«Союз друзей»
Рецензия
на программу детско-юношеского объединения
(выдержки)
Программа известного в России педагога дополнительного образования Ольги Петровны Паньшиной из г. Самары вызывает вполне обоснованный интерес у коллег автора ввиду нижеизложенных обстоятельств.
В первых же строках документа Ольга Петровна дает сжатый, но точный анализ важнейших моментов социокультурной обстановки в современном обществе, причем не абстрактный, а привязанный к задаче становления личности молодого ее члена — ребенка.
Далее автор описывает песню как мощнейшее средство формирования личности, в том числе способностей, вкуса и пр., а главное — мировоззрения, системы нравственных ценностей Автор не упоминает явным образом, но по тексту понятно, что осознает эффективность психологического воздействия песенных атрибутов (ритма, гармонии, мелодии) на человека, благодаря чему взаимодействие музыки и поэзии приобретает суперадиттивный характер. Именно поэтому, как справедливо замечает Паньшина, через песню легче и надежнее внедряются в сознание слушателя культурные и нравственные информационные блоки. Ольга Петровна дает также развернутую характеристику песни как социопсихологического явления, инструмента социотехнического инжениринга. Из контекста документа понятно, что педагог видит в песне средство воспитательного процесса как индивидуального, так и коллективного свойства, что позволяет решать широчайший круг педагогических (и не только, например, психотерапевтических, коррекционных и др) задач.
Особую значимость песня приобретает в «критическом возрасте отрочества», когда креативный аппарат индивида еще не сформирован, а потребность в собственном социальном статусе уже сверхактуальна, и одним из инструментов решения этой проблемы становится общение, в котором значение песни переоценить невозможно.
Из огромного песенного океана Ольга Паньшина уверенно выбирает песню авторскую, личностную, и отнюдь не случайно: будучи не всегда идеальна с точки зрения «чистого» («высокого») искусства, эта песня исходит от личности, ищущей и находящей свои ниши и поведенческие модели в реальном мире. Эта песня естественна и откровенна, она полна индивидуальной конкретики и достоверна (вспомним знаменитое «верю» К.С. Станиславского), а главное — ее создатель, как правило, человек социально состоявшийся и по-человечески симпатичный, обладающий мощной позитивной харизмой, что для решения педагогических задач подросткового возраста делает эту песню средством весьма эффективным.
Ценность ее искусствоведческих и методологических открытий в том, что они позволяют не забивать микроскопом гвозди, то есть, не использовать авторскую песню так, как надлежит использовать эстрадную или классическую музыку (то же — и с поэзией), а работать именно с уникальными, личностными и общечеловеческими свойствами авторской песни. Паньшина прямо предостерегает от перенесения «музыкальных» и «литературных» профессиональных стереотипов на воспитательную работу в коллективах любителей авторской песни (увы, это сплошь и рядом встречается в педагогической практике на ее «низовом» уровне и, увы, как правило, не осознается многими руководящими работниками, также поверхностно-стереотипно подходящими к подбору педагогических кадров для подобной работы).
С конца 50-х годов в мировой педагогике не придумано ничего эффективнее так называемой «коммунарской» («орлятской») методики, иначе еще называемой методикой коллективного творческого воспитания, педагогикой сотрудничества и пр. Автор ее — академик АПН И.П. Иванов. Отбросив отжившую атрибутику и педагогически грамотно расставив акценты в этой методике, ею уверенно пользуется О.П. Паньшина. Основным методическим инструментом является регулярная коллективная рефлексия прожитого периода, о котором Паньшина пишет в своей работе Рефлексия же предполагает обстановку предельной откровенности, что и позволяет создать песня.
А на какой жизненной, деятельностной базе удобно спровоцировать и пережить те самые острые события, которые и вызовут к жизни главные ее вопросы? Для этого — что может быть лучше туризма (не «матрасного» или, другими словами, круизного, а полуспортивно-полуфилософского), а также базирующихся на нем видов деятельности, таких, как краеведение! Паньшина связывает в единый комплекс коллективную туристскую жизнь-работу, рефлексию и песню. И тут появляется еще одно мощнейшее педагогическое подспорье — живая природа, общение с ней, встраивание в нее, защита ее. Понятно, что природе созвучен невооруженный человеческий голос. Отсюда — особая уместность, более того, уникальность, незаменимость в этой обстановке именно авторской песни. И когда Ольга Петровна в перечне необходимого оборудования чуть ли не вперемешку перечисляет гитары и костровые тросики, это не так смешно, как может показаться, даже, скорее, символично.
Хочется обратить внимание на то, что предлагаемая программа суть больше, чем программа кружка или клуба. Это путеводный документ педагогической системы в самом серьезном и высоком смысле этого слова: Паньшина не мыслит работу иначе как в комплексе задач и средств их решения. Философски это адекватно, сообразно многосторонней и неразъемной реальной жизни, реальному миру Все части этой системы взаимосвязаны, влияют одна на другую и не могут друг без друга существовать. А профессионал, создавший эту маленькую, но сложную модель мира, буквально нервом ощущает ее работу, знает ее возможности и слабые места, может все, что нужно, починить и наладить, а главное — научить этой науке (или искусству?) другого.
Владимир Ланцберг (г. Туапсе),
автор-исполнитель песен,
председатель жюри конкурса авторской песни
«Второй канал Грушинского фестиваля»,
педагог,
социопсихолог,
член Союза российских писателей
Январь 2001 г.