Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Школа для подросткаШкола для подростка

Педагоги школы с. Хара-Алдан, Якутия

Дети придумали свои предметы. Под эти предметы собрались учителя...

Модель сельской маленькой удалённой школы, у которой все недостатки — преимущества

Восхождение на Фудзияму

Маленький, находящийся в стороне от больших дорог Хара-Алдан. Но здесь, в самом отдалённом уголке Таттинского улуса, жизнь бьёт ключом. И сегодня для меня именно здесь находится перекресток педагогических дорог.


 
  

На клубном интересе подростка вместе с ним хара-алданские учителя придумывают новые, только здесь существующие учебные предметы. Сегодня их может быть пять, завтра — шесть или семь, и это могут быть уже совершенно другие предметы, нежели те, что были вчера...

 

На занятиях по «хара-алданским» предметам дети, учителя, родители (и любой другой, кого заинтересует, то, чем они занимаются) сообща создают свои групповые проекты. Это может быть музыкальный спектакль, в котором задействованы чуть ли не все ученики, или катамаран, который так никогда и не поплывет, или подледная рыбалка на реке, или восхождение на заснеженную вершину. Как на свою Фудзияму.

От интереса ученика здесь умеют протянуть ниточку к его способностям и всегда помогут разобраться в своих образовательных потребностях. И каждый ученик рано или поздно сумеет найти свою «точку баланса» в общем образовательном пространстве и начнет путешествие по своему собственному образовательному маршруту, своё личное восхождение на Фудзияму.

Начало жизни. Когда моя мать, мой отец, все те взрослые, что окружают меня в мои первые дни и годы, лепят меня (как личность) по своему образцу и подобию, вкладывая в меня некую программу восприятия мира. Каждый новый взрослый, появляющийся в моем окружении, считает своим долгом поделиться со мной своей точкой зрения на окружающий мир.

Начинается это с разъяснения того, что такое хорошо и что такое плохо. Каждый взрослый в начале моего пути — для меня учитель.

Они учат меня описывать мир. И в какой-то момент (очередной момент истины для меня) я начинаю воспринимать мир в соответствии со сформированным в моём сознании взрослыми описанием.

Этот момент имеет огромное значение для меня, так как он определяет всю мою дальнейшую судьбу.

Именно в этот момент «моей» истины я открываю дверь и заглядываю в мир взрослых. Я становлюсь полноправным членом сообщества, использующего вложенное в меня описание мира. Если мой способ не совпадает со способом сообщества, то моё несовпадение с самим собой в точке проявления моей личности резонирует с несовпадением, существующим «во-вне».

Вот где «зарыта собака» основного вопроса подростковой школы. «Клубный» (тусовочный) интерес подростка и «вертикальный» интерес ЗУН-овского образовательного стандарта. Ситуация выбора.

Вот он — момент истины для подростка. И мы обязаны ему помочь. Рождается личность. Совершается акт величайшей значимости. Свободное действие. Выбор своего пути, собственной образовательной траектории.

Хара-Алданские учителя не просто это осознают. Они этим живут.

Всё определяют те встречи с Культурой, что случаются в путешествии по пространству, в котором протекает наша жизнь. У В.С.Библера личность сводится к поступку длиною в жизнь. Поступок-диалог. Ибо в нём фокусируются все диалоги, в которые ты вступал, вступаешь и может еще вступишь.

Наши шаги по жизни всегда определяет круг интересов. Развитие наше связано с дифференциацией образовательного зрения. Становление наших педагогических мифов начинается в школах, куда мы приходим как учителя. Начинается отсчёт времени и бесконечное развитие нашей собственной педагогической проблематики.

 

БУГАЕВ Николай Иннокентьевич,

руководитель Свободного образовательного центра «ОбрАз», научный консультант Хара-Алданского эксперимента

  
 

В этом отношении судьба, пожалуй, всегда была благосклонна ко мне. Их было много. Прекрасных учителей, находившихся рядом в моем образовательном путешествии. Всех перечислить здесь невозможно, да, думаю, и не надо. Я вас всегда помню, и чувство благодарности никогда не покинет меня, дорогие Учителя. И те, кто учил меня, и те, кого учил я сам. Каждый из вас дал мне частицу своей души. Теплом ваших сердец воспитаны мысли мои.

