Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
НадстройкаНадстройка

Наш учитель груб

 
  

«Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов. Мне хотелось бы объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлёты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя».

Такими словами представляет себя едва ли не самый популярный сегодня педагогический сайт www.inter-pedagogika.ru.

Его создала и вот уже пятый год ведёт Ирина Хоменко при помощи нескольких своих друзей-энтузиастов.

Мы предлагаем вашему вниманию одну из характерных консультационных бесед, которые ведутся на этом замечательном сайте.

 

Наш учитель — такой человек, каких я, честно признаться, никогда не встречала; её авторитарности и властности просто нет границ, а формальное вымогание денег — это только часть того, что она вытворяет с бедными учениками; мне не хотелось бы что-то преувеличивать или показаться необъективной, но, в принципе, это так и есть; при этом самое странное, что она как будто не подозревает в своём поведении ничего особенного, а считает его вполне естественным. Но есть и другая сторона. Этот учитель работает в нашем классе, а у нашего класса сложилась репутация этаких эгоистов и белоручек, скажем так. И, пожалуй, в этом есть какая-то доля правды; может быть, это касается и не всех, но репутация — есть репутация, и изменить её нам не так-то просто. И мне, честно говоря, не хотелось бы, чтобы какие-то действия против учителя оценивались бы как просто некий «каприз» нашего класса или что-то в этом роде.

А, может, вообще ничего не стоит делать? Но, с другой стороны, чем дольше ученики будут терпеть этот беспредел учителя, тем сильнее она будет наглеть; и, честно говоря, так и есть — в последнее время всё становится ещё хуже.. Или, может быть, сделать так, чтобы претензии предъявили родители?

Но компромисс с ней вряд ли удастся найти. может быть, вы бы что-то посоветуете?

Инна, 14 лет


Ирина Хоменко:

Инна, спасибо за доверие!

Ваша ситуация с учителем, увы, иногда встречается...

Но давайте отделим «мух от котлет», ладно?

Есть действительно противозаконные методы общения, а есть ваши впечатления от поведения учителя. Хотя, я считаю, что само по себе Ваше беспокойство небезосновательно.

Так вот, для начала попробуйте описать конкретные ситуации, которые вам кажутся возмутительными. Потому что здесь столько нюансов; так тонка грань между требовательностью и хамством... А ребята вашего возраста так болезненно воспринимают любое ограничение их свободы.

Но мы ведь взрослые люди, и давайте разговаривать по-взрослому. Тем более, если обращаться к букве закона, то он принимает во внимание только ФАКТЫ. И, в зависимости от этого, определяет меру ответственности учителя перед законом.

Итак, попробуйте описать 2-3 характерных примера поведения учителя (или ее поступков). Тогда будет легче сориентироваться в Вашей проблеме.


Инна:

Конкретные ситуации... Вот, например, недавно было родительское собрание, или День Открытых дверей, я уж и не помню точно. И к ней пришли родители; она английский преподаёт.

И знаете, она, во-первых, при всех родителях обсуждала каждого из учеников, и, при этом, говорила нечто вроде: «Да, очень хороший мальчик (девочка), такой старательный(-ая), НО и после «но» начиналось просто поливание ученика грязью, которая, в принципе, абсолютно не касалась ни её лично, ни её предмета.

Бедные родители: некоторые сидели и просто тряслись; некоторые пытались что-то ей сказать. А после собрания она отдельно оставалась со многими родителями и говорила им о том, что «нужно бы Вашему сыну (дочке) подтянуть знания..», и потом переходила чуть ли не на требование этого. Говорила, что все почти ОБЯЗАНЫ у неё дополнительно заниматься, если хотят иметь хорошие оценки.

Кто-то из родителей поддавался; у кого-то хватило смелости сказать ей пару ласковых.

Вот такая, в принципе, довольно типичная для неё ситуация.

Или, например, мы должны были сдавать ей деньги на ремонт класса и т.д.; сначала она взяла по 5$ с каждого ученика, а у неё их будет, пожалуй, где-то около ста (учеников). И дело даже не в этом: пусть делает себе какие хочет ремонты, жалко что ли. Но такая небольшая подробность: если посчитать, сколько всё это могло стоить, то это никак не тянет на то, сколько она с нас взяла.

Многие учителя в таких случаях предоставляют родителеям чеки, чтобы не было никаких подозрений и вообще никаких недомолвок. Но наша ничего такого не сделала; и потом с самым серьёзным видом взяла с каждого из нас ещё по несколько $ на «непредвиденные нужды».

Всё ей деньги, деньги... как будто больше ничего не существует... обидно...

Кроме всего прочего, она относится ко всем откровенно по-хамски. И хотя её тут уже не перевоспитать, но всё же тоже опишу несколько ситуаций.

Например, она заставляет учеников мыть её чашки, после того как попьёт кофе; или просит на уроке (не на своём, разумеется), сбегать в магазин за водой или ещё за чем-нибудь.

А как-то вообще комическая ситуация была. Она нам на полном серьёзе говорит: «Я участвую в лотерее; там можно выиграть круиз в Египет; пойдите, купите мне лотерейный билет — я хочу в круиз поехать». Может быть, я и утрирую немного, но смысл ею сказанного был именно таким. Просто это даже до смешного порой доходит.

