Технология альтруизма
Оглавление раздела
НКО - некоммерческие организации

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский

Советы меценату

Вы бизнесмен, владелец, руководитель или менеджер коммерческой фирмы. И вас осаждают просители благотворительной помощи. Что с ними делать? Вы не чужды сострадания и благородства, вам не повредит имидж мецената, и вы иногда помогаете, но:
а) у вас нет средств помогать всем;
б) вы не уверены, что помогаете наиболее достойным;
а) у вас нет времени разбираться, кто из них достойнее, а кто, наоборот, вообще аферист.

Такие и подобные вопросы стояли перед руководством одной коммерческой фирм до тех пор, пока она... не заказала автору инструкцию по их разрешению. Мы публикуем ее с минимальными "украшениями" в надежде, что такая информация окажется полезной не только предпринимателям, а всем, кто интересуется обычно скрытыми от постороннего взгляда явлениями финансовой природы. Что происходит, прежде чем ярлык "Спонсор - фирма Х" появляется на афише спектакля, обложке книги, форме спортивной команды?

КОНЦЕПЦИЯ МЕЦЕНАТСТВА И СПОНСОРСТВА

В настоящее время существует ряд лиц и организаций, которым фирма оказывает спонсорскую или меценатскую помощь без приказа или давления "сверху". Время от времени происходит и появление новых объектов благотворительности. Такая ситуация сложилась естественным образом, не является уникальной и существует во многих коммерческих фирмах.

Данная Концепция может оказаться полезной для оптимизации этого явления по следующим параметрам:

  • польза, получаемая фирмой от такой деятельности;
  • затраты рабочего времени управленческого персонала фирмы на общение с объектами благотворительности и принятие решений;
  • затраты ресурсов фирмы на благотворительность.

АНАЛИЗ

Анализ этого явления выявляет типичные основания для принятия положительного решения об оказании меценатской или спонсорской помощи.

1. Реклама.

В первом приближении рекламным целям служит сам факт упоминания фирмы в СМИ, а не контекст, в котором она была упомянута. Например, социологические исследования показывают, что вероятность выборности политика пропорциональна количеству и размаху упоминаний о нем в СМИ и очень слабо зависит от того, в связи с чем он упоминался. В некоторой степени этот принцип относится и к коммерческой деятельности.

Контингент читателей (зрителей, слушателей и тому подобных) медийной информации такого рода не совпадает полностью с контингентом, охваченным другими видами рекламы, и захватывает некоторую аудиторию, вообще не потребляющую другой рекламы. Предлагается считать, что этот контингент является частью целевой группы, а этот вид рекламы - составной частью маркетинговой политики.

Например, в одном кафе несколько раз стихийно собрались последователи творчества и философии Рерихов. Кафе предоставляло скидки постоянным посетителям, и постепенно получилось так, что все они стали льготниками. Затем они стали иногда арендовать кафе для своих акций, им тоже давали какие-то скидки. Информация о рериховских акциях с названием и адресом печаталась в СМИ, рекламную площадь устраивало какое-то из рериховских обществ. В результате кафе стало популярным, а его хозяин - "рерихнутым".

2. Бартер.

В широком смысле этого слова. К бартеру можно отнести и договоренность типа: "Мы вам N мешков цемента, а вы нам - одно упоминание о фирме в газете тиражом NNNN". Однако бывают и другие виды прямого сотрудничества и оказания взаимных услуг. Например, в одну коммерческую фирму проситель пришел в момент "планового" отключения электроэнергии. Поскольку делать было все равно нечего, с ним спокойно побеседовали. Выяснилось, что живет он в соседнем доме с другим графиком отключений. Так фирма получила источник резервного электропитания. Вопрос "чего у вас много и чем вы можете нам помочь?" иногда дает самые неожиданные и полезные ответы. Обмен взаимными услугами под видом "личных одолжений" практически неуловим и недоказуем для фискальных служб даже в развитых странах с высокой собираемостью налогов.

3. Создание психологического комфорта для работников фирмы.

Нередко работники предприятия расходуют его ресурсы в личных целях. Типичный случай: нецелевое использование оргтехники и автотранспорта. Если это ценный работник и его деятельность в целом приносит успех предприятию, то любой разумный руководитель безо всяких обращений к консультантам в разумных пределах это позволяет. Фактически это тот же бартер, который замещает часть зарплаты, но не требует ведомостей и отчислений в пенсионный фонд.

