Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Наталья Касицина

тетя ...илетней "робинзонки", сотрудник лаборатории ... ИПИ, в прошлом √ вожатая Всероссийского пионерского лагеря "Орленок", заместитель директора колледжа

"Робинзонада": хозяин острова или хозяин себе?

 

Лагерь "Робинзонада" располагается на берегу озера Велье в 30 км юго-западнее города Валдай. Это одна из летних детских программ Региональной общественной организации "Коллекция Приключений" (г. Москва). Длительность программы √ 15 дней. Возраст участников √ 10-17 лет. На время программы участники объединяются в рабочие группы по 5-7 человек и действуют абсолютно самостоятельно. На каждую рабочую группу выделяется инструктор, задача которого не поучать и заставлять, а обучать, поддерживать, помогать и обеспечивать безопасность.

"Во время программы участники живут в палатках, спят в спальниках, самостоятельно заготавливают дрова и готовят еду на костре. Каждый сам выбирает себе программу испытаний и приключений (степень сложности, форму участия и т.д.). В любое время, по договоренности с инструктором, можно купаться, кататься на лодках и байдарках (обязательно в спасжилетах), ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, заниматься самосовершенствованием."

(Из информационного листа Региональной организации "Коллекция приключений")

 

Отдыхать можно по-разному. Можно все каникулы валяться дома у телевизора. Можно сутками колесить на роликах в компании друзей. В конце концов, можно неплохо провести время на даче. Только что в этом такого особенного? А хочется какого-нибудь удивительного приключения. Вот бы все бросить и √ на необитаемый остров... И уж там делать все, что душа пожелает! И взрослых нет рядом, которые указывают, что и как делать... Может быть, вы не поверите, но это √ возможно! Возможно, участвуя в программе Региональной Общественной Организации "Коллекция Приключений" "РОБИНЗОНАДА".

Задача этой программы, да и остальных, организуемых "Коллекцией приключений" √ устроить нечто незабываемое, помочь воплотить свою мечту. И уж если ты мечтал о своем собственном необитаемом острове, так √ пожалуйста! Но только чтобы стать хозяином острова, нужно стать и хозяином положения, и хозяином самому себе.

Ведь это только на первый взгляд кажется, что двое-трое суток на острове без взрослых √ это здорово! КЛАССНО!! КРУТО!!! ПОЛНЫЙ ОТПАД!!!!! МЕЧТА!!!!!!!!

Оказывается, к осуществлению мечты нужно еще быть готовым. Глотнув пьянящей свободы, через какое-то время вдруг тоскливо признаешься себе, что неплохо было бы глотнуть и чего-нибудь посущественнее, хотя бы чаю попить... И совсем некстати вдруг начинается дождь, костер не разжигается, становится холодно и неуютно. А тут еще в тебя вгрызаются целые полчища летучих тварей, скользкие лупоглазые лягушки взяли в плен, окружив со всех сторон. В голову лезут мрачные мысли и грустные воспоминания... Какой уж тут отдых! Хорошо, что на "необитаемом" острове можно выкинуть белый флаг и ждать инструкторов, чтобы покончить с этой нелепой затеей - пожить совсем одному. Но такой финал √ большая редкость на "Робинзонаде", потому что вся неделя, предшествующая высадке на "остров", √ это серьезная подготовка и понимание того, "чего же желает твоя душа".

Почти такой вопрос (А какую жизнь, какое приключение ты бы хотел на "необитаемом острове"?) и еще десяток-другой уточняющих зададут инструктора лагеря "Робинзонада" мальчишкам и девчонкам √ будущим "Робинзонам":

Что тебе хочется попробовать?

В какую игру хочешь сыграть?

Пойдешь в одиночку или с кем-то? Почему?

Хочешь опасностей, неожиданностей?

Хочешь "стихийных бедствий"?

А готов ли ты к этому?

Что нужно, чтобы быть готовым?

Что ты уже сейчас можешь, в чем нужна помощь?

Что можно сейчас предпринять, чтобы подготовиться?

А что тебе для этого надо?

А чему тебе стоило бы поучиться?

А как ты будешь это делать?...

Не подумайте, что это прямой допрос с пристрастием. Вопросы звучат как бы между делом. Они и не могут не возникнуть в той атмосфере, которая поддерживается в лагере.

Правила игры

В принципе √ в палаточном лагере "Робинзонада" возможно все, кроме нарушения "Правил проживания". Их всего шесть и они соблюдаются и участниками, и инструкторами, поскольку они вполне обоснованы и являются условием безопасности жизни, достаточно однозначны, легко поддерживаются и усваиваются.

