Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Педагогика Владимира Ланцберга

5. Проект «Площадка», или Не только единомышленники

Михаил Кордонский: У нас с Ланцбергом был забавный случай. Где-то в 1988-м или 89-м году я спросил у достаточно уже взрослого человека, 20-летнего, который в 12 лет к нам попал... Он случайно оказался в нашем лагере и потом приезжал несколько раз. А я уже работал методистом в районо, организовывал детские клубы и сам был руководителем клуба. И я задал взрослому Леше демонстративный, провокационный вопрос: «Я могу в отчете для районо написать, что мы перевоспитали одного фашиста?» Леша сказал: «Да, можешь»,— уже взрослый Леша. Он, когда попал к нам, был натуральным фашистом. Это еще до скинхедов. Они называли себя «русские фашисты», праздновали день рождения Гитлера, они читали труды... Причем это серьезный, глубокий мальчик. Сейчас он очень серьезный экономист, нашел свое место в жизни. Случай, конечно, забавный. Специально мы фашистов не набирали, случайно попал.

Я потерял возможность работать педагогом по банальной причине: забрали последнее помещение. А это было жалкое, убогое помещение в глубине двора, там невозможно сделать ни магазин, ни даже склад.

Это была моя последняя педагогическая разработка. Есть несколько публикаций — в газете «Первое сентября», журнале «На путях к новой школе». Программа называлась «Площадка».

Я этот клуб объявил зоной общения, местом тусовки неформалов и распространил об этом сведения среди различных, любых неформалов Одессы. Сделано это было намеренно осенью — распространение слухов началось в начале учебного года. И хотя у нас в Одессе климат теплый, но, когда похолодало, они начали туда припираться, потому что на улице неуютно.

Кого там только не было! Конечно, самые многочисленные и мощные — это ролевики, просто их вообще много. Были остатки хиппи, были панки, различные рокеры. Иногда там даже устраивали, насколько помещение позволяло, рок-концерты некоммерческих групп. Приходили и скинхеды.

Там было несколько условий: не бить друг другу морды (кстати, на словесные оскорбления это не распространялось) и не шуметь настолько, чтоб мешать соседям, не тусоваться около дверей клуба (соседи сразу против этого), то есть тусоваться только в клубе, не употреблять наркотики, категорически, в том числе легкие — никаких легких не бывает. Всё. Что касается выпивки, то — клуб действовал 2 года — через некоторое время после начала был принят еще одни клубный закон: «Не блевать». Естественно, ребята были постарше, это лет 16-18, а то и все 20. То по баночке пива, то отметить день рождения, уже с водкой,— всё это было.

Это была очень интересная штука. Внешне, казалось бы, ничего общего с обычным детским клубом по месту жительства или отрядом. Но все мои знания, которые были получены, начиная с участия в коммунарских клубах и кончая чтением каких-то солидных трудов,— все они каким-то образом туда вошли. И то, что это получилось,— это мне очень приятно. Через полтора года работы клуба уже были такие случаи, что приходит какой-то хиппи вообще из другого города. «Как ты нас нашел? Мы же вообще в закоулке двора, ни вывески, ничего?» — «Я приехал в Одессу потусоваться просто так, даже вписки у меня нет, гулял по Дерибасовской, там с кем-то затусил, и мне сказали: сходи в «Смайлик». И таких было несколько случаев. Рассказывать про это можно много.

Я бы с удовольствием это повторил, но я бы много чего еще повторил. Я бы, наверное, попытался и школу Ланцберга всё-таки создать — проект, который он разработал в мельчайших деталях, и каким-то образом я в этой разработке участвовал, хотя не настолько глубоко, как в «Технологии группы», которую мы пополам написали.


<< Харизматическая педагогика |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   «Технология группы»– 2 >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100