Были радости. Были победы. И огорчения. По прошествии лет вдруг оказывалось, что победы во многом были поражениями. Так было и на этот раз. Очередной цикл замкнулся. Снова разрыв и слепое толкание в стенку в надежде отыскать выход из очередного тупика. Такова судьба любого педагога — вечное движение от проблемы к проблеме. И новая встреча.

Просто совпало. И помогло. И снова замечательные люди, встреча с которыми позволила в чём-то своём окончательно укрепиться, а в чём-то совершить и переоценку ценностей. Школа, решившая недостатки малочисленной школы превратить в преимущества и ежедневно совершающая свое маленькое чудо становления нового содержания образования. Такого содержания, ядром которого стало образование дополнительное, определяющее индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

Новая встреча. И рождение хара-алданского педагогического чуда. Совместное проживание детей и взрослых в пространстве их «собственного произвола». Замечательное пересечение многих интересных идей, трансформировавшееся в реальные дела и легшее в эту книжку.

Настоящее. Прошлое. И будущее.

То, что становится. И никак не настаёт.


Учебный план и самоорганизация личности

 

ГОЛИКОВА Матрёна Николаевна,

заместитель директора по учебной части,

КОПЫРИНА Жюлиана Григорьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

  
 

Структура образовательного плана нашей школы обозначает основные направления, по которым целенаправленно развивается деятельность в разнообразных добровольных объединениях детей. Каждый ребёнок может заниматься в нескольких объединениях и менять их. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима учебы. В работе объединения принимают участие учащиеся пятых-девятых классов, учителя, родители. Учителя имеют право свободного выбора и использования методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов.

В основном традиционная школа занята обучением (свыше 80% учебного времени). И только оставшееся время (около 20%) отдано на все остальные виды деятельности, в т.ч. на воспитательную (в рамках традиционного обучения о воспитывающем эффекте образовательных технологий говорить довольно-таки сложно). Мы видим, как принижение воспитывающих и развивающих сторон образования ведет к дегуманизации школы. Школа, акцентирующая внимание только на обучение, способна лишь углубить процесс дегуманизации и деформации общества.

Обычные недостатки в условиях сельской малочисленной школы, как правило, только усугубляются. Но именно в них мы и увидели особые возможности: условия сельской малочисленной школы позволяют организовать образовательный процесс таким образом, что базовый (общеобразовательный) блок из определяющего все остальные направления учебно-воспитательной деятельности школы будет работать на развитие внеакадемического блока, через который будет формироваться и развиваться субъектность учеников.

Необычный учебный план нашей школы составлен на основе базисного учебного плана сельских малокомплектных образовательных учреждений Якутии. За счёт часов национально-регионального компонента и школьного компонента в 5-9 классах введены предметы «Театр», «Боотур» («Здоровье»), «Техник», «Булт», «Айан» («Путешественник»), «Сатабыл». В расписании для этих предметов отведено 1,5 дня. В пятницу после обеда и в субботу — полный день. Такая организация занятий даёт возможность детям посещать занятия двух-трёх объединений, обеспечивает практическую часть (походы, пленэры, экскурсии, выступления и т.д.) Учителя, часы которых отданы новым предметам, составили интегрированную программу по ним, предусматривающий вовлечение учащихся в разнообразную творческую деятельность. При составлении этих учебных программ учитывается интеграция первого уровня, когда все науки составляют элементы некого единства, мировоззрение.

Учебный план начальной школы включает как традиционные учебные дисциплины, которые должны обеспечивать общеобразовательную подготовку младшего школьника на основе изучения, главным образом, математики, русского языка, якутского языков и литературы, так и дисциплины нетрадиционные: информатика, английский язык, культура речи. Часы учебных предметов изо, труда, музыки и час выбора объединены в одну программу «YнYгэсчээн». На изучение этого предмета отводится один учебный день.

В школе работает детское самоуправление: «Чолбон» — для учащихся средних классов; «Стремительные» — для старших ребят.

С одной стороны, самоуправление обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем, с другой — формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. Дети определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение.