Хотя смешного тут, конечно, мало. Вот ещё один совсем свежий пример; буквально на днях произошла такая ситуация. У нас английский был первым уроком; она зашла в класс, а там на полу бумажек пару валялось, пыльно немного было; в принципе, ничего особенного; но она заставила нас вымыть ей пол, протереть шкафы, помыть цветы.. ну и т.д.

И дело не в самом этом факте; можно подумать, что нам это трудно; нет, конечно нет — ради Бога. Но она вела себя так, как будто все обязаны ей прислуживать (как говорится, «Служить бы рад — прислуживаться тошно»). И так постоянно.

Но большинство это делает только потому, что мы большую часть урока занимаемся её «хозяйством», а на учёбу времени почти нет. Но так можно один раз сделать, два; но мы, всё-таки, уже в 10 классе и приходим к ней за знаниями, а не за чем-то другим.

И, честно признаться, в школе и учителя её не слишком-то любят (ну ещё бы); она и их, наверное, тоже изводит. Хотя мне порой кажется странным, что она сумела так себя поставить. Потому что как учитель она, скажем так, в принципе, нормальный учитель. Но если у неё что-то не получается, и кто-то что-то не может понять, то она начинает сильно нервничать; а эмоции всё только усугубляют и ещё больше запутывают учеников. В таком деле эмоции ни к чему. Хотя это лично моё мнение.

Я знаю, был у неё такой случай. Она ученица ей открыто сказала о том, что «пришла сюда не для того, чтобы мыть её чашки, а чтобы учиться..» И сама учительница нам этим «похвасталась», когда некоторые из нашего класса попытались оказать ей какое-то сопротивление.

Но главная битва с ней ещё впереди; и нам так просто не отвертеться о неё. И значит, нужно готовится к этой «битве».

Что касается её хамского поведения, то тут уже, конечно, ничего не изменишь в ней; можно только оказать ей какое-то сопротивление, и всё.. А вот вымогание денег — это уже посерьёзнее будет. И я почти уверена, что все об этом знают, в том числе и учителя, и администрация школы. Но, наверное, им просто некем её заменить и они ждут, когда же она, наконец, удёт на песнию. Только долго ждать придётся.

Вот такие вот дела.


Ирина Хоменко:

Скажите, пожалуйста, а как относятся ко всему происходящему ваши родители? Неужели никто из них не возмущен такой ситуацией? И второй вопрос. Говорили ли вы (школьники) с ними об этой проблеме? Или она в семьях не обсуждается? И третий вопрос. Опишите, пожалуйста, личность директора школы.


Инна:

Родители?

Например, мои родители крайне возмущены таким её поведением и говорят, что давно бы пора её «поставить на место»; но дело в том, что меня лично вымогательство её денег почти не коснулось, потому что учусь я хорошо, и в репетиторстве смысла нет; хотя, она предлагает свои услуги всем (вроде углубления или дополнения знаний); но просто мои родители предпочитают в школу не ходить и с учителями общаться по минимуму (а лучше вообще не общаться).

Но, например, моя мама узнала от других родителей о таком её поведении, и, в принципе, многие родители в курсе событий.

Понимаете, вот даже мои родители: с одной стороны они говорят, что нечего её бояться, и нужно, наконец, оказать сопротивление; но с другой стороны, они говорят о том, что лучше помалкивать, окончить десятый класс — а потом, глядишь, — профильное обучение, может повезёт не попасть к ней — т.е. позиция «не надо связываться». Так что даже отношение моих родителей к ней весьма противоречиво.

Хотя, я знаю, что при случае моя мама молчать бы не стала, а даже наоборот... и именно поэтому она предпочитает с ней не общаться. Да и, честно говоря, для меня тоже молчать — трудно; она уж и так меня адвокатом называет.

А что касается обсуждения с родителями, то я лично вообще стараюсь поменьше обсуждать с ними чтобы то ни было, но в данном случае они в курсе хоть и не всего, но многого. Да и родители других тоже в курсе: и из рассказов учеников, и из личных контактов с учителем.

Кстати, вот буквально на днях родительское собрание было, и эта учительница жаловалась на нескольких учеников из-за того, что они «тянут группу вниз»; просто она хочет, чтобы «все знали на отлично — она даже 4-5 недовольна!»

Но чтобы Все знали на отлично — так не бывает...

А вот что касается директора, то тут будет сложнее, потому что он в нашем классе не преподаёт (он физик), и трудно что-то о нём сказать; но из общего впечатления и из рассказов других: вроде бы обыкновенный человек, как будто ничего особенного; нормальный мужчина, довольно спокойный. Насколько я знаю, он предпочитает не очень вмешиваться во всякие конфликты, обычно этот груз лежит на наших завучах (у нас их аж 3); хотя и он, конечно же, тоже принимает в этом участие. Ещё умеет говорить красиво. Впрочем, это уже подробности и, наверное, не столь важные.

Вот вроде бы и всё... Надеюсь, что самое важное сказала.


