Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Валентина ХОРОШ

Петрозаводск

Надо ли благодарить солнце за то, что оно светит нам?

"Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл... С конца XIX века понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике - синоним добра."
(Энциклопедический словарь)

Помните, уважаемый читатель, как учительница литературы в фильме "Доживем до понедельника" жалуется на неблагодарность учеников? Наверное, с тех минут, когда я вслушивалась в откровения учительницы, начались мои педагогические размышления о том, как люди становятся благодарными или неблагодарными. В жизни нередко и родители, не дождавшись благодарности от сынов и дочерей, беспомощно разводят руками. Кто не научил детей выражать благодарность? И что значит благо дарить?

Чувства "живут" там, где есть импульс для их проявления

Общение педагогов во Дворце творчества детей и юношества в трудные годы "перестройки" было наполнено поиском, творчеством, открытиями - вместе искали свой путь в изменившейся жизни. Много было проблем. Но что удивительно - именно тогда мы учились выражать благодарность друг другу словами, улыбками, поступками. Инициатива шла от директора, от управленческой группы Дворца творчества. Педсоветы начинались и заканчивались благодарением. А бывало, что целиком педсовет был посвящен этой теме - не размышлениям об этом, а просто предоставляли слово всем желающим, кто публично хотел сказать "спасибо" за помощь, за поддержку, за участие, за внимание...

Обнаружить благо в своей душе и подарить его другому как другу - такая практика помогла нам сохранить достоинство и самоуважение в трудное время безденежья и "бездорожья". Благодарю за это Галину Анатольевну Разбивную, Галину Николаевну Быстрову и Сергея Юрьевича Степанова, а также всех коллег, кто щедро делился сокровищами своей души.

В такой атмосфере и родилась программа "Секреты общения", адресованная подросткам. Краткий вариант курса назывался "Школа этикета". Он был специально разработан для одиннадцатиклассников, которые готовили свой выпускной вечер в форме бала. Получилось своеобразное исследование темы. Там и появились размышления девушек и юношей лицея ? 1 о сути благодарения.

 

Совместное создание радости

Прощание выпускников со школой происходит в два этапа: первый - праздник последнего звонка, второй - выпускной вечер. Оба праздника предполагают благодарение в момент расставания. С одной стороны, благодарность выражают покидающие школу выпускники, их родители, с другой стороны, - провожающие их педагоги и ученики, младшие "братья" тех, кто прощается со школой.

В каждой конкретной школе формируется своя культура выражения благодарности и определяется она характером сложившихся отношений учителей, учеников и родителей, можно сказать, качеством этих взаимоотношений.

Последний звонок - это праздник прощания со школьными науками, с упорядоченной жизнью ученика - по звонку! Урок и учитель, его ведущий, - главные объекты внимания выпускников на празднике последнего звонка. Если у педагога и ученика образовались отношения взаимного признания, симпатии, взаимопомощи, творческого сотрудничества - искренние чувства выразить легко, они сами складываются в стихи, песни, шутки, вновь и вновь повторяемое "спасибо". А если добрые отношения не образовались? Непраздничные чувства переживают учителя. Трудной, неблагодарной кажется работа в такие минуты.

Выпускной бал - это прощание со школой уже совсем свободных людей - свободных от оценок, экзаменов, деловых обязательств. Выпускной бал наполнится радостью, станет праздником завершения большого общего дела, длинною в одиннадцать лет, и состоится как культурное явление, если школа живет и развивается в атмосфере доброжелательных отношений между людьми: детьми и педагогами, учителями и родителями, мальчиками и девочками.

Чувство благодарности - одно из первых культурных чувств, которое воспитывают родители у детей. Уже к завершению первого года жизни заботливая мама учит ребенка, еще не умеющего говорить, как послать знак благодарности тому, кто поделился с ним: подарил игрушку, угостил конфетой, яблоком. И мы, взрослые, с радостным чувством и умилением наблюдаем, как ребенок в ответ на подарок забавно кивает головкой, приседает или кланяется чуть ли не до пола - так он "говорит" спасибо. Чувства можно выразить и без слов.

