Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Агентство педагогических приключений

Алена и Игорь Жуковы
Лена и Андрей Судаковы
С.-Петербург

Возможность жить иначе

Мы (пока две семьи) хотим создать в Питере семейный клуб. Мы ждем откликов. Ждем тех, кому эта идея близка, кто хоть чуть-чуть будет участвовать и помогать. Или тех, кто просто даст совет. То что дальше будет написано — это действительно совсем примерно, это лишь сегодняшняя декларация о намерениях. Мы не хотим заранее расставлять точки над «I» и следовать какой-то жесткой придуманной схеме. На самом деле все будем творить вместе и на многие вопросы отвечать по ходу дела.

Попробуем описать, как примерно мы себе этот клуб представляем.

Зачем?

В окружающем нас мире все больше того, что нам несимпатично: равнодушия, эгоизма, абсолютного несопротивления окружающему миру. Люди все чаще стремятся лишь вписаться в какую-то удобную нишу; все реже они предпринимают попытки как-то изменить близлежащий кусочек мира, приблизить его к своим представлениям о добром и красивом... Все меньше у нас возможностей для искреннего разговора — о том, кто мы такие, что с нами происходит, что от нас зависит. Многие темы становятся «неудобными», «несовременными», а многие слова просто постепенно выпадают из языка. Все чаще мы видим, что цели окружающих нас людей касаются лишь примитивно понимаемого личного или семейного благополучия. Люди подстраиваются под навязываемый им извне ритм жизни, принимают мнение большинства, даже если оно им изначально кажется неправильным.

Мир становится все более одинаковым. Человек с нестандартными ценностями, или более чувствительный, или более глубокий резче, чем когда бы то ни было, в наши дни натыкается на глухую стену непонимания. «Будь как все» — этот призыв несется со всех сторон. И ему трудно, почти невозможно противостоять, когда нет опоры с другой стороны. Может ли служить такой опорой семья? прочитанные книги? собственные убеждения? Да — для немногих сильных личностей. В большинстве же случаев ребенка, подростка, девушку или юношу среда перемалывает и ломает Быть не «как все», быть белой вороной — слишком трудно, неуютно и одиноко. И либо от каких-то собственных представлений и чувств человек напрочь избавляется, становясь примитивней, становясь «как все» — либо загоняет их вглубь становясь внешне «как все», но реально с внутренней раздвоенностью и всеми предпосылками к неврозу.

Что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети сохранили все прекрасное из своего детства — способность удивляться и задумываться, любить и сопереживать, мечтать и стремиться к свободе, называть вещи своими именами и верить, смотреть прямо глаза и дарить? И чтобы мы смогли передать им полноту восприятия мира, энергию, умение сопротивляться давлению извне?

Создавать альтернативную среду. Целый мир, в котором наиболее одиозные черты Большого мира отсутствуют, где можно быть до конца искренним, можно быть самим собой. Где со сверстниками и старшими можно обсудить любые свои идеи, рассказать о любой возникшей проблеме, поделиться любым чувствами. И никогда не бояться нарваться на осуждение или насмешку. Мир, в котором дети увидят множество необычных взрослых, не вписывающихся в «стандарты», несущих миру свои идеи — реализуя их в своей профессии, в общественной деятельности, в творчестве, общении, в семейных отношениях. Целый мир «белых ворон» — но теперь уже воспринимаемых не белыми, а многоцветными. Но при всем многоцветии этих людей объединяли бы несколько основных ценностей, несколько принципов, создающих общую атмосферу: уважение каждой личности и вера в лучшее в человеке, в его скрытые возможности; отсутствие меркантильности и корысти; открытость внешнему миру, всем его проблемам; культ творчества и знаний...

Нет нужды находиться в таком мире физически семь дней в неделю. Нет необходимости создавать какое-то «альтернативное поселение» или даже «свою» школу. Это может быть клуб, собирающийся лишь раз в неделю или даже раз в месяц. Да, почти все время ребенок будет проводить в «школьно-уличном» окружении. Но «вторая среда», даже если в ней человек проводит меньше времени, показывает возможность альтернативы, расширяет пространство выбора. (Прежде, чем человек поверит во что-то, решит, что нужно жить иначе, нужно, чтобы он увидел, что можно иначе...) То, какая среда повлияет на него сильнее — зависит не только от «времени экспозиции», но и от того, какой мир окажется более ярким и красивым, а главное-более родным и уютным. И важно еще, чтобы «рукотворный» мир был устойчивым и надежным, чтобы был домом, в который всегда можно вернуться.

