Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Я - свой? Для кого?Я - свой? Для кого?

Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь!

Януш Корчак




Михаил Борисович КОРДОНСКИЙ

Михаил Борисович КОРДОНСКИЙ

(Одесса)
педагог, журналист, исследователь закономерностей развития неформальных сообществ

Бороться ли с насморком во время чумы?


Стоит ли смотреть в кривые зеркала?

Сравнивая тот мир подростковой субкультуры, который я своими глазами вижу, с его отображением в СМИ, я нахожу гигантские искажения и несоответствия. Как будто дьявол раздувает внимание к действительно малоприятным, но малочисленным и слабосильным скинхэдам, занимая те газетные полосы и часы телеэфира, которые можно бы посвятить действительно страшной опасности, раковой опухоли, разъедающей наше общество - массовой детской организованной преступности.

Я - педагог, поэтому и скинхэды и беспризорные для меня прежде всего не фашисты и воры, а дети - трудные подростки. Фашиствующие молодые люди были и двадцать лет назад, сейчас их больше, но экстремал, ситуацию социальной катастрофы создают вовсе не они, а другие, мягко говоря, трудные, какие еще 10 лет назад и в страшном сне не снились.

Скинхэды считают, что всех беспризорных нужно изолировать от общества: заключить в лагеря. Что, похоже на фашизм? Газета "Первое сентября", которую никак нельзя упрекнуть в экстремизме, в N15 за 2002 год опубликовала открытое письмо Президенту России с несколькими сотнями подписей моих коллег - работников экстремальной педагогики:

"...профессиональных беспризорников уже не перевоспитать (хотя для стабилизации этого слоя достаточно вернуть ЦВИНПам статус детприемников), <...> не пустить на улицу новое поколение еще не поздно."

Фактически это означает требование к властям: упрячьте ЭТИХ за решетку и примите меры, чтобы не появлялось новых. Авторы письма и инициаторы сбора подписей - педагоги из Самары Виктор Воронов и Елена Жигарева прошли весь путь от либеральных надежд конца 80-х о свободной, но и богатой, но и культурной стране, через романтический гуманизм начала 90-х "это временные трудности", до нынешнего состояния безнадежности и страха перед наступающим на нас из детства будущим.

С ними можно разговаривать и нужно спорить

Со скинхэдами можно разговаривать, я убедился в этом лично. В течение почти двух лет действовала социально-педагогическая программа "Площадка" (в нашем журнале N3, 2002 г.) Детского культурного центра (бывшего Дома пионеров) Жовтневого района г. Одессы. В один из еще сохранившихся детских клубов по месту жительства в центре города мы позвали на откровенное общение всех молодых неформалов, невзирая на их убеждения. Пришли, среди прочих, и бритые ребята в черном. С деградировавшими от наркоты с грудного возраста беспризорными невозможны переговоры, потому что у них нет множества наших понятий, наш разговор невозможно перевести. Впрочем, такие маугли исчезли где-то во второй половине 90-х. Куда? Разобраны на запчасти? Вымерли в результате естественного отбора? Выжившие ведут себя вполне осмысленно. Антисемитизм не является характерной чертой беспризорных хотя бы потому, что большинство из них не поймут этого слова. Но многие из них мечтают быть евреями и выдумывают себе еврейских родственников. Они знают, что где-то далеко-далеко есть такой народ, который заботится о своих детях. Персонал местных еврейских благотворительных фондов старается проверять эти версии, практически никогда они не подтверждаются. Что такое антигуманность, беспризорные тоже не поймут, но их образ жизни - воплощение врага рода человеческого. При попытке объяснить им это простыми словами они обычно отвечают: "У нас нет выбора".

