Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Олег Ласуков
Воронеж

Зелёный гусь

В начале века почила в бозе городская школа актива старшеклассников «Эврика». Конечно, было очень приятно очаровывать раз в год умненьких подростков. Однако, мой звездизм постепенно перерастал в методизм.

С некоторых пор у меня всё больше появлялось идей, предложений и творческих предпочтений, всё более критичным становился взгляд. Да, конечно, город платит за «Эврику», посему заказывает музыку. Что ж, путь будет школа актива. Поэтому в первой половине дня — учёба, т.е. лекции, семинары, мастерские. Дети стойко всё это переносили ради двух вещей — Вечерних дел и Ночных общений.

Вечерние дела — это звездизм, творчество, сплочение отряда до крутых высот. Ночное же общение — совсем не то, что вы подумали, хотя и без этого не обходилось. Негласно отрядам позволялось ночами не спать. Они устраивали творческие вечеринки со всякими играми (хитом, конечно, был эротический «Арам шим-шим»), «Посвящение в эврикята», «Вечер мальчиков», «Отряд в гостях у отряда», всевозможные «свадьбы», хождение на речку для встречи рассвета... Школьным активистам из разных школ города было безумно хорошо друг с другом… Мало было в городе активистов, и они безумно друг без друга скучали. Ради таких встреч они были согласны любые лекции отсидеть... Даже «Организация круглогодичной работы трудового сектора во время учебного года».

Я был режиссёром Вечерних дел, а также вёл театральную мастерскую. Сказать, что дети были от меня в восторге — не сказать ничего. Стоило мне появиться вблизи какого-нибудь отряда, как тут же раздавались крики восторга и аплодисменты. Девочки наперебой приглашали меня каждую ночь на романтическую прогулку вокруг лагеря… Да, я был звездой среди этих продвинутых старшеклассников, раз в год Талант и Поклонники находили друг друга… Чего ещё надо? Звездись себе и радуйся.

А ведь вот поди ж ты… Очарование первыми «Эвриками» прошло, и место этого очарования стал занимать критический взгляд на структуру, организацию и подход.

1. На фига по 30 человек в отряде? К концу сбора так всех и не запомнишь. К тому же никак столько не занять всех полезным творчеством, никак.

2. На кой ляд 2 комиссара на отряд, парень и девушка? Ну, совершенно это лишнее. Нужен один комиссар, и только парень. Даёшь мужской педотряд!

3. Самое прекрасное время — ночь. Так зачем вставать в 8.00 утра и официально отбиваться в 22.30? Не лучше ль вставать в 10.00 и отбиваться в 01.30, но жёстко. Не доведут до добра прогулки несовершеннолетних в лесу по ночам...

4. Учёба? Да пускай бы, если б от неё была хоть малейшая польза. Лекции и семинары по «организации функционирования школьного самоуправления» никак не отражались на реальном самоуправлении в реальных школах. Не лучше ль, думал я, вместо этого занудства втиснуть в каждый день ещё два-три творческих дела? Увеличивая количество событий в день — мы приумножаем эмоциональный и воспитательный эффект. А так, весь день — занудство солидное, Вечернее дело и Ночь.

5. Какого икса в один отряд загонять ребят из одной школы и района, которые уже знакомы? Аргумент: «им потом работать вместе» смешон три раза.

6. Несусветное количество левых комиссаров. Помниться, при Людовике XIV, были толпы дворян. Один имел обязанности раздёргивать шторки полога при пробуждении короля, другой должен был надевать правый ботинок… и т.д. Так и на «Эврике». Какие-то методисты, ответственные за… (например, за включение утром радиоузла для побудки). Есть у меня снимок. На фото — отряд комиссаров «Эврики-13». Всего — 34 человека, а детей на сборе — 150. Бред! Бред! Бред!

Я придумывал и расписывал всевозможные творческие дела, некоторые принимались и осуществлялись, врать не буду, шли на «ура», но многие были отвергнуты, как несоответствующие грёбаным целям и, твою мать, задачам.

Противостояние нарастало. Пока на «Эврике» работал великий психолог Игорь Романов — то хоть что-то ещё проходило, он помогал софистикой и логикой. Но без него мне было всё скучнее и труднее. А тут ещё долбаная демократия, будь трижды проклята эта зловонючая сказка страны Пиндосии! Всё решало голосование, ба-алин! Каждый комиссар-парень мог приводил в Совет комиссаров даже свою куму, а комиссарки-педофилки повадились тащить 16-летних пацанов, тупых, как пробка, но красивеньких… для ублажения чувств. И ведь голосовали и принимали в состав... Как же тяжело всё это вспоминать без мата...