Теперь следует вспомнить, что как это ни печально для экономических реформ, но у некоторых людей пока еще существует внутренняя потребность "делать добро". Это показывают и западные исследования, так что ожидать скорого исчезновения этого явления вместе с преодолением коммунистического наследия было бы неразумно. Иногда человек с таким свойством оказывается в числе персонала, имеющего доступ к ресурсам предприятия.

Например, один работник печатал на служебном ксероксе афиши бесплатных концертов непрофессиональной молодежной рок-группы. Руководитель же вместо того, чтобы запретить или "не заметить", мягко предложил вписывать в афиши название фирмы в качестве спонсора. Вскоре группа "раскрутилась", и ее вместе с единственным спонсором стали упоминать в СМИ.

Таким образом, в подобной ситуации можно попытаться создать и использовать побочные с точки зрения работника эффекты, частично компенсирующие непроизводственные затраты ресурсов: установить с его подопечными спонсорские или бартерные отношения.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

В развитых странах подавляющее большинство благотворительной помощи оказывается через "заявки на гранты", общая идея которых использована и здесь. Различие состоит в том, что там для этого создана инфраструктура - благотворительные фонды. Это специализированные предприятия, с одной стороны заключающие договора о рекламе с коммерческим фирмами ("донорами"), а с другой - обслуживающие потоки просителей. У нас же эти вопросы каждой фирме приходится решать самостоятельно.

Процедура состоит в том, что каждому обратившемуся в фирму искателю благотворительности вместо задушевной беседы вручается анкета (упрощенный аналог grant application), которую он должен забрать и принести заполненной. Ни в коем случае не следует позволять просителю заполнять анкету прямо в офисе фирмы и отвлекать сотрудников просьбами о консультации по заполнению. Просителя, который пытается так сделать, можно отнести к разряду назойливых, что само по себе является достаточным основанием для отказа в помощи.

Рабочее время персонала фирмы экономится не только тем, что отпадает надобность лично выслушивать просителей (а они, конечно, приходят в самый неподходящий момент). Главный эффект в том, что в большинстве случаев вручением бланка дело и закончится: проситель исчезнет, не принеся заполненной анкеты. В оставшихся случаях, конечно, придется прочесть заполненный бланк и принять какое-то (положительное или отрицательное) решение. На случай, если фирма решит оказать благотворительную или спонсорскую помощь, в анкете в явной или неявной форме должен содержаться ряд обязательств просителя перед фирмой, объем предоставляемых ему ресурсов и срок их использования.

Но самым действенным элементом этого комплекса являются не вопросы анкеты, а САМ ФАКТ ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ.

Именно это позволяет при минимальных затратах рабочего времени руководством фирмы отсеять самых недееспособных просителей, каковых среди бродящих по офисам 90%. В силу своей недееспособности они просто не смогут (или не захотят, что неотличимо) заполнить анкету. А люди или организации, не способные даже на это, не смогут обеспечить ни рекламный эффект от спонсорства, ни бартерные услуги фирме, ни какую-либо общественную пользу, ни даже помощь самим себе. Например, в советские времена инвалидам бесплатно выдавали автомобили "Запорожец" с ручным управлением, которые в большинстве случаев либо перепродавались, либо стояли и ржавели. Такой вид социальной помощи нерационален. То есть объект, даже если поводом для благотворительности является его ущербность (инвалидность), должен обладать некоей минимальной дееспособностью хотя бы в отношении самого себя. Тем, кто таковой не обладает, благотворительная помощь оказывается через дееспособных посредников: профессиональных социальных работников, волонтеров, другие общественные организации и тому подобное. В этом случае заявка-анкета и должна поступить от этого дееспособного посредника.

Сами вопросы анкеты имеют второстепенное значение и могут варьироваться в широких пределах в зависимости от специфики фирмы и определенных руководством желательных направлений благотворительности.


Уважаемый ______________________.

В нашу фирму обращаются очень много людей и организаций с просьбами о спонсорской, меценатской, благотворительной и прочей бескорыстной помощи. Некоторым мы такую помощь и оказываем.

Однако с одной стороны, мы не в состоянии удовлетворить всех просителей и вынуждены принимать решения, ограничивающие и регулирующие расходование на это ресурсов.

С другой стороны, мы хотим иметь подробное представление о тех, кому оказываем помощь, для принятия осознанных и взвешенных, а не случайных решений.

Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы, касающиеся Вашей группы (организации) или Вашей личной общественной деятельности.

Ответы необходимы нам только в письменном виде. Вы можете принести заполненную анкету лично, переслать по факсу_______, по электронной почте__________ или обычной почтой_________________.

