Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский, Владимир Ланцберг. Технология группы. Авторская версия

Глава VI

О «клубной геронтологии»

Позволь, дорогой практик, эту главу начать с трюизма: человеку свойственно развиваться, изменяться. Вот.

Так же и группа как средоточие межличностных отношений в процессе своего существования претерпевает значительные изменения, минуя различные стадии от рождения до смерти (последнюю, впрочем, миновать уже бывает некому). Сроки жизни ее бывают различны; она может проходить не все стадии развития: некоторые группы распадаются, так и не достигнув расцвета; нередко возникают и вовсе мертворожденные клубы. Но те или иные этапы существования группа проходит обязательно. Каковы же основные фазы этого цикла и чем они характерны?

Замысел — дородовая, пренатальная стадия, когда будущий клуб существует в воображении — не важно, одного ли родителя, или целой толпы таковых, но — в воображении. Эта стадия может представлять интерес лишь в том отношении, насколько отцы-основатели (любого пола) хорошо представили себе, чего бы им хотелось, и обдумали планы и методы первых телодвижений. Ибо, как мы убедились, читая предыдущую главу, нет лучшего способа угробить будущий клуб, как тиснуть объявление в газете о его создании.

Рождением клуба можно считать момент, когда хотя бы два первых его члена приступили к реализации первого намеченного дела.

Становление характеризуется ростом численности группы, формированием ядра, актива, ауры; поиском режима и форм работы, получением первых результатов. Рождается структура, возникают традиции, налаживаются внешние связи. Как правило, это самый длительный и плодотворный, в плане развития личности члена группы, период ее жизни. Для Int-групп в этом этапе заключено основное содержание их деятельности: дети обучаются ремеслу, душевнобольные проходят курс лечения психотерапией.

Авторитет лидера на этой стадии постоянно растет, и даже если в группе практикуются демократические процедуры, принимаются, за редчайшим исключением, те решения, которые предлагает лидер.

Расцвет — период наивысшей эффективности реализации задачи, главной для данного социопсихологического типа клуба, а также наиболее благоприятного внутреннего климата — того, что, собственно, делает клуб таковым.

Старение, увядание сопровождается ухудшением целого ряда характеристик и параметров группы, вплоть до утраты тех или иных функций. Внешние формы при этом могут оставаться практически неизменными (те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.). Характерна для этого периода и подмена одних задач другими, иногда прямо противоположными объявленным.

Смерть группы означает утрату большинства функций, почти нулевую эффективность работы в области главной задачи, невысокий средний уровень взаимоотношений (для оценки можно использовать хотя бы такую грубую шкалу как:

  • дружба;
  • симпатия;
  • доброжелательность;
  • терпимость;
  • неприязнь)

Что означает «средний» уровень? В идеальном коллективе устанавливаются дружеские отношения каждого члена с каждым, т.е. этот уровень весьма высок. В формальной группе возможна взаимная неприязнь между всеми ее членами. В реальной неформальной группе средний уровень зависит от процентного содержания отношений того или иного ранга, уровня благополучия взаимоотношений (гл.X).

Существование умершей группы возможно, в основном, благодаря инерции, отсутствию рядом более живых и привлекательных клубов, и даже в случае их наличия уклонению ее членов от активной деятельности вследствие накопившейся усталости.

Иногда приходится слышать о том, что клуб такой-то отметил свое 25-летие. Оценка состояния его «здоровья» показывает, что он жив и вполне дееспособен. В чем же дело, не противоречит ли это утверждению о том, что никакой клуб не вечен?

Мы уже договорились, что будем считать клубом конкретную группу людей. В этом смысле известное заявление «Государство — это я!» имеет вполне здравый аналог: «Клуб — это мы!»

Можно проделать простой мысленный эксперимент, подтверждающий это положение, тем более, что в реальной жизни подобные случаи нередки.