В 10-11 классах порядок изучения предметов, объём изучаемого материала регулируется учителем совместно с каждым конкретным учеником.

Индивидуальная образовательная траектория Голикова Альберта (10 класс). Руководитель Г.С.Слепцова.

Такой учебный план начинает отражать реальное решение тех задач воспитательного процесса, которые мы видим перед собой как центральные:

— Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса для достижения совместной цели.

— Развитие самоорганизации личности.

— Развитие у учащихся способностей к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Так в школе устанавливается положительный микроклимат. Ученик демонстрирует свои способности, познает вкус победы. Успех его окрыляет во всем: в учебе, общении со сверстниками, им восхищаются родители, учителя, им гордятся одноклассники, друзья.


Клуб «Булт» («Охота»)

 

ЗАХАРОВА Варвара Дмитриевна,

отличник просвещения РСФСР, ветеран педагогического труда, координатор клуба «Булт»

  
 

Страсть к охоте нашим детям передалась в крови, ведь у каждого из них отец, дед — заядлые охотники. Охота это не только времяпровождение, она сродни поэзии: это состояние человеческой души. И никому не известно, что заставляет наших мужчин просыпаться ни свет ни заря и, отмахав немало вёрст от родного дома, с неописуемым наслаждением в дрожащей тишине вглядываться в тёмно-синюю гладь в ожидании появления, может быть, одной единственной утки. Вдалеке послышался шум крыльев. Вот он, счастливый миг, ради которого охотники наши готовы недосыпать, промокать до нитки под проливным дождем, терпеть нашествие злющих комариных орд, валиться с ног от усталости, проваливаться в промоины и, чертыхаясь, выбираться, чтобы снова идти и идти, зная наперед, что дороге этой пока нет конца, потому что они такие родились и не могут жить иначе.

И наши мальчики, посещающие клуб «Охота», не понимают жизни без природы, без рыбалки, без своей любимой реки. Они предпочитают охоту ни на минуту несмолкающему телевизору и даже компьютерной игре. Любят помериться хитростью и быстротой реакции с пугливой птицей, убедиться, в своем умении метко стрелять и распутывать самые замысловатые следы, ощутить себя не только частью природы, но сильным, умным и великодушным её хозяином.

Индивидуальная образовательная траектория Слепцовой Тани (10 класс). Руководитель Н.Е.Жараева.

Индивидуальная образовательная траектория Слепцовой Тани (10 класс). Руководитель Н.Е.Жараева.

И не только увлечение...

Однажды ребят пригласил на рыбалку Афанасьев Спиридон Спиридонович в свою избушку у озера. С утра пятеро ребят и двое учителей собрались в путь. Долго шли по густому лесу. К полудню лес стал постепенно редеть. Видим перед собой красивые луга, невдалеке сверкает зеркальной гладью огромное озеро, окружённое с другой стороны березовой рощей. Мы приближаемся к избушке старика, которая стоит на самом берегу озера.

Он ждал нас, обменялись приветствиями, на костре уже была готова уха.

— Ну, ребята, отдохните немного и попробуйте моих карасей, они очень вкусные, — пригласил хозяин. — Я слышал, что вы собирались рыбачить на озере. Там рыба покрупнее, но не жирная. Туда не ходите. Это проклятое место, не зря так зовется. Таким несмышлёным, как вы, туда нельзя. Там нельзя играть в шумные игры, кричать. Я потом расскажу всё, что слышал от старцев. Оставайтесь здесь — это святое место. Рыба здесь отменная, с красивым оттенком. Я уже стар, мне много не надо. Только нельзя забывать и всегда надо придерживаться охотничьих обычаев. Угощать огонь и уметь обращаться к нему с просьбой, то есть сказать алгыс.

— Мы провели в школе конкурс на лучшее чтение алгыса. Победил наш Гоша, — ответил разговорчивый Ганя.

— Только вот избушка моя маленькая, взрослым надо достать палатку.

— Это не проблема, Спиридон. В прошлом году мы с этими ребятами построили избушку на тракторных санях, — за всех ответил руководитель группы Григорий Иннокентьевич.

— Вот и отлично. Кто из вас отличился в этом году добычей? — допытывался Спиридон.