Потом, лет через пятнадцать, на Выпускном балу, мы увидим тот же поклон признания и благодарности уже в красивом исполнении шестнадцатилетнего юноши, а реверанс - в изящном приседании юной дамы. Пусть исполнены они еще не очень уверенно, но так же искренне, как тогда, когда, еще не умея складывать слова, не осознавая, что делают, они в традиции благодарения присоединились к созданию доброжелательных отношений между людьми - к общей культуре человечества. Сегодня они делают это публично на большом празднике, демонстрируя свою смелость, самостоятельность, взрослость. Понятны и здесь слезы умиления на глазах родителей, бабушек и дедушек - ребенок повзрослел.

Поклон-реверанс на выпускном балу, адресованный непосредственно директору школы, принимается всем обществом, собравшимся на балу: учителями, которым дорого каждое движение ученика; родителями, не скрывающими радостного волнения; хореографами, улыбкой ободряющими ученика; друзьями, приветливо улыбающимися; важными гостями бала, оценивающими культурный потенциал учебного заведения...

Прекрасны, радостны моменты единения, признания и благодарения!

 

Праздник - это радостная сторона жизни. Значит, создавать праздник - это создавать радость. Дело непростое. Радость - это чувства, переживания, эмоции. Каждый выражает их по-своему. Чувство благодарности, например, не каждый умеет выразить так, чтобы испытать приятные чувства. Но, как выразился выпускник лицея (1997 г.) Игорь Чугин, "человек благодарен настолько, насколько он привык быть благодарным в подобной ситуации". Культурная привычка "быть благодарным" формируется в быту, на работе, во время учебы, и более всего, наверное, на празднике.

Есть праздники, на которые мы приходим в зал, на стадион, в ресторан, садимся в кресло, на скамейку или на стул и ждем, чем нас порадуют люди, специальность которых - развлекать, веселить, радовать. Мы как бы разрешаем организаторам праздника или другим его участникам пробуждать в нас некие эмоции, надеясь, что они будут приятными для нас.

Есть другие праздники, которые мы создаем сами - каждый его участник. И тогда праздник есть процесс совместного созидания радости, а каждый человек - деятель, творец. Такой процесс по праву можно назвать образовательным, потому что в практике сотворения радости он развивает в себе культурного человека - учится, наблюдает, практикуется, накапливает опыт, устанавливает взаимосвязи с людьми...

Выпускной бал создается именно так - каждым его участником: выпускниками, учителями, родителями. Какие формы выражения благодарности, как моменты радости (и того, кто благодарит, и того, кого благодарят), можно наблюдать на выпускном балу в лицее N_1 ?

Вот они моменты благодарения на Балу:

- Приветливая улыбка, доброжелательный взгляд.

- Цветы в подарок.

- Поклон, реверанс хозяйке бала.

- Слова благодарности в адрес учителей, родителей, хореографов, выпускников.

- Вручение благодарственных писем родителям.

- Вручение наград выпускникам.

- Приглашение на танец не только сверстников, но и родителей, учителей - поступок, демонстрирующий проявление внимания.

- Приглашение вместе сфотографироваться.

- Персональное представление каждого классного руководителя и каждого выпускника.

- Шаг навстречу с бокалом шампанского.

- Официальное, публичное благодарение в конце праздника тех, кто организовал бал.

- В момент расставания и прощания - персональное благодарение в адрес хозяйки (хозяина) бала, распорядителя, учителя танцев (организаторов праздника) за состоявшийся праздник.

- Десятиклассники из Группы обеспечения, помогая проводить праздник, проявляют внимание ко всем гостям бала, в первую очередь, к своим старшим "братьям" - выпускникам.

 

Моменты благодарения после Бала.

- Визит к учителю или организатору бала с целью поблагодарить за внимание и заботу (можно с родителями).