Некто из другого города, находясь в данном клубе во время своего отпуска получил высокий титул «Почетный Друг» и приглашение приехать через год. Приехав, он обнаруживает, что вследствие разных внутриклубных пертурбаций от старого состава осталось два человека, но появилось восемнадцать новых новых. Год назад ему было обещано участие в морском походе под парусами. В планах нового состава такое мероприятие не значится, вместо него — мотопробег. Что ответит новая группа на реплику «Почетного Друга» вроде: «Вы — ваш клуб — мне обещали»? Скорее всего — «Мы вам ничего не обещали; обратитесь к тем, кто был до нас». Это «мы» фактически равноценно понятию «наш клуб» со всеми его (этого клуба) связями и обязательствами. В то же время помещение, оборудование, название, возможно, даже руководитель — остались прежними. И даже если руководитель попытается исправить положение, ситуация, по существу, не изменится — происшедшее останется конфузом, если считать новый клуб старым, или вообще изначально не будет восприниматься таковым, если участники драмы разделяют мнение, что новые люди — это новая группа. И даже не правопреемница старой.

Таким образом,следует различать понятия «клуб есть вывеска» и «клуб есть группа». Вывеска может существовать сколь угодно долго, группа же, как показывает практика, живет в среднем 3,5 года (если именно живет, а не существует). Есть клубы-долгожители, активный период которых длится и 5, и 7 лет, но таких очень мало, так как долголетие присуще лишь немногим социально-психологическим типам групп (прежде всего — «воспитательному» коллективу), да и то лишь в случае соблюдения известных мер по продлению срока жизни группы (кстати, многие из них неприемлемы для большинства клубов). Меры эти будут упомянуты ниже. Здесь же мы упомянем о том, что возможны и несколько иные сценарии развития жизни клуба «бальзаковского» возраста. Более подробно мы их рассмотрим в следующей главе, когда освоим «опорный материал»; сейчас лишь обозначим этапы этого большого (не столько по времени, сколько по значимости) пути:

  • расцвет — бунт — смерть (это один вариант);
  • расцвет — бунт — регенерация — увядание — смерть (другой).

Чему быть, того не миновать, о чем и речь. А теперь продолжим.

Время от времени делались попытки сопоставить модель группы то с моделью живого организма, то с моделью машины (изготовление — отладка — работа — усталость материала — неполадки — поломка — сдача пионерами на металлолом). Поиск наиболее близкого аналога важен хотя бы потому, что обе системы (организм, машина) изучены достаточно неплохо и позволили бы точнее диагностировать состояние конкретной группы и прогнозировать ее развитие.

По-человечески это вполне оправданно, так как позволяет определить момент, когда дальнейшее существование группы становится нецелесообразным (она ничего больше ценного не создает, пребывание в ней превращается в пустую трату времени).

Кроме того, умение поддерживать жизненные силы организма (работоспособность машины) позволяет продлевать активный период существования системы.

Споры на тему «Организм — Группа — Машина» реализовались в виде таблицы 2, из которой видно, что клуб по своим характерным особенностям ближе к первому из них.

Какие же условия необходимы для обеспечения здоровья группы в плане социально-психологическом? Этому животрепещущему вопросу всецело посвящена таблица 3.

Таблица 2

Предмет сравненияМашинаОрганизм (человеческий)Группа
Срок работоспособностиМногие десятки лет. На практике срок применения ограничен моральным старениемДесятки летЕдиницы лет
СтановлениеПриработка деталей, отладка - процессы весьма кратковременные, по сравнению с общим сроком эксплуатации: месяц из десятка - сотни лет, т.е. 1% и менееОколо 20 лет из 60, т.е. 30%Примерно 1 год из 3, т.е. 30%
Затруднения в период активного существованияВысыхание смазки, износ и мелкие поломки деталей, разрегулировка. Требуются остановки для профилактики, ремонта и отладки. В замене нуждаются, как правило, детали, испытывающие максимальную нагрузку. Со временем ремонты учащаются даже в активный периодЛегкие расстройства и заболевания преодолеваются в значительной степени за счет иммунитета, компенсаторных и регенеративных свойств системы. Здоровый организм требует замены наиболее важных органов в течении всей жизниТрения и незначительные конфликты устраняются в процессе работы. Число их снижается по мере сплочения группы и в период расцвета минимальны
Значение психологических факторовРавно нулю, так как по причине отсутствия сознания или инстинктов нет и поведения как такового. Реакция же устройств автоматики - это нечто иноеВесьма велико, поскольку при из участии формируется характер, интеллект, мировоззрение; кроме того, они влияют на выбор занятий, поступки, вкусы и т.п.Решающее, так как существование неформальной группы обуславливается прежде всего законами психологии, в частности, социальной

