https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/22/5
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Часть пятая Прологи из начальной школыВ отечественных «средствах массовой информации» девять десятых материалов про образование обычно посвящено вузам (впрочем, даже не обучению в вузах — а проблемам экзаменов и абитуриентов). Девять процентов из оставшихся десяти — различным школьным эксцессам, бедам и провалам. Едва ли процент — содержательным задачам подростковой школы. И лишь доли процента — образованию начальному и дошкольному, которыми все и определяется по большому счету. Восстановление того, что упущено, задавлено, искорежено дурным обучением до 10 лет, требует огромных специальных усилий в подростковом возрасте. Напротив, ребята, прошедшие хорошую начальную школу, зачастую в дальнейшем способны успешно бороться за свое образование и сами. Но пока в большинстве начальных классов торжествует привычная дидактическая машинерия. Порой думаешь, что если бы кто-то захотел нарочно придумать еще более враждебную детям систему обучения, ему бы вряд ли это удалось. Так пропитать ее формализмом и монотонностью, заучиванием определений вместо умения действовать, задавить ход занятий жесткими регламентациями вместо опоры на естественную детскую импровизационность, настроить учителя на разобщение детей вместо приучения их к сотрудничеству, подменить освоение родного языка рисованием схем слов и предложений, превратить овладение элементарными вещами в потенциальное поле неудачи для миллионов первоклашек — воцарением всех этих порядков занимались словно не скромные советские методисты, а особо гениальные злодеи, засланные вражеской разведкой. Особенно обидно при этом сознавать, что ключи к успешному для всех начальному образованию давно найдены — причем в разных вариантах. И проверены эти ключи на сотнях, тысячах классов в нашей стране. Эта часть книги повествует о том, какими предстают перед нами очевидные уже образы нормального начального образования. Увы, вовсе за пределами книги останется еще один огромный мир образования — детсадовский, дошкольный. Он достоин отдельного разговора, не менее важного и обстоятельного, чем весь разговор о школе и учителях.
|