Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко. Клубок в разрезе.

Стиль

Из вышесказанного вытекает и та стилистика работы, который отличает шулешкинскую педагогику и заметен любому человеку, заходящему в шулешкинский класс.

Атмосфера

  • Взрослый перестаёт ощущать себя лидером над детьми, а становится в позицию наравне с ними в качестве организатора детских дел, забот, общения. Усилия его направлены не на пунктуальность движения по программе, не на контроль за успеваемостью, а на поддержку речевой инициативы детей и на преодоление их разобщённости.
  • Дети постоянно обращаются в обсуждении учебных тем к своему жизненному опыту, ощущают его ценность не только для себя — но и для товарищей, и для педагога; они приучаются к риску сказать необычно, вразрез с общими представлениями, воспоминаниями — ибо привыкают к заинтересованному вниманию ровесников. Так формируются традиции дружественности, доверия и неагрессивности — всё более надежно воспринимаемые детьми как естественные нормы человеческих отношений.
  • Учитель не выставляет перед детьми объективно-формальную картину мира знаний, а культивирует в обучении то атмосферу таинственности, удивительности, загадочности — то стиль состязания, игры, весёлой затеи — то пафос коллективного делового исследования (часто причудливо сочетая такого рода тональности).

Дело и ритм

  • Педагог задаёт бодрый темпоритм жизни детского коллектива, помогает детям энергично и эмоционально проживать каждую новую задачу-заботу, динамично перемежает одни жанры, формы и темы другими
  • Термины «игра» и «деловое задание» для шулешкинских педагогов выступают синонимами. На любую игру ложится оттенок деловой заботы, любое дело решается по-игровому бодро и весело. Инициатива по придумыванию дел и занятий может в равной степени исходить как от педагога, так и от любого из детей. Каждое новое занятие всегда неожиданно, и гарантирует множество свежих впечатлений. Причём сам педагог получает удовольствие от игр и занятий наравне с детьми.
  • Основной формой становится не фронтальное ведение занятий, а работа в микрогруппах, по 4-6 человек и взаимодействие микрогрупп между собой. Именно в таких микрогруппах продуктивнее всего организуется детское общение и деловые взаимоотношения (хотя, разумеется, употребляются и все другие формы работы: индивидуальные, лекционные, общие, экскурсионные...)
  • Практически все предметности увязываются между собой; в детском саду занятия настолько синкретичны и переплетены друг с другом, что трудно определить, когда кончается одно и начинается другое. В школе, разумеется, определённость предметов нарастает и от года к году становится всё более чёткой. Однако и там языки разных предметностей постоянно перекликаются, а периодически все шулешкинские учителя любят проводить сдвоенные или даже счетверённые уроки, на которых вокруг некоторого сюжета сходятся практически все стороны обучения (как, например, «Сочинение письма литературному герою» или «Подготовка к путешествию»: когда ребята разбираются одновременно с картами и глобусом, с научно-популярной и художественной литературой, ведут сложные расчеты и выясняют физические проблемы, чертят, рисуют, сочиняют дневники путешествий и т.д.)

Самое фантастическое

Но особенно поражает воображение даже не сам этот стиль — а то, что за несколько лет в любом городе, где он появляется, им уверенно овладевают педагоги не гимназий, не частных или инновационных школ, а школ и садиков самых обычных, тех, что и служат основой народного образования. А при достаточно продолжительном культивировании шулешкинской практики обнаруживается чрезвычайно мало педагогов, которым бы она совсем не подходила. (А во многих городках новым стилем овладевали практически все воспитатели детских садов). Хотя мало можно назвать явлений, которые бы столь решительно преображали педагогическую жизнь, столь категорично не оставляли бы камня на камне от прежних регламентации.

Когда над инновационным движением стоит стон: «Подайте нам других учителей!», — практика ровеснического образования раскрывает поразительные возможности именно тех обычных педагогов, кто «испорчен» традиционным опытом. (Впрочем, каждый из них/довольно быстро оказывается необычным: вряд ли удастся найти в каком-нибудь шулешкинском детском саду двух одинаковых по манере работы педагогов. Внутреннее единство нового стиля работы достигается одновременно с обретением неповторимого профессионального почерка. И во многом — именно за его счёт).

Выходит, что упрочение новой традиции, нового стиля работы с детьми не только не перечеркивает весь прошлый опыт, а позволяет раскрыться подлинным профессиональным интересам российских педагогов дошкольного и начального звена, тем глубоким человечным ценностям, которые всегда составляли их силу и загонялись, вглубь казёнными методиками и убогой дидактикой.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100