Таблица 3

УсловиеЧто оно даетМетод его создания
1.Наличие целей и задач деятельности группыОпределяет сам смысл ее существования [2]Выбор целей и задач лидером до создания группы
2.Ценностное и общепсихологическое единство членов группыПовышает ее эффективность за счет снижения числа конфликтов [39]Корректность, адекватность в решении проблемы «кадров»
3.Наличие текущих рабочих трудностейСпособствует «естественному» отбору, взаимной «притирке» и, как следствие, формированию коллектива [2]Выбор задач, в ходе решения которых могут возникать различные препятствия, трудоемких работ; нетерпимость к потребительству внутри группы
4.Наличие внешнего фронта борьбы (например, с бюрократической системой, обывательским окружением), в ходе которой приходится жертвовать личными благами ради идеиСпособствует сохранению чистоты рядов членов группы [6]Выбор соответствующих целей и методов работы
5.Постоянное обновление идей, методов работы, состава; смена лидеров, ролей функционеровСнижает физиологическую и психологическую усталость, отодвигает начало старенияПоиск новых идей, методов, форм; широкое общение с другими клубами; наращивание актива; введение сменяемости лидеров, регулярного глобального коллективного анализа

Наблюдения за большим числом групп на протяжении ряда лет (в поле зрения попали клубы, жившие в период с середины 60-х годов до настоящего времени) позволили выявить многочисленные признаки, характерные для мертвых, старых или стареющих клубов. Можно попытаться, хотя и весьма условно, разбить их на группы, определяющие их особенности.

Признаки социального характера

  • Состав лидеров и основных функционеров относительно стабилен на протяжении ряда лет (трех и более).
  • Уменьшается приток новичков и процент «осевших» в клубе новых людей; клуб замыкается в себе, возникает угроза смены поколений.
  • Увеличивается процент женщин среди завсегдатаев клуба [7]. Данный признак объясняется работами В.А.Геодакяна [5], который пришел к выводу, что женские особи являются носителями консервативного начала в процессе эволюции видов, а мужские — экспериментального. Эти особенности сказываются и на чертах характера, и на типах интеллекта людей — мужчин и женщин (коэффициенте ТЭРА: творческий — эрудиционный тип; рутинный — активный [3]). Особенности эти носят статистический характер, но в масштабах клубной группы (15- 30 человек) картина вполне соответствует данным исследований. Из клуба, в процессе старения перешедшего на рутинные методы работы, «вымывается» активный творческий контингент членов. Из мужчин остаются, как правило, индивиды с дамскими чертами характера. Доводилось наблюдать, как в одном из старых КСП всю основную физическую работу (даже переноску тяжестей) выполняли исключительно особы слабого (по традиционным представлениям) пола. В другом клубе одного из авторов этих строк провожали по ночному городу до места ночлега дамы, хотя были кавалеры, имевшие не меньше возможностей для этого. (Автор так откровенно в этом признается исключительно потому, что совесть его чиста: чего не было, того не было.)