- Слова благодарности родителям за финансовое обеспечение приятных минут на балу: за наряд, за шампанское, за фотографии, за видеосъемки, за цветы, за внимание и заботу...

- Письмо, открытка, интернет-послание со словами благодарности человеку, который создал для Вас на балу особенно приятные минуты или чей вклад в создание бала Вы считаете особенно ценным.

Дополните этот список, уважаемые читатели!

 

Быть благодарным, дарить благо

Надо ли благодарить Солнце за то, что оно светит нам, благодарить землю за то, что кормит нас? Что значит быть благодарным?

Об этом размышляли одиннадцати-классники лицея на занятиях Школы этикета во Дворце творчества детей и юношества в 1997 году.

 


Благодарность - это чувство.

В моём понимании благодарность - это чувство, которое возникает на хорошие поступки других по отношению к тебе. Выражать свою благодарность можно различными способами, но самый главный, как мне кажется, - когда человеку, сделавшему тебе что-то важное, ты постараешься сделать что-нибудь приятное...

Мирохин Михаил


Самой главной благодарностью является память о человеке.

Я считаю, что самой главной благодарностью, которую больше всего ценят люди, является память о человеке, о его делах, поступках.

Васильева Юля.


Забыть - значит оскорбить!

Быть благодарным - значит, не забывать человека, людей. Забыть - значит оскорбить!

Деков Дмитрий (Эсхил)


Лучшая благодарность - это хорошее отношение.

Быть благодарным - это, скорее всего, осознавать важность поступка, который совершил человек, которого вы благодарите. На мой взгляд, лучшая благодарность - это хорошее отношение, готовность помочь и понять тогда, когда это необходимо...

Малющенко Ирина.


Быть благодарным - не быть эгоистом...

Гутаев Дмитрий


Совершать "благие" поступки...

Быть благодарным за что-то можно словами, лучше делами. Оказывать кому-нибудь внимание, благодарить, делать благо другим людям, совершать "благие" поступки...

Тимошенко Артем


Понимать и не осуждать людей.

Я думаю, быть благодарным человеком - значит быть человеком, способным понимать и не осуждать людей. Благодарный человек может быть хорошим учителем, способным помочь и посоветовать, и хорошим учеником, который всю свою жизнь будет учиться у людей, принимать с благодарностью их советы.

Быть благодарным - значит не быть черствым и холодным, значит быть влюбленным в жизнь и в людей, значит не бояться показать всем свои чувства и переживания, радость и счастье. И не бояться поделиться с окружающими людьми своим счастьем и радостью.

Мойсеенок Таня.


Одарить своим признанием.

На мой взгляд, благодарность - это доля чувств, испытываемых к человеку, которого благодаришь. Это означает, насколько ты признателен человеку и что ты хочешь одарить его своим признанием, добрым чувством, испытанным тобою от сделанного тебе приятного.

Андреева Ульяна


Благодарить - значит быть культурным.

Быть благодарным - для меня значит отвечать добром на добро, а на зло не обращать большого внимания. Если тебя защищают, постарайся и ты защитить, любят - и ты люби. Наверное, я не права. Ведь совсем не обязательно ждать чего-то, за что можно поблагодарить. Благодарить - это значит быть культурным, внимательным, отзывчивым. Благодарить можно за то, что тебе подарили квартиру, букет цветов или просто улыбку. Но всегда эта благодарность должна идти от чистого сердца. Благодаря, не нужно ждать благодарности от другого и не нужно задумываться, творишь ли ты благо. Это должно происходить само собой.

Парфенова Светлана.


Благодарю моих родителей.

Быть благодарным - значит уметь дарить благо кому-то или чему-то, т. е. благодарить за какое-нибудь дело или что-нибудь еще. Чаще всего выражается в словах, в подарках, а иногда и в любви. Иногда бывает, что человек благодарит просто так, без причины. Благодарить можно по-разному. Я, например, благодарю моих родителей, что появилась именно я... Мария. Благодарить - это дарить любовь.