— Мы все вместе ходим. Наловили несколько зайцев и постреляли куропаток. У всех глаза меткие, да ноги быстрые — это верные качества охотника, — за всех ответил молодой учитель Николай Николаевич.

— Николай Николаевич научил нас ставить капканы на соболя, всё-таки мы сумели приманить соболя на приманку, он оказался на радость редким, чёрным, мех его стоит дорого, — с гордостью вступил в разговор Коля Ушницкий.

— А мне было особенно приятно, когда весной охотились на уток. Мама мне никогда не давала ружья. Сейчас мы ходим со взрослыми и учителями, поэтому нынче она разрешила. Я впервые стрелял и попал в бекаса. Хотя с Колей Ушницким учимся в одном классе, оказывается, я раньше его совсем не знал. Мы тогда ещё не были друзьями. У него какая-то мужская хватка, он всё умеет. Костёр быстрее всех разжигает. Охотно помогает тем, кто устал, — признался маленький Алеша.

— Мы пытаемся возродить старые традиции. Уже научились плести рыболовную сеть. Ещё хотим заниматься разведением рыбы в близлежащих водоемах, — добавил Слепцов Коля.

— Освоили уникальную якутскую технологию апрельского подледного лова карася «Куйуур». В этом способе лова с помощью центробежной силы собирают рыбу в одну кучу под прорубью. Их зачерпывают в специальную сетку с длинной ручкой, — перебивая друг друга, рассказали ребята.

— Родная природа облагораживает человека, дает возможность обнаружить в себе скрытые качества. После общения с природой мне хочется что-то писать. Вы знаете, уже скоро 50 лет, как я пишу статьи в газеты. А как у вас дела в этом плане?

— Кое-кто уже раскрылся, — подмигнул Коле Николай Николаевич. — Он начал уже солировать, откуда это у него, ведь его родители вроде не поют.

— Эх, вы ребята. Это же у него от деда Филиппа, ныне покойного моего ровесника. Это его мягким баритоном в пятидесятые годы разливались русские лирические песни на весь наш клуб. В зале ждали только его выхода на сцену. Я подыгрывал ему на своем аккордеоне, — широко улыбнулся старик, немного прищуриваясь.

— Ну, парень, ты только не подведи деда, — этим ещё больше смутил мальчика.

— Да все они выступают. У них свой мальчишеский ансамбль песни, проводили викторины, игровые соревнования на ловкость и выдержку. Пишут в школьную литературную газету о своих впечатлениях на охотничьих тропах. Мы ещё ждем от Винокурова Гоши новых сочинений, как-то у него складно получается.

— А-а, он же племянник Бётюра Хара, молодого преуспевающего корреспондента улусной газеты. Я доволен вами. Теперь, пока не поздно, пойдем ставить сети на карасей. Вечером у костра продолжим разговор. Николай Николаевич расскажет, как он «поздоровался» с хозяином тайги медведем...

Чтение таёжной книги

Наши предки сталкивались с различными силами природы, всё это способствовало постепенному накоплению и приобретению жизненного опыта, выработке своих взглядов на окружающий мир. Полученные знания передавались из поколения в поколение.

В результате общения с окружающей средой у ребёнка развивается наблюдательность, определенные представления о природе. В условиях суровой зимы у людей вырабатываются такие качества как бережливость, аккуратность, упорство, находчивость.

Якуты — прирожденные охотники, читающие жизнь тайги как книгу. До наших дней дошёл целый кодекс неписаных законов, связанных с жизнью в тайге.

Рождение сына для каждого народа, событие особенное. Он наследник рода, своего народа. Его учили с малых лет ответственности, ведь он будущий отец — защитник семьи, главный добытчик, охотник, рыболов. Он добывает средства существования, решает все проблемы семьи, отвечает за духовное, нравственное и умственное развитие детей, главный хранитель очага семьи.

Ориентируясь на такие аспекты народной педагогики, мы изучали образовательные потребности учащихся и родителей. Осенью перед началом учебного года провели в среднем звене корреляцию способностей учащихся и образовательных потребностей учителей и родителей. Выявлены интересы и образовательные потребности учащихся, учителей и родителей. В итоге этого создан новый курс «Булт».


