Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

ШКОЛА ДЛЯ ПОДРОСТКА


Галина КОЛОБАКИНА

Большие изменения в маленькой жизни

Подобрать ключи ... к самому себе

В наш 7 класс пришла новенькая девочка — Алена. Ее вхождение в коллектив затягивалось. Держалась она обособленно, инициативу ни в чем не проявляла, на незначительную насмешку отвечала грубо и резко. И ребята не спешили приблизиться к девочке. Я готова была помочь ей, но нужно было время, чтобы она смогла довериться мне.

Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы девочка пошла на контакт.

В работе с Аленой я наметила три направления: на протяжении нескольких дней вести записи наблюдений взаимоотношений девочки с одноклассниками; со всеми учителями-предметниками совместно анализировать реальные и потенциальные ситуации успешности Алены на уроках; с самой девочкой проводить обсуждение дня, в ходе которого помогать выделять ее удачи и разбираться в причинах разного настроения.

В доверительных беседах, которые проходили в конце дня, Алена часто признавалась, что она некрасивая, маленькая; плохие отметки связаны только с ее ленью. Становилось очевидным, что девочка не любила себя, и это была одна из проблем, решить которую нам предстояло вместе.

«Ребята меня не любят, ко мне относятся не очень хорошо, не так, как бы мне хотелось. Я хочу, чтобы было по-другому, но не знаю, что делать», — делилась Алена. Я терпеливо искала в девочке то хорошее, что отличало бы ее от одноклассников, и однажды на прогулке, обратив внимание, как она подтягивалась на перекладине, я попросила ее сделать упражнение с максимальным результатом. Мальчики, которые были рядом, с удивлением смотрели на происходящее. Зная, что приближается спортивный праздник, я предложила Алене войти в состав участников, надеясь, что это и будет ключевым событием в жизни девочки. Мальчики меня поддержали. А Алена от неожиданности сначала растерялась, на ее лице было смущение от того, что ее выделили, и я заметила тайную в душе радость.

В знак согласия Алена кивнула головой.

Через две недели состоялся спортивный праздник. В тот момент, когда Алена выполняла упражнение на перекладине, весь класс скандировал: «Алена! Алена! Алена!» Результат был! прекрасный! Все поздравляли, девочки обнимали Аленку. Сначала она очень смутилась, а потом расплакалась. В этот день, действительно, произошло событие, которое повлекло изменение отношения девочки к самой себе, к ребятам. А как же были удивлены сами ребята: их глаза устремились на одноклассницу Алену, но видели совсем другого человека, отличного от той, прежней, «ершистой» и грубой Алены... Я наблюдала потеплевшие отношения и радовалась.

Я не спешила «оборачивать» девочку на поиск причин происходящих изменений. Считая важным не вмешиваться в процесс, который шел в сознании девочки, я видела свою задачу лишь в «подбрасывании» ей информации, потому что, на мой взгляд, тринадцатилетняя Алена способна была самостоятельно! связать потеплевшие отношения к ней! ребят с изменениями в себе самой, в своем поведении. И я не ошиблась.

Через три недели я попросила! Алену задержаться и когда все ушли, спросила:

Ты хочешь поговорить со мной об изменениях в твоей жизни?

— Да, — ответила девочка. И, чуть задумавшись, продолжила:

— Я вижу, что некоторые ребята стали ко мне лучше относиться. Это сразу после соревнований.

Ты думаешь, дело только в соревновании?

— Наверное, нет. Я уже думала «про себя» — я же перестала мальчиков обзывать, не задираюсь ни с кем. Саше помогаю в учебе, а еще помогаю в уборке класса. Раньше я этого никогда не делала.

Алена, а зачем ты помогаешь ребятам?

— Ну, мне так хочется. У меня и настроение тогда хорошее, я веселая.

А ты хочешь еще где-нибудь себя проявить? Может быть, ты чем-нибудь увлекаешься, можешь ребятам о чем-то интересном рассказать?

Алена одновременно пожала плечами и кивнула головой в знак согласия. А я подумала: если девочка увидела в себе изменения, увидела другое отношение одноклассников к себе, значит, путь решения личностной проблемы выбран правильный.


ТРИ ЭТАПА
в педагогической поддержке подростка:

1.

Начинать необходимо с выстраивания доверительных отношений, с поиска в ребенке таких положительных сторон, которые отличают его от других.

2.

Создать условия для успешной самореализации.

3.

Обсудить с ребенком путь, которым он идет в решении проблемы, личностно значимой для него.


...Через три месяца была проведена диагностика «Самый-самый». Ее результаты свидетельствуют о повышении уровня самооценки личности. И сейчас на вопрос «Что тебе нравится в самой себе?» Алена отвечает: «Глаза, волосы, любовь к животным».

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Любому школьнику приходится принимать решения, которые влияют на его будущее: на возможные достижения, социальные успехи, отношение к себе и людям.

Умеем ли мы, взрослые, — родители и педагоги, — помогать ему в таких жизненных ситуациях?


СИТУАЦИЯ 1

Родителям пятиклассника Миши не нравится его друг Юра. Юра, по мнению Мишиных родителей, влияет на их сына плохо. Миша не согласен с родителями. С кем бы посоветоваться пятикласснику? «А может, мне поможет учитель?» — думает Миша.

Версии действия учителя:

А. Учитель, выслушав Мишу, советует ему определенно прислушаться к словам родителей, за плечами которых жизненный которого у Миши пока нет.

В. Учитель, выслушав Мишу, говорит, что в одиннадцать лет человек уже должен сам решать такие вопросы, ему хорошенько надо подумать и принять собственное решение.

С. Учитель, выслушав Мишу, предлагает вместе проанализировать создавшуюся ситуацию и, прежде чем принять решение, ответить на вопросы:

— Что нравится тебе в Юре?

— Что не нравится тебе в Юре?

— Что не нравится в Юре твоим родителям?

— Что можно попытаться сделать, чтобы изменить мнение родителей о друге?

— Как ты себя будешь чувствовать, если послушаешь родителей?

— Как ты себя будешь чувствовать, если поступишь по-своему?

— Как ты хотел бы себя чувствовать после принятия решения?

— Нельзя ли найти компромисс?

— Какие конкретные шаги можно сделать?

— Чем я, учитель, могу помочь тебе в этой ситуации?

Каждый из этих вариантов действий учителя имеет свои плюсы и минусы, каждый имеет свой педагогический смысл.

Попробуйте в каждом решении найти два плюса и два минуса.

СИТУАЦИЯ 2

На перемене друг Саши бросил спичку в мусорное ведро. Ведро задымилось. В это время в класс входит учитель. Учитель хватает ведро и ставит его в раковину под воду. Ура! Класс спасен! Но педагог в ярости. Никто не признается. И тогда учитель обещает всех оставить после уроков, пока «диверсант» не сознается.

Саша рассержен тем, что приходится расплачиваться за глупый поступок друга. Но он не хочет и «подставлять» друга. На перемене Саша бежит к классному руководителю: «Что же делать?»

Напишите возможные варианты действий классного руководителя (хотя бы три). Какие плюсы и минусы прячутся в каждом варианте?

А что бы здесь могли родители посоветовать своему ребенку?


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100