Признаки психологического характера

  • Нарастает психологическая и физиологическая усталость лидеров и основных функционеров.
  • Затухает энтузиазм, растет неуверенность в успехе очередного мероприятия.
  • Локус контроля смещается во внешнюю сторону. («Локус контроля» (область, местоположение контроля) — понятие, характеризующее оценку индивидом (группой) результатов своей деятельности. Если человек приписывает свои неудачи внешним обстоятельствам (подвела погода, обманул партнер и т.п.) — говорят, что у него внешний локус контроля. Если он в неудачах винит самого себя — внутренний. Последний вариант более предпочтителен в деловом плане: люди с внутренним локусом контроля, благодаря автокоррекции, чаще добиваются успеха [33].)
  • Клуб все больше живет собственной историей, былыми достижениями и заслугами, эксплуатируя их. В информации, выдаваемой вовне, это прошлое выдается за действительность. (Так, в статье об одном коммунарском клубе, появившейся в газете областного масштаба, а затем и всесоюзного, перечислялись его дела, в основном, 10-летней давности, но под видом последних достижений. Среди немногих приводимых цитат из высказываний детей о своем клубе две принадлежали людям, которые к моменту публикации статей не только успели вырасти, но и пережили следствие (а один — и наказание) по уголовным делам, причем следствие, понятно, отнюдь не в качестве свидетелей и, уж тем более, потерпевших. У клуба не нашлось ничего подходящего из результатов более поздних лет.)
  • Прошлое (дела, люди, дух клуба) все более идеализируется и противопоставляется настоящему (что интересно, на самом деле, как правило, имеются более чем достаточные основания для идеализации прошлого: дело в том, что работа с предыдущими поколениями членов клуба велась более «свежими» лидерами и, как следствие, результаты ее, дух клуба были гораздо ярче. Так что не всегда дело только в идеализации).
  • Растет неудовлетворенность клубом среди его членов (объясняется это, как правило, снижением эффективности и ухудшением микроклимата).
  • Снижается эмоциональная амплитуда «бунта стариков» (гл. VII), вплоть до полного его отсутствия, начиная с N-го поколения.

Признаки социально-психологического характера

  • Утрачивается принципиальность в вопросах членства, растут ряды «мертвых душ» (числящихся в клубе, но не посещающих его).
  • Возрастает численность «почетных членов», которые наделяются благами и привилегиями за былые заслуги.
  • Растет потребительское отношение к клубу среди его членов и ауры. Появляется клубная элита. Увеличивается психологическая дистанция между лидерами и рядовыми членами клуба. Количество дружественных связей уменьшается, зато увеличивается число приятельских или сугубо деловых. (Об одном из наиболее сильных и интересных наших клубах — сибирском клубе любителей балета и вообще хореографии сам его руководитель как-то сказал, что вот уже 4 года «машина крутится, а клуба нет».)
  • Демократический стиль руководства постепенно подменяется авторитарным, а то и вовсе вырождается в либеральный. Как следствие, товарищеские отношения уступают место императивным (приказным), ибо приказать легче, чем убедить. Еще легче ни во что не вмешиваться. По мере накопления усталости подсознательно усиливается стремление экономить силы и эмоции.
  • В решении важнейших вопросов жизни клуба принимают участие люди, далекие от его повседневной жизни. В то же время большинство реально действующих лиц лишено права решающего голоса. (В одном из уральских коммунарских клубов вопросы членства, поощрения и другие решает ревком, состоящий и комиссаров прошлых лет, в большинстве своем, отошедших от клуба по личным обстоятельствам и появляющимся лишь дважды в год на заседаниях ревкома.)
  • Сравнительно незначительное обстоятельство способно привести к гибели клуба. (Так, публикация разгромной статьи в местной газете об одном из известнейших в стране — клубе эстетико-общенческого направления заставила организацию-учредитель отказать клубу в помещении. Сил для работы по квартирам или «выбивания» нового помещения клубу не хватило, и он, в последние годы живший как бы по инерции, прекратил свое существование. Позднейшее улучшение внешней обстановки не привело к его реанимации. Далеко не последней причиной его гибели явилось огромное число накопившихся внутренних конфликтов в составе, который оставался неизменным в течение нескольких лет.)