Клуб «ТЕХНИК»

 

СЛЕПЦОВА Галина Семеновна,

учитель физики, руководитель клуба «Техник»,

ЖАРАЕВА Наталья Егоровна,

учитель математики

  
 

Один из предложенных детьми учебных предметов под названием «Техник» предложили вести нам, женщинам. Мы знали, как важно заполнить интересными делами свободное от школьных забот время ребят. Но в работе с подростками, увлекающимися техникой, у нас практически не было опыта, хотя за плечами многие годы работы в школе. Одно дело — обучать физике, математике (когда это для тебя хорошо знакомо и привычно), а совсем другое — начинать такое сложное и ответственное дело, как создание клуба, тем более, когда сами в вождении и эксплуатации техники ничего не смыслим.

Сами подбираем, готовим и изготавливаем

— С чего начать? — мучительно думали мы тогда.

— Давайте сделаем катамаран, — вдруг предложил один из учеников.

— Сами?

— Конечно. Можно сделать из пластиковых бутылок.

Дети предложили свои собственные макеты, и мы все вместе обсуждали. Собрали большое количество пластиковых бутылок из-под сока. Совместно проектировали. Но так и не получился большой катамаран, а маленькую модель мы сделали и испытали.

В студии «Моделирование и конструирование» дети учатся изготавливать и проектировать свои первые модели. Здесь задачей учителя является открыть дверь в творчество, усилить интерес к предстоящему совместному делу, чтобы процесс самой деятельности приносил радость и удовольствие.

Сначала мы решили окунуться в мир оригами. Кто из нас в детстве не радовался, видя, как сложенный из бумаги самолётик лихо выписывает виражи. Какие чудеса можно соорудить из простого бумажного листа! Как правило, дело самолетиком не ограничивалось. Мы, сгибая и отворачивая углы бумаги, можем изготовить множество любопытных поделок. Вот мы и наши мальчики из пятого класса с радостью учились этому искусству — искусству оригами. Сначала все шло по подсказке журналов, а потом руководствуясь собственной фантазией.

Оригами — поистине неистощимый источник творческого вдохновения. Из листа обыкновенной бумаги Вася Горохов, Саша Старостин, Софрон Крылов сложили фигурки: Вася — смешного, трогательного белого медвежонка, Саша — длинноного страуса с изящно выгнутой шеей, Софрон — оленёнка. Изготовляя некую базовую форму, например, фигуру безымянной птицы, дети бесконечно импровизировали, создавали на её основе новые и новые модели. Таким образом, они сложили пеликана, индюка, морского конька и ещё птицу, похожую на попугая. Особое внимание детей привлекло искусство известного в мире оригами аргентинского мастера Лидии Монтойи.

Индивидуальная образовательная траектория Бочуровой Вали (10 класс). Руководитель М.Н.Голикова.

Индивидуальная образовательная траектория Бочуровой Вали (10 класс). Руководитель М.Н.Голикова.

Создание информационно-телевизионной студии позволило нашим сельчанам поближе узнать о жизни творческой школьной «мастерской», где занимаются наши дети. Наша студия создана на базе компьютерного класса. Дополнительно приобретены видеомагнитофоны, телевизор, видеокамера, цифровой фотоаппарат. С их помощью создаем свои телевизионные программы «Новости», «Книга — источник ума». Программу «Новости» ведут дикторы — ученицы восьмого класса Иза Бочурова, Нюргуяна Новгородова. Из их уст сельчане узнают обо всех мероприятиях, проводимых в школе. Сценарии к этим выпускам готовим совместно.

Главная надежда и опора для односельчан — школьная библиотека. Потому ребята вместе с библиотекарем Бочуровой Августиной Гаврильевной придумали и выпустили в эфир программу «Книга — источник ума». Эта программа знакомит зрителей с миром книг, дает советы по пользованию литературой.

В будущем наша телевизионная группа готовится создать и другие программы: музыкальные, познавательные, развлекательные. Но не всех сельчан можно увидеть у экранов телевизоров.