Решение по Вашей заявке мы примем в течение не более 30 дней и сообщим его Вам по указанному Вами в анкете адресу (факсу, электронной почте).

С уважением,
Генеральный директор ______________


АНКЕТА

Вопросы в типовой анкете поставлены как к представителю организации, поскольку они к нам чаще обращаются. Но если Вы одиночка, то отвечайте про себя лично или про группу, которую Вы собираетесь создать, в сослагательном наклонении.

1. Как называется Ваша группа (организация)?

Как называют свою группу сами участники? Если есть официальное название, то совпадает ли оно с самоназванием? Как называют группу другие? В дальнейшем тексте просим уже вместо сухих слов "группа", "организация ", "сообщество" и т.п. писать ее настоящее имя, название.

2. Официальные данные, если они есть.

Если Ваша организация официально зарегистрирована, то укажите: полное юридическое название, юридический адрес, фактический адрес, номер и дату регистрационного свидетельства и кем оно выдано. Если Ваша группа является филиалом, низовой первичной организацией, то укажите эти данные для головной организации. Если Ваша группа (организация) не зарегистрирована, то пропустите это пункт анкеты.

3. Местонахождение, контактные координаты для связи.

Пожалуйста, приведите как можно больше вариантов возможности с Вами связаться: телефон, адрес, электронную почту и т.п.

4. Являетесь ли Вы членом этой группы (организации)?

Занимаете ли Вы какую-либо должность в организации?

5. Сколько человек в группе (организации)?

Если разные люди принимают разную степень участия, поделите их на какие-нибудь условные категории, например: "ядро", "актив" и "аудитория". Но, может быть, у Вас есть какие-то свои категории, звания или титулы. Или у Вас принципиально иной взгляд на "категорийность" - пожалуйста, опишите его.

6. Это одна малая группа или разветвленная организация?

Будем условно называть МАЛОЙ группу, в которой есть одно ядро (от 3 до 15 человек) и один лидер или согласованная команда лидеров. Вокруг ядра малой группы бывает актив (до 30 человек) и аудитория (до 100 человек). Кооперативное сотрудничество двух или нескольких таких групп будем упрощенно называть организацией.

7. Сколько времени члены группы проводят вместе?

Это измеряется, например, в часах в неделю. Приблизительно хотя бы порядок чисел. Если группа собирается каждый день или, наоборот, только раз в несколько лет, напишите об этом. Если у группы есть другие способы общения, например, через Интернет, опишите их, приведите URL или e-mail.

8. Сколько времени (примерно) существует группа (организация)? Менялись ли за указанное время существования состав группы, лидер, название, род деятельности?

9. Есть ли у группы "своя" (арендованная, предоставленная и т.п.) территория (помещение)? Какой площади? Может ли группа там собираться в любое время или только по расписанию?

10. Чем занимается группа (организация)?

Есть ли какое-то определенное занятие, которому посвящается бОльшая часть времени и сил группы? Если таких занятий несколько, то опишите примерное распределение времени и сил на несколько главных из них в процентах.

11. Направлена ли деятельность группы (организации) в основном на самих членов группы или на других людей, не являющихся членами группы?

12. Можно ли, по Вашему мнению, считать Вашу группу (организацию) частью какого-либо существующего общественного движения?

13. Есть ли среди лидеров и/или активистов группы альтруисты, энтузиасты, бескорыстные деятели ради групповой идеи, фанаты этой идеи? Или, напротив, все члены получают зарплату? Или сотрудничают ради какой-то другой цели? Или существуют комбинированные варианты - опишите, пожалуйста.

14. На каких основаниях Вы считаете Вашу группу (организацию) объектом благотворительной помощи?

15. Имеются ли в СМИ публикации о Вашей группе (организации)?

Приведите названия СМИ, номера (даты) периодических изданий, даты время и каналы телепередач, заголовки публикаций. Оплачена ли рекламная площадь (эфирное время) этих публикаций? Упоминаются ли в публикациях названия/имена Ваших спонсоров?

16. Чего Вы просите?

Сколько и каких ресурсов требуется для начала, по минимуму?

17. Ожидаемые критерии успеха?

Как изменится количество и/или качество Вашей деятельности с помощью наших ресурсов? По каким критериям Вы будете оценивать успех, полезность, действенность Вашей деятельности с применением предоставленных нами ресурсов? Какой минимальный срок Вам нужен для того, чтобы оценить успех или неуспех и подробно проинформировать нас об этом?

18. Можете ли Вы, Ваша группа (организация) сделать что-либо полезное для нас?

Ждем Ваших ответов.

{Название, адреса, телефоны фирмы.}




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100