Совет комиссаров всё разрастался, и количество комиссаров всё более перерастало в анти-качество... Разрыв состоялся на «Эврике-16». Комиссары заехали в ночь перед очередным сбором. Я внёс предложение по Плану и кадровому вопросу. За это моё предложение проголосовало 4 человека, остальные — против… Я взял сумку и отправился на станцию. Даже никогда и не поинтересовался потом, как прошла «Эврика-16». Уверен, что дети были довольны. Они всегда довольны, когда собираются в большую компанию себе подобных…

ВГПУ. Работаю и работаю себе режиссёром театра «Киса», постепенно забывая о своём комиссарстве. И вот сидим как-то в профкоме с директором студклуба, и он спрашивает: «А что бы такое можно было бы провести, кроме «Осеней» и «Вёсен» такого, чтобы… ваще?» Я робко тоже спрашиваю: «А можно по 10 человек с каждого факультета вывести на турбазу дня на четыре?» Он говорит: «Спрошу в ректорате». Спросил и ректорат сказал «Да».

Комиссаров не нужно было искать. К тому времени театр «Киса» был уже лауреатом и обладателем гран-при уже десятка фестивалей, в его составе было 11 парней, красавцев и третьекурсников. Они почти все владели гитарами… Тут я был спокоен.

Откуда взялось название «Зелёный гусь»? Ставил когда-то с «Кисой» микро-пьески безбашенного польского поэта Ильдефонса Гальчинского. Ну, решительно польский Даниил Хармс. Он писал стихи и пьесы только зелёными чернилами, а одна из пьесок называлась: «Театрик «Зелёный гусь» представляет».

Ну, вот вам отрывок, оцените.

БЕСПАЛЬЧИК. Не хочет ли пан пройти со мной до полиции?

ПШЕКЧИК. К сожалению пана — не имею времени.

БЕСПАЛЬЧИК. А если я борзичко попрошу пана?

ПШЕКЧИК. Я вынужден буду отказать пану.

БЕСПАЛЬЧИК. Тогда я схвачу пана за шиворот и потащу пана.

ПШЕКЧИК. А не хочет ли пан схлопотать по морде?

БЕСПАЛЬЧИК. Но я тоже в силах наподдать пинков под панский зад.

ПШЕКЧИК. Пусть только пан попробует. Тогда пан немедленно проедет по мостовой панской харей.

Прелесть, не правда ли?

Словом, сбор был назван «Зелёный гусь», а через три дня я зашёл в кабинет проректора по воспитательной работе:

«Вот, Юрий Дмитриевич, я вам план сбора принёс».

«Зачем?»

«Ка-а-ак? Ну, типа утвердить…»

«Не приставай с ерундой и не мешай работать».

«А кто от ректората поедет на турбазу нас контролировать?»

«Зачем?»

Я охренел. У меня была турбаза и деньги. У меня были взращенные мною актёры, для которых я был авторитетом непререкаемым. У меня было 70 первокурсников, которых я всех отобрал лично. Я мог полностью написать СВОЙ план, сделать режим дня КАКОЙ ХОЧУ и вообще — ВСЯ ВЛАСТЬ ЛАСУКОВУ! Благодарю тебя, Всевышний Гусь!

Турбаза «Юность» находилась на окраине Рамони и представляла собой группу фанерных домиков. В каждом домике была веранда и ДВЕ комнаты. Спальня мальчиков и спальня девочек — снова благодарю тебя, о, Гусь!

Столовая была большая и БЕЗ КОЛОНН. В ней не то, что Вечерние дела творить — в футбол играть было можно. Любезнейший директор турбазы Борис Николаевич выдал нам ключи и больше мы его не видели. Представляете, никто не подходил к нам по три раза в день и не заставлял убирать бумажки вокруг домиков…

Готовить мы должны были сами, и за это дело взялся Лёша Гарманов, который отслужил три года во флоте коком. Первый же приготовленный им обед показал насколько большими и вкусными могут быть порции, если повара не тырят продукты. М-м-м!..

Эти четыре дня «перепахали» не только первокурсников и комиссаров. Они «перепахали» и меня, видавшего виды. В первую же ночь мы сидели с комиссарами и пытались вспомнить события самого первого дня, самого первого «Гуся». Их было столько!.. сколько я и хотел всегда. И такое количество творческих событий породило такое общение, такие эмоциональные и душевные связи, что дети к вечеру дружно заявляли: «Мы уже все как родные». И это в первый же день... А что творилось в их душах на четвёртый...

Значит, я прав?

Очень волновались, что успех первого сбора был случайным. Но второй «Зелёный гусь» перекрыл его по силе воздействия и масштабу творческих достижений. Стали рождаться сценарии, разработки, методические находки… Сокровищница пополнялась.

Через год я сел за клавиатуру, а ещё через год вышла книга под названием «Лагерный сбор», которая быстро нашла читателей. Разработки, которые родились на «Зелёном гусе», теперь — в репертуаре почти всех педотрядов страны. Откройте сайт любого «Искателя», «Корчагинца» или «Вертикали». Вы встретите среди «их» методических разработок и «Золотого Вовочку», и «Апонаехали тут», и «Давай с тобой поговорим»… Все гусёвские дела победно шествуют по странам СНГ. Есть предмет для гордости!