Ирина Хоменко:

На мой взгляд, тут есть два пути.

Борьба — ВСЕГДА имеет свою цену. Такого, чтоб что-то завоевать без издержек — не бывает. Чем-то придется рискнуть и поступиться.

Просто надо хорошо обдумать, какие проблемы вы меняете на какие.

То есть — были проблемы с тем, что она оскорбляет вас — потом будут проблемы с отметками. Хотя, если она так печется за вашу успеваемость, не станет же сама себе ухудшать показатели?

Если идти в открытую, то можно прямо говорить ей при случае: «А почему Вы позволяете себе оскорблять меня (его, ее)?» Или: «Мариванна, не кричите на меня, пожалуйста.» Естественно, для того, чтобы сказать это, требуется доля мужества. Но... взвесьте — что лучше: терпеть или нет.

Второй путь: написать коллективное обращение к директору с изложением ФАКТОВ (а не оценок). Просто по пунктам перечислить. И в конце приписать, что подобное поведение учителя унижает ваше человеческое достоинство. Пусть примут меры. В противном случае вы оставляете за собой право обратиться в вышестоящие инстанции.

Третий путь — сходить к завучу или директору, хотя этот вариант — не лучший. Наверняка они в курсе того, что творится в вашем классе. И для того, чтобы администрация «зашевелилась», нужно именно письменное обращение.

По поводу родителей ваших одноклассников — я их понимаю. Времени и сил на эту борьбу нужно много, а у кого они есть? Так что, я думаю, вам с ребятами можно обсудить эту ситуацию и подумать, какой вариант вам подойдет.

Есть и ещё один вариант: не реагировать на неэтичное поведение учителя. Вести себя с ней, как с не совсем здоровым человеком. В жизни вам, к сожалению, такие люди будут попадаться, и подобный опыт «стеклянной стенки» может пригодиться.

А вообще, конечно, грустно все это, что и говорить. (Жалко, что такие учителя работают в школах. Очень сочувствую.)


Инна:

Спасибо Вам большое за ответ, буду думать.

Честно говоря, путь с обращением к администрации и т.п. — мне не очень близок, так что это на крайний случай.

А вот эффект «стеклянной стены»... честно говоря, у нас уже было нечто похожее. Дело в том, что я сижу на первой парте, прямо напротив учителя; и у меня иногда как-то непроизвольно получается, что я смотрю на неё в упор (и не только на неё, а иногда и на других учителей тоже); иногда непроизвольно, иногда специально. Очень любопытно получается: например, она что-то говорит, или объясняет — и смотришь на неё в упор. Сначала её взгляд просто скользит по всему классу, потом всё чаще начинает на мне останавливаться... и всё дольше... Получается такая как бы «игра» — кто кого «пересмотрит». Но особенно я использую этот приём, когда она начинает на нас кричать или кого-то унижать, или ещё что-то в этом роде. Тогда она ещё более надолго останавливает взгляд на мне, и пытается своим взглядом заставить меня отвести свой. Но ей это не удается. В таких случаях я смотрю абсолютно спокойно и без малейших эмоций. Разумеется, ей это неприятно. Хотя мне кажется, что она не понимает до конца причину этого «взгляда». И скорей всего воспринимает это как некую неприятную мою особенность или что-то ещё, я уж не знаю.

И вообще, очень интересно наблюдать реакцию разных учителей на такой приём. Одни как бы начинают искать на себе какие-то «неполадки», т.е. пытаются определить причину этого; другие воспринимают это просто как внимание, сосредоточенность. А вообще — кто как.

Честно говоря, мне лично вообще ближе приём «идти в открытую». Было у нас уже несколько таких ситуаций, но крайне осторожных и безрезультатных; она, кажется, даже не поняла, что мы попытались проявить недовольство или противостоять ей. Так что в случае чего можно попытаться как-то «поактивнее» противостоять.

А вообще, мне очень понравилась Ваша идея о том, что не будет же она сама себе понижать показатели успеваемости. Честно говоря, мне это в голову не приходило, и, судя по всему, Вы попали в точку.

Скорее всего, она будет более «язвительно» к нам относиться. Сейчас она как будто не подозревает в своём поведении ничего «странного», а если мы окажем сопротивление, то она будет «подкалывать» нас этим. Хотя, кто её знает. Надо будет подумать, чем она может нам «отплатить».

К тому же сейчас у нас каникулы, а потом её несколько недель не будет, так что нужно будет это ещё обсудить в классе.

А насчёт того, что грустно, что в школе работают такие учителя. Так где ж им ещё работать? В более «серьёзных» («взрослых») учреждениях её вряд ли смогли бы терпеть. Хотя, кто знает.

 
  

Консультант — Ирина ХОМЕНКО, (г. Санкт-Петербург), зав. кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им. А.И.Герцена, автор сайта www.inter-pedagogika.ru

 

А вообще… Вы в одном из писем сказали, что у учителей не совсем адекватный взгляд на мир. По-моему, он явно не совсем обычный. Только у кого-то в хорошую сторону, а у кого-то в плохую. Уж как повезёт.

А вообще, спасибо Вам большое за консультацию и за участие!


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100