Для тех, кто придерживается девиза «Лучше один раз почитать, чем сто раз увидеть», мы предлагаем газету «ЧараІ». Материалы для газеты предоставляют юные корреспонденты художественно-литературного клуба «Сатабыл». А наша задача — сделать компьютерную верстку газеты. Для этого изучили издательское дело и текстовый редактор WORD, который включает в себя редактирование и форматирование текста, оформление заголовков, работу с иллюстрациями, фотографиями, макетирование страниц. По всем этим этапам навыки ребятами приобретаются очень быстро. Таким образом, наша студия приносит радость в каждый дом родного поселка.

За год работы студии рано говорить о серьезных результатах, но даже те маленькие успехи, которых достигли наши дети, о чем свидетельствуют положительные отзывы профессионалов, вселяют в нас веру в то, что мы заняты нужным и полезным делом.

Неудавшийся катамаран

 

ЗАХАРОВА Варвара Дмитриевна,

учитель математики<

  
 

В первый год эксперимента, когда учащиеся собрались в отдельные клубы, мы учителя тоже разделились по клубам. Спустя два года я могу сказать, что мы, старшее поколение, тогда «не созрели» для того, чтобы создать по-настоящему творческий клуб, не было опыта, силы воли. Трудности в создании любого клуба должны быть. Без трудностей вообще не складывается жизнь, тем более творчество.

Итак, на первое занятие клуба «Техник» пришли пятеро-шестеро ребят из 7-9 классов. Все они были одержимы идеей изготовления самодельного карта и создания школьного картинга, который почему-то назвали картодромом. Загорелись желанием проводить ежегодные соревнования. Были уверены в реализации своего проекта.

— Ничего не выйдет! — говорили мы, учителя.

После горячих дискуссий старшие убедили молодых в нереальности этой идеи. Первым нас поддержал не по возрасту рассудительный восьмиклассник Слепцов Коля. Его двоюродный брат несколько лет назад построил аэросани с двигателем от мотопилы «Дружба», но ездил на этих санях недолго, мотор барахлил.

— Ну, тогда, хотя бы построим прогулочный катамаран, — предложил, наконец, девятиклассник Самсонов Владик, весной проведем испытания. Если получится, подарим его ребятам из лагеря труда и отдыха.

Это предложение понравилось всем. И на следующей неделе все были в сборе. У всех свои проекты. Мой проект ребята сразу отклонили, слишком простой. Это был проект вроде надувного плота с веслами и был предназначен для охоты на водоплавающую дичь. Каждая идея была обсуждена, старались выявить, в чем преимущество и недостатки. У большинства ребят катамаран был с двигателем. Двигатель они подсоединили к турбинам, притом каждый по-своему. Основным недостатком опять-таки были материальная и финансовая стороны. Только у одного катамаран двигался на педальной основе, его и одобрили.

После этого получили задание: дома изготовить действующую модель. Самой лучшей оказалась модель, изготовленная Аликом Сметаниным. Но и в лучшей модели в полной мере не проявились все желания молодых. А жаль!

Совместный проект подкупающе прост. Он состоит из двух досок, закрепленных параллельно друг другу, на них надеты чехлы из брезента с ячейками для пластиковых бутылок. Катамаран устойчив, бутылки обеспечивают достаточную грузоподъемность, имеет небольшую скорость, поэтому безопасный. Нам не нужно вычислять силу тяги и скорость. Соединение деталей будто бы не вызывает сомнений. Единственная трудность — в определении размера лопастей турбины. В библиотеках рылись в журналах «Юный техник» и «Левша», в учебниках математики и физики нашли нужные формулы, разбирались в соединениях деталей по учебнику черчения. Вычислили необходимое количество бутылок и размеры досок. Решили: турбины можно отрегулировать экспериментально при испытании без предварительных вычислений и исследований.

И все же неточностей и неизвестностей было предостаточно. А время всё шло. Некоторые учащиеся успели съездить в республиканский музей детского творчества, другие участвовали в конференции научно-технического творчества учащихся. Ещё подготовились и участвовали в различных олимпиадах. Пока собрали все необходимые материалы, долго сушили большие доски, учебный год закончился.

А весной, когда пробуждается природа, и жизнь стучится в учебные кабинеты, все отвлекает детей от «науки».