Сборы шли, развивались. Появился ещё и зимний «Белый гусь», который отличается от бешенного, фонтанирующего «Зелёного» душевностью и теплотой.

Уже перед третьим сбором появились злые языки. На каждом факультете живёт дермецо, которое ходит среди первокурсников и воняет: «Не вздумай ехать… отчислят сразу… делать там не хрена… поедешь — опплюёшья… предатель родного факультета...» Недавно парни с Физвоза вычислили такого, зажали в угол, и очень вежливо, собрав остатки интеллигентности, спросили: «Дай ответ. За каким членом тебе это нужно?»… Не дал ответа.

Некоторые преподавателя свою самую первую лекцию для первокурсников начинают со слов: «Не вздумайте записываться в «Кису» или ехать на «Зелёный гусь».

Спасибо злым языкам за рекламу. Давно известно, что сплетни, гадости, скандалы только увеличивают популярность явления. Да, нескольких талантливых ребят мы упускаем поначалу, но они всё равно потом едут, будучи на втором и даже на третьем курсе, прозрев и раскаявшись.

Одна пятикурсница как-то зашла попить чайку и взгрустнула: «Вот я уже на 5-м курсе, а более яркого события, чем то, что случилось в начале 1-го со мной так и не произошло...»

Что нам злыдни, когда каждый год происходит это великое чудо — «Зелёный гусь», который мы начинаем ждать сразу же после окончания предыдущего. Про меня говорят и пишу в Интернете (и только анонимно) множество чудо слов. От «чтоб ты сдох, жирный ублюдок» до «Киса — говно. И чтобы в него вляпаться — нужно быть звезданутым выскочкой, преклоняющимся перед дрессурой Ласукова». Но много пишут и доброго, даже восторженного, не стесняясь подписываться...

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Олег Ласуков Tue 16-Oct-2012 10:38:05  
   Djhjyt  

Геннадий. Так что, полагаю, дело в том, что ты просто взял одну сторону сборовской методики (творческую) и развил ее в целый сбор. Не обращая внимания на остальные.
Не слишком ли однобоко?..
Учёбу на Эврике (учится комсомолькой работе так, чтобы науцчить других - ещё тогда смешно было) дети воспринимали, как иго, дань, отбывание повинности... Они ждали Вечернего дела и Ночи. Ночью они таки получали то, зачем приехали: звездится и любится. Судя по книгам Соловейчика, у Иванова тоже не шибко процветала учёба, а больше было творчества.
Нечто на Гусь не приезжали участники других сборов и не сравнивали? Вот письмо: Полный и искренний восторг!.. сама 5 лет состояла и вроде как состою в педагогическом объединении laquo;Пламяraquo;. Её принципов всегда более чем придерживалась, восхищалась, считала лучшей в мире и вообще единственно правильной системой... Дёрнул же чёрт меня съездить на Зелёный гусь!.. Вот уж фрэш.



  Эдуард Mon 12-Dec-2011 22:16:47  
   Воронеж  

Привет, Олег!
Ты большой молодец, что вспоминаешь и рассказываешь в инете про сборы актива. Напоминаешь уже взрослым дядькам и тёткам, как они в своём отрочестве хотя бы пару недель чувствовали себя людьми, а не серой гопотой... Давно хотел тебе сказать спасибо, что помог мне раскрыть себя, найти свой путь становления, как личности. Если бы на Эврике ты не привлек меня к своим постановкам, то я так бы и остался затюканным и стеснительным неудачником, что и двух слов не свяжет перед толпой. Ты поверил в меня - я поверил в себя!
Твоя учёба помогла. В дальнейшем - звезда дискотеатра ВПИ, СТЭМа и КВН ВТИ, участник городских весен, конферансье, диджей и тамада, режиссёр театра общения и т.д.
И в дальнейшем удачный рекламист и директор издательства.
...А всё началось с Джо Хилла на Эврике-6
P.S.: не тот ли это Геннадий, что спорит с тобой, который любил играть с детьми в индейцев?



  Геннадий Mon 24-Oct-2011 15:50:34  
     

Очень много спорных тезисов. Насчет количества комиссаров на отряде, например. Или про то, что учеба на сборе не нужна. Ты же сам, по сути, проводишь учебу, только проходит она по-другому. Значит, учеба все-таки нужна, вопрос только в форме подачи?
Говоришь, участники Гуся потом долго вспоминают? Так это про ЛЮБОЙ сбор можно сказать, в том числе про упомянутые тобой Эврики. Разве была хоть одна Эврика, после которой комсомольцы-неофиты не пысали бы кипятком?
Так что, полагаю, дело в том, что ты просто взял одну сторону сборовской методики (творческую) и развил ее в целый сбор. Не обращая внимания на остальные.
Не слишком ли однобоко?..



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100