Из "Правил...": "Если не уверен в правильности своего поступка √ посоветуйся с инструктором, особенно, если есть угроза безопасности, твоей и твоих товарищей. Лагерь "Робинзонада" √ территория, свободная от вредных привычек! О плохом самочувствии немедленно сообщи своему инструктору. Покидай территорию лагеря только по договоренности со своим инструктором, строго соблюдай контрольные сроки возвращения". Еще два правила √ о сохранении экологической чистоты и правила купания.

Вот и все! Дальше √ полная свобода! Нет заранее утвержденных мероприятий, плана работы, режима дня. Но не стоит думать, что в лагере царит полная анархия и хаос. Как раз наоборот √ ощущение легкости и порядка. Это пространство свободы выбора, полной ответственности за него и соблюдения договоренностей.

Все решения относительно себя ребенок принимает сам, и ответственность за последствия своих решений √ тоже.

К примеру, задачку: "Как группе из пяти человек не остаться голодной?", √ можно решить по-разному:

  • чтобы есть три раза в сутки, нужно приготовить еду три раза, то есть три раза развести костер, а готовит на пятерых человек каждый по очереди;
  • костер не разжигаем, питаемся бутербродами;
  • в группе распределяются постоянные поручения √ повар, костровой, посудомойка, и пр. и каждый отвечает за свою работу;
  • готовит тот, кто самый голодный или кому захочется это сделать;
  • каждый готовит сам для себя столько раз, сколько ему надо.

Каждый выбирает свой путь, и сам решает как ему жить 15 дней. Любой вариант приемлем, если при этом не нарушены главные 6 правил.

А если правила нарушены?

Инструктора рассказывают: "Был однажды на Программе 14-летний парнишка √ активный такой, во всем участвует, всем помогает. Только совершенно забывает о существующих правилах и договоренностях. Нужна ему вода для питья, √ схватит котелок, садится в байдарку и √ вперед! А спас-жилет не надет. А по правилам лагеря плавать на байдарке можно только в спас-жилете. Его возвращают, напоминают о правилах, но в следующий раз он снова забывает об этом... Это стало темой обсуждения на одном из вечерних сборов инструкторов, и выход был найден. После очередного нарушения правил состоялся разговор Инструктора с Участником:

И √ Что поможет тебе всегда помнить о правилах?

У √ Если я сделаю что-то, что делать не люблю и не хочу...

И √ А что это может быть? Что ты не любишь?

У √ Ну... мыть посуду... Вот если я вымою посуду после обеда всего лагеря...Ни за что больше не забуду...

Результаты переговоров были объявлены самим пареньком на общем сборе. После обеда был торжественный процесс √ "помывки" посуды... После этого случая уже не только он, но и никто другой не забывал одевать спас-жилет..."

Чтобы создать и постоянно поддерживать безопасное договорное пространство, инструкторам необходимо обладать определенным уровнем профессионализма. Поэтому к работе в Программе каждый из инструкторов допускается только после аттестации (проходящей два раза в год √ до и после программы), на которой экзаменуются и навыки выживания в экстремальных ситуациях, и психологическая компетентность, и организационно-управленческие умения. Требования достаточно высоки √ ты должен быть не только асом, то есть суметь выполнить программу высочайшего уровня сложности, но и сделать так, чтобы те, кто выбрал это приключение, смогли без риска для жизни пройти его на максимуме своих возможностей.

Личностный рост инструктора √ профессиональное требование. Есть определенная система подготовки и переподготовки √ учеба, выезды, семинары. Обязательно √ "разбор полетов", как возможность высказать все, что волнует, поделиться сомнениями и наблюдениями, определить проблемы и всем вместе найти решение. Это рефлексивное пространство постоянно задается координатором программы, (начальником лагеря) и в период подготовки к лету и во время работы на Программе.

