиеся и компенсирующие не заполненные другими институциями потребности людей. Новое неформальное движение занимает пустующую (или запретную) в обществе нишу самореализации личности. Для диссидентов это — свобода слова в области политических и экономических дискуссий. Для хиппи — свобода от потребительского образа жизни, сексуальная и другие свободы. Для КСП и рока — творческая самореализация в «неофициальных» жанрах. Для ролевиков — дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т. д. В некоторых случаях деятельность общественных движений включена в жизнь всего общества непосредственно через производимые ими товары, услуги, культурные ценности, дополнительное образование кадров для рынка труда (собаководы, радиолюбители, рок, КСП…). |
Во многом появление движения есть ответ на вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группы инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни. |
Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на очередной вызов времени-пространства, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества (поскольку оно заставляет играть по своим правилам). Но для нужного ответа на новый вызов нужны уже иные правила. |
Эти конструктивные уходы всегда сменяются возвратом в мир. На базе оформившихся носителях новых культурных традиций происходит изменение всего культуры общества в целом. |
* * *
Новые общественные движения в начале своего развития почти всегда являются молодёжными. |
Неформальное молодёжное движение — прежде всего система связей. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой — это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления — другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно — либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет — все разругаются. |
Временной срок (продолжительность) зарождения движений и первого цикла их существования — четверть века. Затем поле их деятельности «вдвигается» в большой мир, расширяя его границы. |
Неформальная группа — та, существование и деятельность которой опосредствованы исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминированы никакими внешними силами. Неформальные сообщества состоят из неформальных групп и/или людей, связи которых носят неформальный характер. |
К категории неформальных сообществ авторы относят, в частности, многие детско-юношеские клубы спортивного туризма, детские театральные студии и молодёжные некоммерческие театры, летние математические (биологические, химические и прочее) школы и ещё очень многие другие. |
Все молодёжные неформальные движения обладают естественной притягательностью. |
У части неформальных сообществ безусловно присутствует аполитичность, например, у филателистов. |
Все члены неформального сообщества работают добровольно и бескорыстно. Неформальными авторы считают те сообщества, где бОльшая часть ресурсов (прежде всего — это труд) вносится самими членами сообщества добровольно (обычно — до 80%). |
Бескорыстные массовые неформалы сохраняют творческий потенциал нации, культуру самоуправления, опыт работы с социальными моделями и синтеза различных культур. Примеры — движения исторической реконструкции и исторического фехтования. |
Кроме огромной в сравнении с другими движениями численности и мощности, кроме материальной независимости, неформальные сообщества выделяются ещё одним важнейшим свойством — они носители идеалов. Реальное изменение общества может происходить только на идейной основе. |
Новое сможет пробиться только в том случае, если воплощать его в жизнь будет не бюрократия, искажающая смысл любых реформ, а люди, преданные конструктивной идее и объединённые в движение с сетевой структурой координации (на сей день наиболее эффективной). |
* * *
Квант неформального поля — клуб. Для любителей всего живого клуб — самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы. |
Примеры клубов: Клуб любителей. Его главная задача — удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён. Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных. Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант. Реактивная группа служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней — совместимость с другими членами группы. Неформальный производственный коллектив удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там — успех. |
* * *
Авторы и их друзья оправданно считают, что «сейчас важно не упустить новую волну синтеза... То есть породить в итоге новых активных и молодых субъектов общественной, а может, и политической жизни.» |
Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код, который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой можно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны государства и меценатов и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других. |
Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто выиграл социальный тендер, а кто — проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры. |
* * *
М. Кордонский и М. Кожаринов создали книгу о возможном будущем и о технологии его изготовления. Каким оно, наше будущее, будет, никто не скажет.
Давайте не просто надеяться на лучшее, но действовать. Благодаря нелегкому труду авторов мы теперь вооружены основательным и потому надежным знанием о механизмах становления и развития гражданского общества.
Дата публикации: 9 октября 2008