Не успели. Наверное, нам не хватило задора, не сумели подхватить во время идеи молодых. А жаль!


Художественно-литературный клуб «Сатабыл»

 

ЗАХАРОВА Сардаана Константиновна,

учитель ИЗО и труда, руководитель студии «Золотой напёрсток»

  
 

«Золотой наперсток»

Рукоделие — это не только изготовление изделия, это духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Хорошая мастерица сродни художнику, который использует все многообразие своей палитры.

В «Золотом напёрстке» занимаются ученицы 5-8 классов. Их привлекает возможность создавать своими руками красивые изделия. Девочки с большим увлечением занимаются различными видами рукоделия: вышиванием, бисероплетением, макраме, лоскутным шитьем, работой с природными материалами.

Свои занятия мы начали с создания кукол, мягких игрушек. Изготовление кукол включает такие виды прикладного искусства, как рисование, вышивка, шитье бисером, ручное и машинное шитье.

Прежде чем приступить к работе дети изучили историю, традиции национального костюма, научились правильно выбирать материал, найти цветовую гамму.

Одно из направлений нашей работы — мода и дизайн.

Девочки выполняют задания по разработке эскизов моделей, знакомятся с основными понятиями композиции костюма, стиля, цветоведения, моделирования одежды, учатся работать с готовыми выкройками и делать лекала выкроек для себя. Некоторые наши занятия взаимодействуют, интегрируются с занятиями театрального клуба, ученики выполняют эскизы костюмов к постановкам спектаклей и с помощью учителей и родителей шьют костюмы. В процессе совместной деятельности возникают удивительные творческие взаимоотношения людей, делающих общее дело: приходит понимание важности своей работы, ответственности перед товарищами и будущим зрителем. Ведь художественное оформление спектакля — это первое, что видит зритель. Вышел актер и ещё не сказал ни слова, но его внешний вид уже воздействует на восприятие человека, сидящего в зале. Поэтому сценический костюм является частью и элементом того языка, средствами которого раскрывается создаваемый актером образ.

К первой постановке спектакля «Зимушка зима» дети совместно с учителями и родителями создали костюмы снежинок, Морозко, Тучки, деревьев и Снежной королевы. В создание образа русалок по произведениям русских писателей дети вложили все свои знания и умения, изучили историю национальных костюмов Украины, России, традиции праздников.

В прошлом году ученицы 5 класса работали над созданием кукол для кукольного театра. Сколько труда вложили в образ каждого сказочного героя, к сказке «Лиса и волк» сделали куклы зверей. У всех персонажи получились, раскрыли характер каждого героя. У Саргы Старостиной лисичка и впрямь получилась хитрой, медвежонок Вики Винокуровой — добрым, собака Туяры Варламовой — смелой, петушок Захаровой Саргы — маленьким да удаленьким, зайка Жюлианы Онопровой — настоящей хозяюшкой.

От изделия к изделию растет мастерство детей, повышается качество их работ. «Золотой напёрсток» способствует эстетическому воспитанию, успешному овладению учащимися широким спектром технологических знаний и умений.


Клуб Айан («Путешественник»)

В результате опроса детей был открыт клуб «Айан». Работу клуба планировали все вместе: дети, родители, учителя. Решили сначала изучить историю родного наслега, разработать маршруты путешествий и организовать походы. Для этого в течение осени и зимы организовали встречи со старожилами, собрали их воспоминания. На основании собранного материала разработали маршруты «Южный», «Северный». Весной и осенью 2003 года члены клуба были в однодневных походах по этим маршрутам. Во время походов были изучены оставшиеся в заброшенных местах — «ётехах» — постройки, орудия труда, собрали гербарий. По материалам походов составили сборник «Маршруты Южный и Северный». Учащихся очень заинтересовали рассказы-были об основании нашей деревни.


Послесловие вместо эпиграфа

 

Из книги Анатолия ЦИРУЛЬНИКОВА

«Девять прогулок с воином, шаманом и кузнецом»

  
 

Мы отправились в Хара-Алдан, из которого виден Верхоянский хребет, снежные горы — непременная часть пейзажа за рекой. Из местных там, говорят, никто не был, только охотники. Но на рисунках детей («моя малая родина») обязательно присутствует река, а за ней гора. Как мечта, заметил один из моих спутников.