У инструктора на "Робинзонаде" пять подопечных √ его рабочая группа. В его задачи входит создание доверительных отношений с ребенком и поддержка его желаний, намерений, помощь в осознании своих "хочу" и выборе способов их достижения, обучение необходимым для этого умениям

Школа Робинзона

В основном на программу приезжают ребята, которые хотят попасть на "необитаемый" остров на двое суток. Это кульминация программы. Это желание поддерживается и ежедневно идет обсуждение: через 10... 7... 5... 2 дня высадка на острова. Готовы ли? Каждое утро в рабочей группе идет разговор: кто чем хочет заняться сегодня и какое испытание выбирает √ "Столовую Робинзона" или "Регату", "Рай в шалаше" или "Добывание огня", "Кухню Робинзона" или еще что-то, что можешь придумать и предложить сам. Испытание √ это возможность проверить себя, узнать что-то новое, поделиться опытом друг с другом. Как правило, на одно испытание отводится один день. Но если хочется, можно за один день пройти несколько или несколько дней посвятить одному: построить разные шалаши, пойти ночевать в лес в разную погоду.

А если участник совсем не горит желанием испытывать себя?

Инструктора рассказывают: "Одна восьмилетняя девчушка очень сильно переживала свою первую разлуку с родителями. Все плакала, почти не общалась с ребятами, не хотела участвовать в испытаниях. Инструктор, узнав, что она любит дома готовить, пригласил ее на прогулку в лес, где "случайно" нашли кислицу и тут же обсудили несколько рецептов "фирменных блюд": Бутербродная паста с кислицей, Сырно-кисличные шарики, Кислый компот... На вечернем сборе весь лагерь с удовольствием дегустировал многообразные "робинзоновские" кушания приготовленные малышкой, а девочка еще несколько раз участвовала в испытании "Кухня Робинзона" и с удовольствием стала главной поварихой у себя в пятерке".

Проходя школу разнообразных испытаний, юные "Робинзоны" учатся:

  • оборудовать укрытия в лесу √ шалаши и навесы, "гнезда" и "норы", √ и ночевать в них в любую погоду;
  • жить на "подножном корме", делая шашлыки из мидий, голубцы из крапивы, сахарные ивовые палочки и лепешки из корней;
  • добывать, разводить и поддерживать огонь в любую погоду;
  • готовить пищу в полевых условиях, делая необходимые предметы из подручного материала, (Среди столовых приборов "Робинзонов" изобилие деревянной, берестяной, пластиковой, глиняной и жестяной посуды √ ложки, миски, чашки и даже сковородки и кофейники! А если "налетевший ураган" унесет всю посуду, то всегда можно поесть из мисочки √ ямки, в которую положен полиэтилен, а чай вскипятить в пакетике из фольги.);
  • не теряться в экстремальных ситуациях, реально оценивать свои силы и приходить на помощь друг другу в трудную минуту.

Эти хитрые науки постигают на "Робинзонаде" все от мала до велика (самому маленькому "Робинзону", заявившему права на свой кусочек суши √ семь лет, самому старшему √ восемнадцать). Но сколько бы ни постигал их≈ все равно найдется дело, за которое еще не брался, обустраивая свою землю. Поэтому для "старичков", третий, четвертый раз выбирающих для каникулярного отдыха эту программу, каждая высадка на остров √ это новое испытание и новое открытие себя. Здесь можно сделать шаг в неизвестное, выйти за свои пределы и расширить границы своих владений и возможностей!

Из открытий "Робинзонов"

"Оказывается, я безумно боюсь лягушек. Их было так много! Я не смогла заснуть от брезгливости и страха. Но потом нашла выход √ я стала придумывать про них сказочные истории, разговаривать с ними. И тогда они перестали для меня быть такими отвратительными. Я написала письмо инструкторам, что стала меньше бояться и заснула." (15 лет)

"Мне было очень трудно, но я хотела сама сделать все, что было задумано. Только уснуть одна не смогла и попросила, чтобы инструктора со мной посидели, пока я не усну. Я стала сильнее."   (8 лет)

"Я неожиданно для себя почувствовала полную свободу на острове... У меня была самая "классная" точка √ был виден другой берег озера и закат солнца...Я никогда так много не пела: громко, во весь голос, на все озеро."  (13 лет)

"Я доказал себе, что могу один выжить!" (10 лет)

"Я и не думал, что для меня таким трудным испытанием будет остаться один на один с собой. В голову сразу полезли назойливые мысли о наркотиках. Это был какой-то кошмар!" (16 лет)

"Нам казалось, что впятером мы "оттянемся" на полную катушку, что будет весело и интересно. На самом деле, оказалось не так-то просто развлекаться, когда никто не развлекает." (13-15лет)

"Я пожалел, что не пошел в одиночку. Ведь я же мог! Но почему-то не рискнул."  (13 лет)