Русские, украинские, в том числе одесские, скинхэды - люди действия, они свой выбор сделали сознательно. Как сказал выдающийся русский педагог Юрий Устинов, "хороший негатив всегда пригодится. Главное - что на нем". Эти молодые ребята неравнодушны к судьбам своей страны, своего народа, а не только своего брюха, и готовы бескорыстно действовать для того, чтобы это состояние изменить. Беды у нас с ними общие, хотя их представления об источнике этих бед с нашими, мягко говоря, не совпадают. Национализм и антисемитизм у скинов, конечно, есть, но теоретически абстрактный, в духе полинявших протоколов сионских мудрецов или примитивного антиглобализма "нас губит Всемирный банк и МВФ, а это - еврейские капиталы". С ними можно спорить, более того, с ними нужно спорить, и, строго говоря, это входит в должностные обязанности любого педагога. Другое дело, что мало способных на такой диспут педагогов: экстремальная педагогика практически не финансируется, кадры по этой специальности не готовятся, помещения и оборудование не выделяются. Например, мне так и не удалось найти спортзал хоть на пару раз в неделю, чтобы предложить части этих ребят альтернативу их сомнительному время-препровождению. Вместо этого высшее начальство нам напоминает, что нужно "искать собственные источники финансирования", что в переводе означает: переходить на платное обучение и не забывать делиться - платить налоги. Аренда спортзала - 60-70$ в месяц. Как вы думаете, будут ли подлежащие, по нашему мнению, перевоспитанию трудные подростки платить за... свое перевоспитание?

Но даже при теоретическом наличии армии подготовленных и сытых педагогов есть национальные вопросы, по которым со скинхэдами спорить очень трудно. Главными их врагами являются не далекие евреи из МВФ, а местные арабы и цыгане. Почему? По утверждению скинов "они торгуют наркотиками, а это главное, что разрушает здоровье нации". Банальное "преступность не имеет национальности" пробовал, знаете, что-то не помогает. Скины отвечают:

- Если завтра посадить в лагеря всех наркодилеров всех национальностей, разве вы, со своей либеральной прессой, не поднимете шум о геноциде цыганского народа?

Может кто-то из читателей, более компетентных и квалифицированных, чем провинциальный педагог, подскажет мне, что на это возразить? В тюрьму их за такие вопросы посадить? Так ведь и там потребуются... воспитатели.

Всего в Одессе скинхэдов и членов других фашиствующих молодежных группировок не более сотни. Беспризорных в Одессе порядка 5000 и все они либо преступники, либо жертвы преступлений, либо и то и другое.

Типология беспризорников

Примерно 800-1000 беспризорных составляют те, кто попадает в официальную статистику: дети, лишившиеся прав на квартиру в результате незаконных операций с недвижимостью. Родители продают квартиры, разорившись на коммерции, или за долги наркоторговцам, или просто такие родители, которым свои дети безарзличны. А что с них, родителей, взять? Они сами дети общества, которое к детям равнодушно. Многие факты незаконной продажи квартир, где были прописаны нынешние бездомные, официально вскрыты, но компенсировать ущерб никто не собирается. Точнее: все собирается, и собирается... Далеко не все дети этой категории живут преступной жизнью: некоторых приютили дальние родственники, знакомые, даже случайные милосердные люди, но не оформили это официально. Оформление требует огромных затрат времени на посещение инстанций и денег на взятки. Рынок цен на эти услуги навязывают зарубежные усыновители, конкурировать с ними никак не могут небогатые даже по нашим средним меркам семьи (а именно такие чаще всего берут к себе чужого ребенка).

Следующая категория беспризорных - "невидимки" для статотчетности. Вы-то, читатель, видите все категории каждый день на улицах: нищие, малолетние проститутки, разносчики наркотиков, воришки и помощники воров. "Невидимки" или появились из других городов, областей, русскоязычных стран, или дети формально живых родителей-наркоманов или... есть еще много каналов их появления. Например, мне известны случаи, когда ребенок вообще не был зарегистрирован при рождении. Они живут в притонах и мигрируют по сезонам и по потребностям своего свободного рынка. Фактически это рабы. Еще их можно увидеть в порнофильмах, порножурналах, на порносайтах.

Откуда я все это знаю? Видел своими глазами. Я работаю педагогом в приюте "Светлый дом", организую и участвую в акциях помощи детям, общаюсь с ними, родителями, другими педагогами других учреждений. Мне не требуется официальная политизированная статистика. Я очевидец - есть такое вполне юридическое понятие. Если я каждый день прохожу по лесу разными маршрутами, то могу примерно сказать, сколько в нем деревьев. Да, не всех видел, не со всеми знаком. Но со многими. Знаю оттуда же, откуда биологи знают, сколько в Одессе ворон, хотя они их всех не считали. Это элементарные методы оценки численности популяции, доступные любому студенту третьего курса био- или соцфака.

