Педагогика Владимира Ланцберга
4.1. Технология, идеология, общественное движение
Ирина Рынкевич: Год назад мы пытались разобраться, что можно сегодня использовать из наследия коммунарской методики.
Михаил Кордонский: Если у нас имеется организационная структура и ресурсное обеспечение неформальной педагогики (например, для скаутской деятельности есть помещение, оборудование, туристское снаряжение — всё, что нужно), то можно использовать очень многое из тогдашних технологий. Но за эти 20 лет разработано достаточное количество новых технологий.
Всё-таки коммунарская методика — частный случай. Она разработана более 50 лет назад. Она, несомненно, стала классической, оставила свой культурный след в педагогике. Очень многие педагоги, особенно в детских лагерях, используют коллективные творческие дела, не зная, что это называется КТД и что это разработано Ивановым, но они по факту это делают. И это можно использовать.
Согласно академическим работам Олега Газмана, коммунарство нужно рассматривать с трёх позиций: общественное движение, идеология и педагогическая технология.
Сейчас я говорю о педагогической технологии. Некоторые вещи отмерли, а очень многие можно использовать сейчас. Пила и стамеска изобретены, наверное, многие тысячи лет назад, но мы их используем до сих пор. То же и с коммунарской технологией.
Как общественное движение коммунарство сейчас почти не существует, находится в глубоко мемориальной фазе.
Как идеология... Можно ли её использовать, надо ли — это вопрос отдельный. Дело в том, что уже когда мы с Ланцбергом демонстративно назвали свой клуб коммунарским, уже тогда (это был 1981 год) в низах, а не в ЦК комсомола это звучало вызывающе. Это показывало какую-то инаковость. В реальной огромной массе того, что называлось «советский народ», отношение к коммунизму и словам с этим корнем было уже, в общем, отрицательным. Анекдоты по этому поводу рассказывали. И мы совершенно четко осознавали, обсуждали это долго, что написать на вывеске «коммунарский клуб» — это уже продемонстрировать: мы не такие, как все. Кстати, это элемент технологии. Вообще продемонстрировать, что мы не такие, как все, мы отличаемся от других,— это классический элемент неформальной педагогики.
С Ланцбергом мы так подробно в книге это не написали, а вот в нашей новой книге с Кожариновым (отрывки опубликованы на сайте «Технология альтруизма» и в «Русском журнале») мы совершенно четко говорим, что мы теперь считаем родоначальником в мире неформальной педагогики Роберта Баден-Пауэлла, и первое явление в мире неформальной педагогики — это его скаутский отряд и скаутское движение.
Известно, что и Игорь Петрович Иванов очень сильно использовал скаутские технологии. Идеология — это другой вопрос.
По поводу Иванова написаны кандидатские и докторские диссертации, и я считаю научно доказанным фактом, что в коммунарство вошли (так же, как сейчас коммунарство может войти в качестве составной части культурного следа в другие движения) разработки скаутов.
<< Наследие коммунарства | Обсудить в ЖЖ | К ОБЩЕМУ ОГЛАВЛЕНИЮ | Обсудить на форуме | Опыт «Пилигрима» и «Тропы» в педагогике Ланцберга >>