"Мы "робинзонили" вдвоем, потому что нам было о чем поговорить с глазу на глаз, по-мужски. И, наверное, те открытия, которые мы для себя сделали, пообщавшись три дня без суеты и не отвлекаясь на мелочевку, в другом месте не произошли бы."   (17 лет)

"Я уже "робинзонила" в одиночку. Поэтому я поставила себе другую задачку √ высадиться на остров с двумя восьмилетними мальчишками, которые боялись "робинзонить" и сделать так, чтобы им было интересно и чтобы они не пожалели об этом. Я рада, что у меня получилось!" (14 лет)

"Мне было важно остаться совсем одной, чтобы никто не мешал, чтобы даже инструктора не навещали. Мои родители недавно развелись. Я хотела про это подумать, разобраться, понять это. Мой остров помог мне √ мне стало легче." (14 лет)

"Больше всего мне понравилось то, что я получила письмо от мамы и письмо от папы. Раньше я никогда не получала настоящих писем. Я даже расплакалась." (8лет)

Почта Робинзона

Родители, хотя и не имеют во время программы никакой связи со своими детьми, все таки незримо присутствуют здесь. Готовясь отправить своего "Робинзона" в лагерь, они в тайне от него пишут ему Письма. Не простые письма, а "Письмо √ поддержка своему Другу в трудную минуту". Эти письма передаются в нужный момент в нужные руки...

Из письма папы: "Ритуля, привет! Как живешь, маленький Робинзон? Ты, наверное, уже научилась самым разным премудростям самостоятельной жизни? Вот приедешь домой и всем своим подружкам про это расскажешь. Когда приедешь домой, я обязательно тебя возьму на рыбалку. Интересно, появились ли у тебя новые друзья и подруги? Я очень надеюсь что тебе, зайчик, тут хорошо и очень нравится. Если у тебя что-то не выходит √ не расстраивайся! Я знаю, ты очень сильная и у тебя все обязательно получится. Не стесняйся, проси совета и помощи у инструктора или старших ребят √ так будет проще и наверняка. Отдыхай, доча. Я тебя очень люблю и жду возвращения домой. Целую. Папа Илья."

Писать и получать письма √ это пожалуй одно из любимых занятий "робинзонов" на "необитаемых" островах. Ребята пишут друг другу, инструкторам, родителям, будущим "робинзонам", и самому себе √ будущему...

А в этом недалеком будущем √ буквально через месяц-другой родители, наблюдая за своими детьми, скажут:

"Стал намного взрослее. Многое может сделать сам, не ждет, когда о нем позаботится кто-нибудь из взрослых".

"С ним стало проще договариваться, он может обосновать, почему ему надо именно это и стал слышать аргументы родителей."

"Перестал канючить и упрямо настаивать на своем, может спокойно сказать, что ему надо и принять отказ и объяснение."

"Перестал безропотно подчиняться родителям, требует, чтобы мы с ним считались."

"Мы стали общаться на равных, как два взрослых человека".

"Жаль, что мне не 12 лет, я бы хотел "поробинзонить" так же как и моя дочь."


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Юльча Tue 16-May-2006 21:10:43  
     

Я побывала на Робинзонаде в 2003 году. тогда мне было 13 лет. Когда я ехала на программу была уверена, что не стану робинзонить в одиночку, но после всех испытаний я пришла к выводу, что справлюсь, им что еслим поеду не одна, то буду жалеть. Я сделала правильный выбор. Получила огромное удовольствие от одиночества, хотя порой оно и тяготило. Но я общалась с инструкторами и писала другим ребятам письма. А в 2004 я поехала на Робинзонаду-Супер. И там я уже робинзонила не одна. Это совершенно иначе, и самое приятное, что на точке есть уйма времени для общения. Знаете, когда встречаешь человека. которого видишь первый раз в жизщни, и может уже не увидишь, можешь рассказать ему всю-всю-всю свою жизнь. Это помогает и самому осмыслить свою жизнь и решить многие нерешаемые на первый взгляд вопросы.



  костя королев Wed 05-Feb-2003 13:00:08  
   кострома  

Наталья очень хочется наладить с тобой контакт, если возможно ответь адрес я написал.



  КМБ Thu 28-Nov-2002 09:19:58  
   Екатеринбург  

Нарушил правила и бьешь себя в грудь...? Может ты не туда попал. Я так понял, программа то не об этом.



  Рабинзон Fri 26-Jul-2002 20:36:53  
   Москва  

насчёт правил это всё фигня мы все нарушили и на нечиго небыло!!!



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100