Наконец, есть третья категория, появившаяся как массовое явление только в последние годы. Это дети из нормальных, благополучных семей, сначала соблазненные "романтикой улицы", а потом не могущие вырваться из клещей наркозависимости или цепей страха перед мелкими боссами преступного мира. Вообще-то, дети из нормальных семей иногда убегают из дому и в благополучных странах: конфликт поколений, мелкие семейные ссоры, чувствительные в переходном возрасте обиды. Но еще лет пятнадцать-двадцать назад бежать-то особенно было некуда. Через неделю-другую милиция их отлавливала, возвращала маме с папой, а за это время семейный конфликт угасал, и обида прощалась. В наше время, если ребенок начал "работать" в нищенстве, воровстве, проституции, милиция не может его ни найти, ни отобрать. Почему не может - этого я не знаю, хотя... как говорил Жванецкий: "Мы сейчас с вами об одном и том же подумали". При небольшом сроке побега, сильной воле и активных действиях с обеих сторон - семьи и ребенка - возвращение чаще всего происходит. Сутенерам и наркодилерам неудобно иметь строптивого подчиненного и не всегда экономически выгодно нанимать "бригады" для "воздействия" на родителей. Вокруг полно более податливого - слабовольного и запуганного живого товара.

Так одновременно с нашим миром существует другой, параллельный мир со своими системами жизнеобеспечения, связи, информации и полным отсутствием не только человеческих нравственных норм, но даже и звериных законов выживания вида. Популяция беспризорных поддерживается только за счет постоянного рекрутирования детей из нашего, нормального семейного мира и ускоренной переправки их на тот свет. Средняя продолжительность жизни бомжей и беспризорных - 30 лет.

Скины-волонтеры

Скинхэды не употребляют наркотиков, очень умеренно - спиртное, ведут здоровый образ жизни. "Идейных" из сотни не более десятка, остальные скорее прикидываются или примазываются по моде или по другой надобности. Например, любимая девушка скинхэда тоже одевается в черное и вскидывает ручку в приветствии. А как же иначе? Парень спортивный, непьющий, работящий. Окрутит она его, как и положено женщине от роду, и будет у них семья, дети, квартира, и... воспоминания о юношеских чудачествах.

Почти два года я работал на "Площадке". Это была уникальная педагогическая разработка. Хотя все, что я мог им предоставить - это обшарпанный подвал, немного хороших книг, которые приходилось добывать самому, и разговоры с умными людьми. На приглашения придти в гости в этот подвал бесплатно откликались лучшие представители одесской интеллигенции: профессора ВУЗов, аналитики политических партий, писатели, журналисты, актеры. Впрочем, наверное, это уже немало. Я убежден, что за время нашей работы одесские скинхэды чуть-чуть изменились... а может просто повзрослели: надо же в юности как-то побеситься.

Прошлой зимой внезапно грянули нетипичные для нашей местности холода и живущие вне притонов беспризорные стали замерзать. В приюте "Светлый дом" объявили режим стихийного бедствия и временно снизили требования к дисциплине. Требовалось довести эту информацию до точек обитания. Благотворители дали денег на создание временных дополнительных спальных мест, питание и поиски. Операция была построена несколько по западной "волонтерской " схеме, и поисковики получали "компенсацию" - небольшое вознаграждение. Я обратился за помощью к посетителям "Площадки", а среди них были не только скины. Например, ролевики - тоже сильные, спортивные, вполне позитивные ребята. Бегают в самодельных доспехах, устраивают рыцарские турниры, неделями живут в палатках на Больших Играх в выдуманных фантастических мирах, где добро борется со злом на деревянных мечах. Но "в реале" искать беспризорных исторические фехтовальщики не пошли. Холодно обшаривать заброшенные дома, лезть в люки теплотрасс, на чердаки. А местами и рискованно: есть шанс случайно нарваться на "хозяев" при попытке агитации рабов к побегу.

А скинхэды - пошли. Потом они рассказали, что работа была для них легче, чем нам казалось. Координаты многих бомжатников они разведали год назад, когда проводили свою добровольную акцию с обратным смыслом - били беспризорных и бомжей и требовали от них покинуть город.

Один из лидеров одесских неформалов пытался объяснить мне, что скины нас обманывают:

- Они просто зарабатывают деньги, делают работу недобросовестно, а, главное, прикидываются перед вами, что у них, якобы, есть милосердие и гуманность.