Признаки идеологического характера

  • Снижается уровень требовательности, критики, обязательности. Нарушается баланс между правами и обязанностями, между властью и ответственностью.
  • Клуб обрастает традициями, атрибутами, законами, история и смысл которых иногда бывают забыты за давностью. (В известном клубе спелеологов, занимавшемся исследованием катакомб, были ритуалы, связанные с использованием огня и веревки в подземных условиях. Когда распоряжением горисполкома катакомбы были закрыты, клуб продолжал наземное существование, сохраняя все свои обычаи и ритуалы, причем члены клуба не замечали, что в изменившейся обстановке многие обычаи стали выглядеть неуместно, неловко.)
  • Атрибутика гипертрофируется и фетишируется. (В ряде подростковых клубов доводилось видеть очень пышную повседневную форму одежды, скорее, приличествующую парадному варианту («крабы» на беретах, погоны, нашивки, значки, аксельбанты, военные ремни). Работать в такой форме неудобно, зато выглядит она весьма престижно. В некоторых коммунарских клубах члены и особенно комиссары носят галстуки, либо пионерские, но с желтой каймой, либо двухцветные, иногда завязывая их необычным узлом. Если учесть, что сам по себе галстук — атрибут, принятый в некоем особом кругу (пионерской или скаутской организации), заметно стремление быть «особеннее особенных». Буденновку, снятую с головы, можно класть только на красное, барабан брать в руки, только имея буденовку на голове; беря и кладя на место барабан, следует отдавать ему салют. Откуда эти традиции, в чем их смысл, члены клубов либо не знают, либо ответы их противоречивы.)
  • Ритуалы поглощают все больше времени, предназначенного для полезной работы, занимают все более важное место в жизни клуба. (Так, во одной из украинских коммун, традиционно устраивавших трудовые десанты на лесоскладе, во времена ее молодости время работы и развлечений (песен, игр) распределялось в соотношениях 7:3, а уже через несколько лет — 4:6. В старейшем коммунарском клубе в фотоальбомах, посвященных его истории, 70% фотографий рассказывают о парадах, построениях, рапортах, торжественных церемониях, чаепитиях. Еще 20 — о походах, соревнованиях, играх, и лишь 10 — о трудовых лагерях и десантах, кружковой работе. Снят прекрасный слайд-фильм... о том, какие хорошие в этом клубе комиссары. Сделан он, как выяснилось, по инициативе самих комиссаров для показа на занятиях районной школы комсомольского актива.)
  • Клуб обретает переутяжеленную структуру, иерархию, устав. (Число рангов в ряде коммунарских и юнкоровских клубов приближается к количеству чиновничьих званий в царской России. Разбор деятельности члена клуба завершается повышением или понижением его в официальном статусе решением комиссаров. С его реальным авторитетом, как показали опросы рядовых членов, это почти не согласуется.
  • Появляется и усиливается расхождение между словом и делом, между объявленной целью и реальными поступками. (Один из старейших в стране педотрядов, провозгласивший своим девизом слова великого Маркса «наша цель — счастье людей», провел образцовый трудовой десант по очистке от хлама подвалов жилого дома (по просьбе ЖЭКа). В те же дни имели место следующие события: члены отряда не подали руку при спуске по горной тропе девушке, шедшей непосредственно за ними («своим», что интересно, подавали, как учили инструкторы); члены отряда не угостили обедом одного из двоих своих гостей — того, которого не приглашали специально, но прийти разрешили; при посадке в автобус оттеснили женщину (знакомую!) с больным трехлетним ребенком на руках, а в автобусе оперативно заняли все свободные сиденья, не уступив ей места. Эти благодеяния не были запланированы и организованы, поэтому и не состоялись. Система анализа, присущая клубам подобного типа, которая могла бы заметить эти просчеты и исключить их повторение, у данного клуба утратила свои функции.)
  • Работа клуба формализуется вплоть до полной утраты ее смысла. (В одном из юнкоровских клубов дети с гордостью демонстрировали свои публикации в различных газетах. Гордость их была пропорциональна рангу газеты, причем, некоторые заметки были полностью лишены сколь-либо членораздельной информации, однако это не имело никакого значения.)
  • Становится достаточно простой угрозы или даже намека на нее, чтобы заставить клуб пойти на компромисс с некоторыми его принципами или вовсе отказаться от них.
  • Руководители клубов все чаще выдают желаемое за действительное, живую работу подменяют пышными отчетами и видимостью благополучия, совершают откровенные приписки, подтасовывают факты. (В коридоре одного из южно-российских клубов по месту жительства появился список членов совета клубного самоуправления. О самоуправлении сообщала и типографская листовка, посвященная передовому педагогическому опыту руководителей клуба. Сами же они в течение всего времени его существования сетовали на то, что учредители, без их ведома напечатав эту листовку, не дали им времени и возможностей для создания действительного, а не мнимого, самоуправления.)
  • Растет число официальных рекламных мероприятий. (Тот юнкоровский клуб, который гордился своими, формальными по сути, публикациями в центральной прессе, довольно часто выступал по местному телевидению на тему «Как делать стенную газету». Эти передачи, в фокусе которых было самолюбование группы, проводились регулярно и отнимали массу клубного времени. Явно или неявно, они способствовали созданию хорошего мнения у начальства о клубе и привлечению новых членов (причем многие из них приходили с тайной мыслью сниматься на телевидении). В то же время, при подготовке их тщательно репетировались все реплики, вплоть до ответов «да» или «нет» на вопросы типа: «А не находишь ли ты, Света, что этот лист скомпонован удачнее?». На ватманском листе набрасывались карандашом контуры будущих рисунков, якобы рисуемых во время передачи. То есть, реальный уровень клуба был на порядок ниже демонстрируемого.)
  • Руководство клуба все менее охотно использует формы и методы, способные вызвать конфликт с начальством или местными жителями, который якобы может привести к закрытию клуба. (Руководитель одного из детских клубов юга России практически перестал разрешать ребятам самостоятельно проводить ряд несложных работ, опасаясь не столько травматизма, сколько выговора от начальства ЖЭКа.)
  • Руководители клуба, пытаясь выиграть соревнование с соседними подобными клубами и не имея возможности сделать это корректным способом (за счет качества своей работы), пытаются уничтожить клубы-соперники. (В ряде городов были отмечены случаи, когда руководители некоторых клубов, утративших свои позиции, натравливали на коллег-соседей официальные инстанции, вплоть до горкома партии и КГБ. Некоторые группы брали этот метод на вооружение в качестве штатного. Такого рода эпизоды говорят о том, что старый клуб нередко превращает самосохранение в самоцель, используя для этого все доступные ему средства.)

