https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/22/15/3
Александр Винидиктов. О «социальном огне» и практике его зажигания Все мы немножко лошадиНедостатки коммунарства описаны и в «Технологии группы», и Олег Ласуков в своей великолепной книге «Лагерный сбор» их упоминает. Так что спасибо прошлому за то что оно все-таки было. А ведь могло бы вообще ничего не быть. И что тогда? Пришлось бы пытаться открыть чудо «социального огня» «методом тыка»… А это долго и утомительно. Да и не факт что получилось бы — времена не те — все кругом в глубоком «пост-модерне». И тут уместно вспомнить еще об одном странном противопоставлении — возвышенного и приземленного. Разумеется, возвышенное — выше, а потому и важнее. Но оно не против, и не вместо приземленного. Хотя чем больше человек живет высшим, тем менее интересно ему низшее. Но одно другого не исключает. И высокое и приземленное могут прекрасно взаимодействовать. Например, у Шекспира высокая трагедия сочетается с площадным юмором. Собственно, увлечь массы вверх может только то, что сочетает в себе приземленность с возвышенностью. Огонь и вода — взаимоисключающие противоположности. Но их совмещение в одном механизме породило паровую машину и полностью изменило цивилизацию. Нужно собрать культуртрегерский «паровоз». Читая вышеупомянутый «Лагерный сбор» так и рисуется картинка — подростки только и мечтают вырваться на дискотеку, и только их полная загрузка как тягловых лошадей от рассвета до заката хотя бы на шесть дней их он нее отвлекает. Впрочем, как только в прощальный вечер дискотека таки разрешается, все культурные семена тут же забивает бурьян «пошлости». Так далеко не уедешь. Если дискотеку нельзя отменить, ее надо провести самим. И провести ее с мощным драйвом! И пусть заслужившие почет окунутся в вихрь всеобщего внимания! Чем не коллективно-творческое дело? Почему бы и да? Сначала — мотивация, потом — просветительская нагрузка. Лошадь должна быть впереди телеги, а не телега впереди лошади. Можно подвести лошадей к воде, но нельзя заставить их напиться. Многие из нынешних «лошадей» никогда и не пробовали «свежей чистой воды». Им постоянно подсовывали «Кока-колу». Чтобы почувствовать тягу к живой натуральной воде, надо ощутить ее прелесть. А для этого нужно время. И мотивация. А на первых порах «Кока-колу» заменить «Байкалом», потом — чаем с лимоном. А дальше, постепенно, маленькими глотками учить наслаждаться «звеняще-прозрачной колодезной водой». Замечательная книга «Эпоха великих открытий в школе 90-х годов» была издана тиражом в три тысячи экземпляров. А ведь там речь идет о действительно великих открытиях. Огромное количество наработок в образовательной и культурной сферах пропадают без использования и развития. Все это напоминает превосходный боевой самолет-ракетоносец, напичканный кучей сложнейшей радиоэлектроники, но так и не взлетевший потому на него не был установлен двигатель. Такой «самолет» подобно наземному зенитному ракетному комплексу может даже сбивать пролетающие неподалеку самолеты противника, но по большому счету он бессилен. Так же и нынешние образовательные разработки — локальный эффект дают, но «превосходство в небе» не завоевывают. У скаутского и коммунарского движения «транслятором» был «лагерный сбор». Скауты «играли в разведчиков», коммунары — в «коллективно-творческие дела». Если признать правду, КТД не были «делами». Подавляющее большинство КТД представляли из себя ТТЗ — театрально-творческие задания и прочие «сценические формы». То есть были, хоть и развивающей, но «развлекалочкой». Когда же КТД смешивались с реальной деятельностью, то феерический положительный эффект «здесь и сейчас» это давало, но даже в ближайшей перспективе это было жестокой подставой. Планка ожиданий от ОПД завышалась до небес. И падение на землю было жестким. Но сейчас не об этом. А о том что, коммунарские сборы были, в самом лучшем из возможных смыслов этих слов, спектаклями, где все и актеры и зрители. («Обществами спектакля» ;-) Для примирения «высокого» и «низкого» интересно обратиться к опыту благородного общества девятнадцатого века. Балы по сути дела не так уж сильно отличались от всех прочих «танцевальных вечеров». Просто для доступа на бал надо было быть «вхожим в приличное общество». И потому они качественно отличались от всех прочих «танцулек». Почему бы сейчас не сделать что-то по сути подобное? Не по форме — не надо наряжаться в платья позапрошлых эпох и пытаться отплясывать давно позабытые танцы. А разумно и технологично совместить развлечение с мотивацией к саморазвитию. Развлечения никак не отрицают глубокую и основательную работу по саморазвитию. Наоборот — дополняют ее. Так что делу — день, потехе — вечер! Хотя бы раз в неделю. Более подходящего «транслятора» для современного движения чем «вечер с дискотекой» придумать сложно. Да и нет необходимости. Надо использовать то, что реально привлекает реальных подростков, а не «виртуальных лошадей в вакууме». Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ
|