Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Виталий Бурик

Владивосток

(Мы сохраняем авторское написание слова "андеграунд", убедившись, что оно является одним из словарных и употребляемых в других источниках - ред.)

Самиздат: да или нет?

Термин "самиздат" вошел в лексику человека мыслящего и читающего со времён оттепели шестидесятых. До этого времени в стране, где на любую информацию существовала государственная монополия, вплоть до регистрации частных печатных машинок в соответствующих органах, самовольное распространение авторами своих творений было немыслимым.

В чем историческое значение самиздата и насколько актуально это явление сейчас? Обратимся к опыту прошлого. В шестидесятых годах основная масса самиздата приходилась на Москву и Ленинград. Жанры самиздата того времени - переводы непечатаемых у нас по политическим причинам зарубежных авторов, диссидентская и правозащитная публицистика, стихи и проза опальных или просто неизвестных авторов. В самиздате, переписках, перепечатках, ходили стихи Иосифа Бродского, рассказы Виктора Ерофеева, неизданные тогда произведения братьев Стругацких, Саши Соколова и многих на ту пору молодых и талантливых авторов. Был нажим официальной культуры и была оппозиция. В семидесятых это противостояние усилилось, а в восьмидесятых, с началом перестройки, на территории взбудораженной Родины явление самиздата стало повсеместным. Самодеятельные издатели всех рангов и мастей преследовали различные цели - от саморекламы до политической борьбы. В крупных, средних и даже небольших населенных пунктах к концу восьмидесятых издавались сотни самодельных журналов, книжиц, газет, листков. На переставшей к тому времени быть невидалью копировальной технике эти издания распечатывались небольшими тиражами, от единичных экземпляров до нескольких сотен, которые могли себе позволить столичные издатели, например, С. Гурьев, журнал "Контркультура", г. Москва. На периферии тиражи изданий энтузиастов были более скромными, в литературном самиздате некоторые авторы издавались "в складчину". Так, например во Владивостоке было выпущено три номера литературного альманаха "Голос", 1990-91 гг. Недостатком таких "складочных" самоизданий в отличии от концептуального самиздата, было полное отсутствие редакторского ценза. Зачастую на страницах, собранных по принципу "заплатил - печатайся", соседствовали произведения, очень разные по уровню, что отпугивало потенциального читателя. Вместе с самиздатом появился термин "андеграунд". На звание "андеграунда", противовеса официально разрешенной культуре в конце восьмидесятых годов претендовали самоиздания, освещающие на своих страницах рок-культуру, молодежную неофициальную культуру вообще. Литературный "андеграунд" тяготел либо к эстетике декаданса начала века, либо к постмодерну. Издания находили своего читателя, изголодавшегося по новому, открывающего день за днём историю своей страны заново: С приходом рыночных отношений диспозиция "самиздат - официальная литература " претерпела коренные изменения. Цензуры и госмонополии на издательскую деятельность нет. При наличии денег на издание кто угодно может издавать почти всё, что угодно. Железный занавес рухнул, своей очереди к российскому массовому читателю ожидают произведения выдающихся мастеров мировой литературы XX века, русского зарубежья. Это очень солидный багаж ушедшей эпохи, с ним бы разобраться, не говоря уже о произведениях безвестных современников.

Опыт последнего десятилетия заставляет нас с горечью констатировать: да, наша страна сейчас не самая читающая в мире. Хотя книжных магазинов, лавочек, лавчонок и лотков в крупных городах необъятной нашей страны не убавилось, и даже прибавилось, репертуар продаваемой литературы стал уже, а переиздаваемая в последнее время классика не всегда по карману рядовому покупателю. В трудной борьбе победила "лёгкая" литература. "Бешеные", "меченые", "драные" и "рваные", ворвавшиеся на книжные полки одновременно с захлестнувшей страну криминальной волной, по сей день властители дум и чувств массового читателя. Впрочем, у загруженного проблемами "обычного человека" наших дней, не всегда есть время и настроение для вдумчивого чтения более серьёзной литературы, вот и остаётся жевать "эмоциональную жвачку". Кому - детективы и боевики, кому - женские романы и мелодрамы, кому - фэнтази невысокого пошиба. Кроме проблем экономического плана и засилья низкопробного чтива перед книгоизданием и литературой, как искусством встаёт другая, более глобальная проблема. Меняется стиль жизни цивилизованного человека, в подавляющем большинстве - городского жителя, переизбыток информации и постоянная нехватка времени порождают совершенно иное отношение к восприятию этой информации. Намеченный после появления кино и телевидения крен в культуре цивилизации сейчас всё более ощутим. Массовая культура становится всё более визуально-динамической, в отличии от более статичной, глубокой и описательной литературы прошлого, для нынешнего потребителя искусства важно действие, ощущение себя в едином эмоциональном потоке повествования. Скорость и возможность плыть по течению предложенных автором впечатлений - это привлекает в видеофильмах и комиксах, а в компьютерных играх кроме этого появляется возможность быть участником событий. Ажиотаж вокруг художественной литературы сейчас весьма невысок, что же говорить о самиздате ? И всё же хочется верить, что в наши дни самиздат, не претендуя на коммерческую выгоду проектов или скандальную славу "борца культурного фронта" может сослужить добрую службу начинающим и нетрадиционным авторам. Самиздат, по моему мнению, может стать своего рода рекламной площадкой, теми стартовыми подмостками, с которых интересные произведения неизвестных авторов будут видны потенциальным издателям, критикам, читателям. Конечно, в литературе, где каждый сам себе устанавливает планку, много плевел. Но ведь есть и зёрна. Самиздат даст им возможность взойти.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Саша Mon 23-Jul-2012 12:27:59  
     