...Мы проплыли вдоль растянувшегося на несколько километров села, свернули и через футбольное поле въехали на моторке прямо в школу, внешне ничем не примечательную, неказистую. Здание бывшего общежития, с длинным коридором, темновато, освещения не хватает — не жаловалась, а просто констатировала директор Ольга Николаевна Самсонова, преподающая в первом классе шахматы. Тут вообще никто ни на что не жалуется.

В Хара-Алданской средней школе учится девяносто учеников, поэтому она и без половодья находится в зоне затопления, её в любой момент могут ликвидировать или понизить в статусе до девятилетки, сделать чьим-нибудь филиалом. Но всё равно добираться сюда будет так же трудно, связь плохая («Или они нас не слышат, — сказала директор, — или мы их не слышим»).

Приходится самим что-то придумывать.

В начале учебного года, к концу которого я приплыл в школу, дети предложили свои предметы, под эти предметы собрались учителя. Показали мне, что получается.

На одном из предметов, литературно-музыкальном, вырисовывалась «Русалка». Она была ещё не готова. Делали декорации, разучивали слова. Гоголь перемежался с Андерсеном, а Даргомыжский — с песнями на стихи Андрея Рубцова. Одна родительница тихонько наигрывала на синтезаторе, а другие, вместе с детьми и учителями, изготавливали цветы для сада русалок. «...Когда тебе исполнится 15 лет, тебе разрешат всплывать на поверхность моря и смотреть на плывущие мимо корабли...»

Есть клуб путешествий, рыбалки и охоты... «Хорошие лица у ваших ребят», — сказал я директору, просто так, чтобы сделать приятное. Она заметила, тоже между прочим: «Двадцать лет назад были другие».

Оказывается, тогда в пьяном, разваливавшемся как вся брежневская страна Хара-Алдане, собрался сход, в основном женщины и старики, и принял решение — не торговать в селе алкогольными напитками, даже пивом. И вот прошло двадцать лет. Чистые лица, здоровые дети. «Самая большая проблема, что урок пропустят. И не дерутся, странно, — сказала директор, — мирные такие...»

...В Хара-Алдане в цене то, что переоценке не подлежит: тайга, река. Раз, рассказывают учителя, попали в город — чуть не задохнулись, фонтан искали. Где нет реки, как-то не так дышится. Жизнь на большой реке — особенная.

Но если не живешь, а со стороны — попасть впросак можно. Смотришь на Алдан — тихая река, плавная. Наверное, говоришь, в ледоход у вас красиво. Угу, говорят, когда надвигается льдина с двухэтажный дом, мы бежим вон туда, на гору...

Директор бежит, и завуч со своими пятью коровами — за лесом, на запасной горе, построены временные жилища, называются «дачами».

Им тут смешно, когда смотрят по телевизору конкурс на выживание.

Вот всё это — Хара-Алданская школа.

...До белых якутских ночей было еще две недели, но по сравнению даже с Питером это была ослепительная белая ночь, яркое солнце за полночь и костёр, учителя, используя случай, веселились от души, бегали, прыгали как дети, и глядя на них я понял, чему они учат своих учеников. Народной борьбе «хапсагай», в которой проигрываешь, если задеваешь хотя бы пальчиком землю. Главное не атака, а удержание равновесия, тот, кто нападает, обычно проигрывает. Вот смысл учения: быть воином, но не нападать, удерживать равновесие.

...Здесь я переосмыслил концепцию школы. Сельской ли, городской — неважно.

Раньше я считал, что у школы, положим, сельской, есть свои преимущества и недостатки, плюсы и минусы, которые надо компенсировать. А в Хара-Алдане пришел к выводу — не надо ничего компенсировать. Нет никаких плюсов и минусов, все зависит от желания учиться у жизни и умения оборачивать недостаток преимуществом.

Взял тетрадь и записал на память: «Модель сельской маленькой удаленной школы, у которой все недостатки — это преимущества».

Узок кругозор — соверши восхождение. Тонешь в мелочах жизни — плыви.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100