Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко. Клубок в разрезе.

Краткосрочная программа:
событийность жизни детей

Палитра занятий

«Наше дело — вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» — такова первая формула «краткосрочных замыслов» шулешкинского учителя и воспитателя.

Такие исходные образы родной культуры, как разговорный и письменный язык, народные танцы, песни, обычаи трудиться и праздновать, ритуалы гостевых встреч и подобное им становятся для детей основой реально воспринимаемого мира человеческих отношений. При этом каждый ребёнок сам находит время для проявления своей уверенности в овладении новым делом и для риска обращения к другим. Каждый открыт нарождающейся ситуации общения и подхватывает её.

Педагог заботится об обширном диапазоне выбора материала (будь то счёт, танец, игра, вышивка, письмо, рисунок, поделки, беседы, рисование, пение и т.д.), на который могут инициативно отозваться дети, а потом улавливает и подхватывает их инициативу.

Он ненавязчив в словах, а его реплики только призывают детей владеть самими собой как людьми ответственными за сохранение избранной ими ситуации.

Большинство предлагаемых видов занятий характерны для привычной дошкольной и школьной жизни. Речь идёт не об их замене, а о лишь ведении в несколько ином ключе; о переходе с логики навязывания — на логику насыщения ими детской жизни. При этом занятия по обучению грамоте находятся в постоянном средоточии всех остальных занятий и выступают как одни из наиболее предпочитаемых детьми сфер активности, где все дети чувствуют себя умелыми, знающими, интересными собеседниками и помощниками друг для друга.

«Специфическими» можно назвать систему специальных пособий по обучению чтению, письму, счёту и математике; «социо-игровые задания», разработанные, собранные и переосмысленные в «шулешкинском ключе» знаменитыми театральными педагогами Александрой Ершовой и Вячеславом Букатовым (наиболее полно они представлены в их книге «Хрестоматия социо-игровых приёмов обучения»); разработанные варианты пособий и заданий по природоведению и музыке.

Однако, все эти вещи выступают не в виде поурочно расписанной последовательности, а как некие концентры, к которым регулярно обращаются и вокруг которых организуется детская жизнь и учеба на тех или иных возрастных этапах.

Именно такое понимание смысла «краткосрочной программы» наглядно представлено в её дошкольном выражении: «Матрице событий из разных родов деятельности».

При этом достижение успешности в том или ином деле связывается прежде всего с другими родами занятий. Если, например, что-то не ладится в работе с пером, то бессмысленно решать эту проблему, налягая на письменные задания. Значит, полгода назад было что-то недотанцовано, недопето или недовязано на спицах. Теперь дырка выскочила — и латать её бессмысленно. Надо разобраться, что же было упущено — и тем заняться; тогда «дыра» залатается сама-собой. Причем, у одних детей трудности со счетом решаются через росчерки, у других — через музыку, у третьих — «через ноги» (через разного рода танцевальные упражнения). А для того, чтобы каждый раз, с каждыми новыми детьми в этом по-новому разбираться, педагогам и необходим гостевой обмен опытом.

А тот слой представлений, который отслеживают педагоги, и который наглядно соотносит между собой три плана программ — это связь между культивируемыми родами занятий и сохранностью важнейших психических качеств (доверия ручным действиям, громкости и отчетливости речи, подлинности своей интонации, вслушивания в поток речи, чувства соучастия, привычки к объёму рабочих усилий... )

Все предлагаемые планы введения нового материала в этой программе — очень условный ориентир, лишь варианты того, как это воплощалось в том или ином месте.

Хронологическое распределение занятий — авторское дело педагога, который не навязывает новые задания детям, а «заинтриговывает» ими; поджидая, пока инициативу любознательности проявят дети.

«Надо постараться предоставить ребятам опыт включённости в как можно большее разнообразие игр-занятий, но не стоит уповать на достижение «гармонического равновесия» в их симпатиях. В одних группах особенно популярны одни игры, в других другие. Готовность поддаваться детским «пристрастиям» — не слабая, а сильная сторона педагога. И обязательно прибавляйте к представленным играм и занятиям свои собственные» — подчеркивает программа.

У многих учителей или воспитателей есть свои увлечения: кто-то любит живопись и неплохо разбирается в ней, кто-то поёт или играет на чем-то, кто-то любит готовить, а кто-то вышивать. Пример эмоционально увлеченного человека гораздо больше воспитывает уважение к труду, способность к волевому усилию, нежели абстрактные объяснения на занятиях или чисто учебные упражнения. В этом смысле, программа Шулешко — не расписание действий — а клубок приёмов-примеров, которые формируют педагогический вкус. А сам клубок, вбирая всё новые педагогические находки, может расти снежным комом вне зависимости от первоначально предложенных.

Ведь таков смысл материала, подбираемого для «краткосрочной программы» — не «то, что все обязаны делать», а «то, чем каждый может воспользоваться».


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100