Собственно, подобных клубов много — на таких или примерно таких идеях; все это называется «неформальная педагогика». Она многократно подвергалась критике с тех позиций, что клубы воспитывают чересчур романтическое представление о мире, порождают «розовые очки», снижают способность бороться и выживать в современном обществе. Но мы убеждены в противоположном: можно совместить все принципы клуба, о которых шла речь, с выработкой совершенно трезвого восприятия «большого мира», с умением добиваться в нем успеха. (Здесь, конечно, имеется в виду успех в достижении поставленных самим человеком целей, а не трактовка этого слова современным общественным сознанием, привязанная к материальным и карьерным «достижениям».) Нужно лишь четко осознавать, чего же мы хотим.

А идеал наш — это человек, который стремится вверх, крепко стоя на земле. Который может действовать в Большом мире, сохраняя порядочность, но прагматично, умело, целеустремленно — с тем, чтобы совершенствовать и расширять Свой мир, где делается попытка держать более высокий уровень человеческих взаимоотношений.

К этому можно добавить, что клубы вырабатывают «практические навыки» и вполне конкретно. Знакомят с многочисленными профессиями, дают возможность проявиться скрытым талантам, воспитывают коммуникабельность и когнитивные качества, тренируют подростков в разных социальных ролях, — например, лидера, консультанта, педагога...

Нам представляется важным дать нашим детям умение думать. Отдавать себе полный отчет в отношении собственных действий, трезво оценивать окружающий мир, всегда иметь собственное мнение и уметь его отстаивать, быть способным противостоять давлению извне, не превращаясь в аутсайдера в Большом мире.

Мы думаем, что очень многие могут вспомнить что-то подобное из своего детства или юношества. Не обязательно клуб. Быть может, даже разовая встреча, после которой остается потрясение: неужели так бывает — такие люди, такие отношения, так ярко и по-настоящему...

Кто?

Мы рассчитываем, что в этот клуб объединятся семьи, которых беспокоит то же, что и нас, и у которых примерно такие же взгляды на цели воспитания. При этом хотелось бы, чтобы младшее поколение в клубе состояло примерно из сверстников, хотя бы на первых порах: Маша Судакова родилась в марте 2002 года, а Наташа Жукова — в мае 2000. Но первая сторона (единство целей) гораздо важнее, чем вторая (близкие по возрасту дети). Мы думаем, что сможем построить общее дело и с теми, у кого дети старше или младше — при условии, что у нас не будет «идейных разногласий», и клуб окажется в равной мере важен для каждого из нас.

Мы рассчитываем, что для участников клуба это будет общесемейное дело. Нам кажется единственно нормальным, когда у супругов есть общность взглядов, и работа над созданием клуба не станет приводить к внутрисемейным конфликтам. Замечательно, если удастся в эту работу включить и старших детей. Но мы не хотим превращать это желание (чтобы участвовали семьи целиком) в обязательное требование, ведь есть более важный принцип: открытость клуба. Человек, которому этот клуб по-настоящему нужен, должен иметь возможность прийти в него. Например, наши дети должны иметь возможное привести в клуб своих друзей...

Вероятно, многие, читающие строки, говорят себе: «Мне близки ваши идеи, сердцем я с вами, вряд ли смогу участвовать — все силы уходят на добывание денег, на решение бытовых проблем...» Но даже если есть хоть немного времени и сил, которые хочется отдавать воспитанию своего ребенка — мы вас ждем. Вовсе не обязательно, чтобы все семьи вносили равный «трудовой вклад». Есть две вещи, которые гораздо важнее:

1) одинаковая значимость для нас нашего общего дела;

2) ответственность, обязательность и аккуратность.

Если это есть — можно многого добиться, соединяя малые усилия большого числа людей. Клуб вообще не должен ни с кого ничего «требовать»; он должен строиться от возможного — исходя из того, что каждый из нас может привнести. Кроме того, когда люди делают общее «дело для души», основанное на единстве их взглядов, — они достаточно быстро становятся друзьями. И тогда то, что один из них может на клубные дела выкроить времени больше, а другой меньше, из-за каких-то личных обстоятельств, воспринимается как нечто совсем нормальное и естественное. (Ибо видно, что причина именно в личных обстоятельствах, а не в лени и безразличии.)

Когда?

Мы хотели бы открыть клуб в конце 2004 года или даже еще позже. Главное, для чего нужно время: найти необходимое количество родителей — энтузиастов и единомышленников; попытаться сработаться, делая вместе какие-то пробные дела; после этого — решить некоторые оргвопросы, в частности, с помещением.

Что?

Мы попробуем описать (как вариант), из чего могла бы состоять! деятельность клуба: это синтез традиций разных неформальных детских объединений, о которых мы слышали, читали, или в которых участвовали лично.