Хорошая вешь. Когда нет терпенья. Можно почитать черновики, да и просто пройтись по топам любимых авторов. Только в последнее время приходиться входть через прокси сервер (http://www.zendproxy.com/)



  Fly Sat 18-Jul-2009 12:34:27  
   Vladivostok  

Виталик,конечно, коммент поздноват, но ей богу, в жизни я не думала, что ты такими вещами интересуешься..
Хм, в 22 школе? какие годы? моя школа просто



  Вячеслав Wed 08-Dec-2004 17:55:28  
   Киев  

Да, было времячко.
Подпольные выступления Янки с Летовым, никаких афиш - информация передавалась из уст в уста.
На одном из таких сейшенов ко мне попал первый номер КонтрКультуры. Потом второй - потолще, побелее и покрасивше. И наконец красный и последний самиздатовский номер.
Который в настоящее время сканируется и по мере возможности будет выложен на всеобщее обозрение.



  Катрин Sat 20-Nov-2004 11:19:36  
   иркутск  

самиздат по-моему должен быть! и не просто - быть, а должен существовать и самая его главная задача - функционировать. А то он вроде и есть, но в тоже время его и нет! странно и обидно. Ведь издаваться хочется, а где? ответ не ясен.



  Сергей Sun 14-Nov-2004 00:06:45  
   Россия, Ростов-на-Дону  

Самиздат? Сам себе писатель? Выгодное сочетание, но редко когда осуществимое. Впрочем...
Когда-то в Ростове появилась Библия RNR. уже никто не скажет что это такое, даже я, как её основатель. Сейчас она уже является международных сборником и что будет дальше сказать трудно, хотя о ней знают только очень узкий круг людей (не более 50-60 тыс).
Думаю, что это уже форма самиздата. Есть множество её каверверсий, но оригинал только один, который хрониться у меня. Была попытка полного перевода в интернет - но 3-4 Гигабайта - это не для рунета явно. Так и живем.
Помимо этого у нас в городе было ещё пару газет: Приложение неизвестно к чему, Слэнг, Рок и его идеи и тд.
Все канули в небытие, но для нас они всегда будет живы, как и те, кто их создавал: Виталий Посиделов, Саша Шлык, ....
Самиздату однозначно - Надо быть!!!



  Мишель Легран Tue 06-May-2003 16:02:10  
   Москва  

Самиздат. Скорее нет, чем да. Пациент скорее мертв чем жив.



  Генрих Штаубе Thu 10-Apr-2003 17:34:18  
   Владивосток  

Что за СТАДИЯ? Про что будет ваш самиздат, как распространяется?



  Данил Thu 10-Apr-2003 09:21:29  
   Партизанск  

Хай, пипл! :) И Дж.К. в частности. Вот оставил бы ты свой адрес я бы тебе отослал Владивостокский самиздат Стадия. И еще скоро мы порадуем пирморский край самиздатом неНАШЕ Все заинтересованные могут писать на этот
адрес. Отвечу всем. Альтруизм, все-таки ;) МИР.



  Лиза Н. Wed 02-Apr-2003 11:25:36  
   Владивосток  

В 22-й школе г. Владивостока выпускается старшеклассниками чудный анархо-панковский журнал Космос и ты, вообще очень творческая тусовка, человек десять. Интересно, конечно, выпускается ли самиздат авторами сайта, или весь их альтруизм направлен на людей, имеющих средства пользоваться интернетом...



  Дж.К. Thu 27-Mar-2003 18:33:09  
   Приморье  

Выпускается ли самиздат в Приморье сегодня? Любопытно было бы взглянуть.
Если Вам что-либо известно, напишите, пожалуйста. А сайт у Вас хороший!



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100