Признаки функционально-творческого характера

  • Принятые решения выполняются все реже. Растет число «проколов», становится привычной необязательность.
  • Снижается общая, «валовая» результативность.
  • Ухудшается качество выполняемых работ.
  • Снижается Ext-параметр клуба [19].
  • Сужается сфера влияния клуба, его интересов; уменьшается арсенал важных форм и методов работы. (Так, один из южных коммунарских клубов постепенно перестал проводить трудовые лагеря, вечера поэзии и музыки, утратил систему самоуправления, демократические традиции — практически выродился в авторитарную туристскую секцию.)
  • Уменьшается поток новых идей, по крайней мере — реализуемых.
  • Растет количество «штампов» в работе, механических повторений некогда найденных удачных решений. Члены клуба надолго фиксируются на своих клубных должностях (вечный казначей, неизменный летописец, постоянный ведущий вечеров, незаменимый повар). Канонизируется клубный устав.
  • В сравнительно простой ситуации в отсутствии лидера клуб становится беспомощным.

Вышеприведенный перечень признаков старения клуба не претендует на полноту, не достаточно хорошо очерчивает круг симптомов старости.

Необходимо добавить следующее.

  1. Не обязательно наличие даже у старого клуба сразу всех признаков, тем более, что среди них есть взаимоисключающие, проявление которых зависит от конкретной ситуации, типа группы.
  2. Некоторые признаки могут отмечаться в клубе буквально с момента рождения (не говоря уже о том, что порой на свет возникают вообще «мертворожденные», нежизнеспособные группы). Тем не менее, одной или даже нескольких примет старости, как правило, недостаточно, чтобы утверждать о ее наступлении. Действительно старый клуб имеет целый «букет» соответствующих признаков.
  3. Сами симптомы неоднозначны, многогранны, поэтому и классификация их весьма приблизительна.
  4. Причины и следствия явлений, составляющих процесс старения, можно представить в виде системы, в чем-то напоминающей структуру различных функций и связей самого клуба. Ввиду теснейшей взаимосвязи явлений структура эта весьма сложна. Группы явлений нередко образуют замкнутые порочные круги, внутри которых события нарастают лавинообразно.