Заседания клуба. Прежде всего должна быть череда ярких событий, которые способны объединить в какой-то активной деятельности всех участников клуба. Именно они создают атмосферу клуба. Заседание занимает вечер каждую субботу, или раз в две недели, или раз в месяц. (Частота определяется потенциалом организаторов.) Главное — регулярно, предсказуемо. На каждом заседании — одно или несколько коллективных творческих дел: викторина или конкурс, капустник, съемка фильма, спектакль, изготовление газеты, ролевая игра... Кроме того, могут быть какие-то встречи с интересными людьми, неформальные лекции. В середине или конце заседания — чаепитие. Завершаться вечер мог бы коллективным анализом сделанного и планированием.

Советы Дела. Каждое дело должно быть тщательно подготовлено какой-то группой, которая собирается в промежутках между заседаниями. Конечно, первоначально в советах дела основная нагрузка будет лежать на взрослых, но и дети будут подключаться с самого начала. А по мере взросления и появления опыта станут появляться советы дела только из детей.

Кружки. Предполагается, что, помимо заседаний клуба, ребята будут приходить на занятия кружков, которые будут вести родители — исходя из своей профессии и увлечений. Скажем, мы могли бы взять на себя английский (возможно, в перспективе и немецкий) язык, биологию и медицину, математику, компьютеры, издательские технологии, рукоделие. Другое ждем от других. Например, было бы очень славно, если бы при клубе была фотолаборатория, исторический кружок, обучение игре на гитаре, журналистика... Вариантов море, все определяется интересами и возможностями родителей. Быть может, не только родителей, а будут еще какие-то «друзья клуба». Возможно, какие-то 1-2 кружка начнут доминировать, и тогда клуб обретет определенный «профиль».

Кружки могли бы заниматься и перед заседанием клуба, и в другие дни. При численности кружка в 3-4 человека можно собираться на квартире. Работа кружков может быть как-то сплетена с другими делами клуба — например, внутри кружка может готовиться интересное «профильное» мероприятие для клуба в целом.

Нам кажется, что клуб может (в определенной мере) решить проблему дополнительного образования детей. По нашему убеждению, занятия в такой неформальной обстановке, общение с увлеченными людьми разных профессий дают для развития ребенка, для его профессиональной ориентации больше, чем посещение «официальных» кружков, которые ведут профессиональные педагоги. Ребенок не только приобретет знания и навыки, но также получит «введение в специальность», то есть увидит работу профессионала как она есть. Передать увлеченность важнее, чем знания и навыки. Важен и получаемый при этом нравственный заряд: то, что ребенок видит взрослого человека, который добровольно и бескорыстно тратит своё время на то, чтобы поделиться знаниями.

Все остальное. Это культпоходы, загородные прогулки, с какого-то возраста — палаточные сборы с двумя-тремя ночевками. Наконец, общие дела с другими неформальными детскими коллективами. У нас есть контакты с Москвой, Воркутой, Екатеринбургом, Одессой. Так что предстоят поездки в гости и прием гостей...

Вовсе не предполагается, что каждый из родителей будет вести кружки; те, кому трудно будет участвовать в регулярных делах, смогут участвовать в подготовке разовых мероприятий. И главное, конечно, не «что», а «как». Пусть мероприятий будет меньше, но они должны быть яркими, качественно сделанными, контрастирующими с повседневностью. Чтобы при этом все отношения были на основе тех самых принципов, которые мы хотим формировать: уважение личности, искренность, взаимная поддержка, бескорыстие, обязательность, культ творчества. (Кстати, все это может быть явно записано в «законах клуба».) И чтобы каждый (будь то ребенок или гость клуба) чувствовал — для тех, кто это делает, это не просто «способ организовать досуг детей», это важная, необходимая сторона жизни; дело, котором человек отдает себя.

Где?

Мы считаем, что проводить заседания клуба в квартирах, где мы живем, нереально. И тесно для многих мероприятий, и слишком большая зависимость от личных обстоятельств. И еще мы боимся, что из-за тесноты будет невольно возникать «замыкание на себя», ко да приход нового человека станет не очень радостен...

Поэтому есть острая проблема поиска помещения. Нужно быть морально готовыми к тому, что его придется арендовать. Но интуиция подсказывав что есть реальная вероятность найти бесплатный для нас вариант: либо получить грант, либо найти дружественную школу (или внешкольное учреждение), которая возьмет нас под свое крыло — например, ради того, что возникнут какие-то кружи для «их» детей, или ради престижа, возможности включать нас в свою отчетность. Тем более важно, чтобы как можно скорее возникло ядро клуба — тогда мы поймем, где в городе нам удобнее всего встречаться, и можно будет заняться поиском места непосредственно.

Пишите нам:

family_club@mail.ru


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100