- Может быть, - ответил я, - чужая душа - потемки. Только ведь может быть и наоборот. Ты уверен, что они не обманывают тебя, прикидываясь бравыми солдатами фюрера?

Наш спор не окончен. Я убежден, что этим сильным и энергичным молодым ребятам совсем непринципиально быть именно фашистами. Они хотят быть КЕМ-ТО. Кто предложит им ЧТО-ТО? Большинство из них узнали о существовании скинхэдов... из СМИ. Не в Америке живем, у нас антиреклама равна рекламе.

 

"Площадку" я бросил и пошел работать с беспризорными в "Светлый дом". Почему бросил? Да лучше спросите, почему начал. А просто обманулся на какой-то момент, поверив дутому мифу о страшных фашистах. Проверил, увидел своими глазами... Это не означает, что я призываю всех забросить такую деятельность: педагогическая работа со всеми трудными подростками необходима. Но меня лично на две программы не хватает - педагогика же не способ заработка, а хобби, в свободное от работы время, моя зарплата педагога - 11$. А мотивы выбора очевидны: на фоне эпидемии беспризорности хоровые вопли "Остановите фашизм!" выглядят как реклама лекарства от насморка во время чумы. А может быть, это и есть реклама? С беспризорными общество не может сделать ничего. А скинхэды живут в семьях, имеют прописку, учатся или работают, не скрываются - выделяются своим внешним видом. Совсем несложно будет перед очередными выборами их замести (мест в КПЗ хватит, в отличие от приютов и детдомов) и доложить предварительно подогретому общественному мнению, что борьба с фашизмом в отдельно взятом городе успешно завершена.

Из пяти тысяч одесских беспризорных порядка пятисот тех, кого уже биологически невозможно вернуть к нормальной жизни - различные дисфункции мозга вследствие недоразвития в грудном и раннем возрасте, дистрофии, психические травмы, раннее приобщение к наркотикам и т.п. Это дети-инвалиды. Этим детям нужно тепло и нужна защита.

И памятник Дзержинскому, искоренившему в свое время беспризорность, вполне уместен.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Михаил Кордонский Thu 23-Oct-2003 20:24:18  
   Одесса  

Уважаемый Chupr!
Я, несомненно, согласен, что скинхэды и фашисты - не одно и то же. И постарался писать об этом поосторожнее. С одной стороны жанр популярной статья не позволяет вдаваться в тонкости: нужно как-то объяснить читателю проблему доступным ему языков, в доступных аналогиях.
С другой стороны, история развития
идеологий национал-социализма и фашизма
тесно переплетается - так уж сложилось, потому я считаю уместными аналогии (но не приравнивание!).
В начале и середине 80-х годов я встречался с молодежными группировками, которые именовали себя именно фашистами.
Я вижу очень большую разницу между ними и скинхэдами, но вижу и черты сходства.
Российские фашисты 80-х
были гораздо умереннней, менее агрессивными, чем нынешние скины. Но тогда мы жили в хотя и иебогатой, но благополучной стране, великой державе. Были законные основания для национальной гордости, не было общенационального кризиса.



  Chupr Thu 23-Oct-2003 20:20:58  
   Одесса  

Уважаемый автор статьи!
Я прошу вас запомнить одну
вещь.Скинхэды не являются фашистами.Они больше относятся к
Национал-социалистам,а это прошу заметить,не одно и
тоже.Именно потому, что мы _ националисты, мы уважаем
национальные чувства других народов. На ша национальная
гордость заключается не в том, чтобы презирать других, а в
том, чтобы уважать и любить свой народ!
Также моды на Скинхэдов никогда не было!Ими становятся и ими умирают!



  АНОНИМ Sat 14-Jun-2003 16:46:53  
   ХЕРСОН   

Дядя ты написал такое типичное говно которое мы слышим каждый день ты не открыл Америку
Если человек действительно патриот
то он всегда будет отстаивать свои идеи
а волонтеров которые через некоторое время все забудут нужно сразу ИСПРАВЛЯТЬ!ТАКИЕ ЛЮДИ НЕ СЕРЬЕЗНЫ!



  иеромонах Григорий Wed 29-Jan-2003 04:12:34  
   С.-Петербург  

спасибо!
когда-то и я попытался это выразить в одном интервью, но мне фактических знаний не хватило :-)



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100