В практике нередко встречается состояние клуба, отчасти внешне напоминающее старость — летаргия (идея, ее первичная разработка и термин принадлежат руководителю одного из клубов Петрозаводска Ю.Рынкевичу). Она характеризуется уменьшением работоспособности клуба вследствие отсутствия или снижения активности лидеров или главных функционеров. Довольно часто затормаживается часть функций (например, оргсектор), в то время как другая часть (скажем, секция библиографии, узел связи с другими клубами) может продолжать работу с прежней эффективностью. Важнейшими особенностями летаргии являются следующие.

  1. Это не фаза развития клуба, а состояние; далеко не каждый клуб, прошедший все стадии своего развития, впадает в летаргию.
  2. Состояние это временное, переход в него обратим практически без последствий.
  3. Летаргия наиболее вероятна в период молодости (но не ранней) или расцвета, зрелости клуба, когда он достаточно силен. В противном случае подобная ситуация способна завершиться его гибелью.

Машинный аналог летаргии — работа на малых оборотах или на холостом ходу — не вполне удачен, как и многие машинные аналоги: в этом случае машина либо в равной степени снижает результативность, либо полностью приостанавливает работу.

Каковы же причины старения клубного организма? Видимо, первопричин не так много.

Во-первых, это усталость (физическая, эмоциональная и др.) главных лидеров и функционеров группы. Следствиями ее являются отказ от большинства «энергоемких» идейных принципов, форм и методов работы, снижение общей эффективности, затухание эмоций.

Во-вторых, это старческое окостенение, старение структуры клуба, в результате которого он теряет гибкость, мобильность, способность перестраиваться при изменении внешних условий. Привычка к определенным ролям, незыблемость традиций в некоторых ситуациях способны стать мощным тормозом.

В-третьих, это моральное старение форм, методов, стилистики работы, рассогласование их с реальностью. На каком-то из новых поколений людей, пришедших в клуб, эти методы перестают срабатывать. Диссонанс стилей клуба и окружающего мира способен породить реакцию, обратную ожидаемой, когда в ответ на бодрое вожатское «а давайте, ребята...» (в духе 60-х) «ребята» повернутся и уйдут навсегда.

Что можно порекомендовать клубным лидерам для того, чтобы возможно дальше отодвинуть «начало того конца»?

Как минимум, три группы мер. Вот какими они нам представляются.

  1. Психологическое омолаживание.
    1. Смена постоянных лидеров, передача ведущих функций другим членам группы.
    2. Смена значительной части состава (выпуск сразу нескольких «стариков», набор новых членов).
  2. Социальное и социально-психологическое омолаживание.
    1. Поддержание высокого уровня взаимной требовательности, критики (например, с помощью приемов коммунарской педагогической методики — см. гл. IX).
    2. Периодическая сменяемость руководства как отдельными мероприятиями, так и функциональными группами, и клубом в целом (по коммунарской методике).
    3. Развитие социального творчества клуба (совершенствование структуры, законов, морали).
  3. Творческое омолаживание.
    1. Развитие идей, обновление форм, стиля и методов работы.
    2. Постановка все более сложных (в профессиональном и организационном плане) задач.
    3. Смена основного направления работы клуба (основного интереса).

Не обязательно применение сразу всех средств, тем более, что некоторым типам клубов отдельные из них противопоказаны (например, не всем может подойти коммунарская методика). Но ограничение мероприятий по обновлению мерами лишь одной группы, как правило, заметных результатов не дает. Ощутимый эффект достигается лишь сочетанием способов из всех трех групп.

В жизни клуба может наступить момент, когда никакие усилия уже не приводят к положительному результату. В этом случае его членам, не утратившим энергии, остроты восприятия, желания работать, можно посоветовать покинуть клуб и влиться в другой, более молодой, или создать новый.




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100