Многие считают, что благодарить можно только чем-то вещественным. Но, по-моему, благодарить - это дарить любовь, тепло, понимание. Допустим, наших родителей мы одариваем любовью, заботой, добротой за то, что они нас родили, воспитали, вырастили, за то, что они нас любят. Так же, как и они благодарны нам просто за то, что мы есть. Допустим, что я люблю одного человека. В любви тоже проявляется благодарность. Я благодарна ему за то, что он рядом, что он понимает и любит меня. Вам, Валентина Алексеевна и Леонид Юрьевич, я благодарна за то, что вы занимаетесь таким нужным делом как Этикетная школа, за то, что вы так хорошо понимаете нас, тех, в чьем возрасте очень много сложностей, за то, что вы помогаете нам их осознать и преодолеть. За это все и еще многое другое я вам благодарна.

Валикова Елена.


Смысл благодарности - отвечать добром на добро.

Быть благодарным, по-моему, уметь платить людям за то, что они добры к вам, за то, что они помогают вам, как вещественно, так и духовно. Отвечать добром на добро - смысл благодарности. Выражение благодарности может быть очень различным; материальное, духовное, тепло и внимание.

Кокоурова Аня.


Благодарность - это своего рода поддержка для человека.

На мой взгляд, уметь быть благодарным - это значит уметь сказать "спасибо", уметь оценить чужие добрые поступки. Благодарность - это своего рода поддержка для человека, которому она адресуется, иногда это стимул для него, для дальнейшего духовного роста и стремления творить добро. Я благодарна вам за этот курс.

Балабанова Татьяна.


Просто любить в ответ.

Благодарить можно по-разному, можно что-то дарить, осыпать подарками, а можно просто любить в ответ, любить в самом "чистом" смысле этого слова. Любить - хорошо относиться, понимать, лелеять, боготворить, уметь уступать. Благодарность - платить добром на добро.

Орлова Наталия.


Научиться жертвовать своими интересами ради других.

Чаще всего, чтобы отблагодарить человека, достаточно доброго взгляда, слова. Иногда необходимо больше - выслушать и понять. Я вообще считаю, что нельзя что бы то ни было принимать как должное. За все в нашей жизни нужно быть благодарным. Часто люди, чтобы сделать что-либо для другого человека, жертвуют собой. Я уверена, что каждый должен научиться жертвовать иногда своими интересами ради других, хотя это очень сложно.

Кривицкая Вероника.


Люди благодаря тебе становятся счастливее.

Умение быть благодарным - это быть Человеком с большой буквы, т. е. испытывать счастье от того, что люди благодаря тебе становятся счастливее.

Дружинин Александр.


Трудно говорить на тему "благо" в неблагополучном государстве.

Дать благо - дать радость. Но люди не радуются чужому счастью. Не хотят делиться своим. На улицах встречаются чаще угрюмые лица, чем счастливые. А улыбка может попросту вызвать целый ряд оскорблений. Трудно говорить на тему "благо" в неблагополучном государстве, потому что все не так, как должно было быть.

Беляева Наташа.


Иногда сложно быть понятым.

Я должна благодарить маму за ее терпение, мужество, понимание, за ее поддержку в трудную мою минуту, за ее добрый совет. Иногда сложно быть понятым, а подруги могут выслушать, я и им благодарна. Благодарна также я и учителям, особенно учителю младших классов. Также благодарю Валентину Алексеевну, Леонида Юрьевича за их тепло и понимание.

Ноздрина Наташа.


Человек благодарен настолько, насколько он привык быть благодарным.

Во-первых, Солнцу от наших благодарностей ни холодно, ни жарко. Во-вторых, все в мире развивается только по законам физики (не той, в которой вечно происходят изменения, а настоящей, которую ученые до сих пор не расшифровали до конца), посему все в мире предопределено, хотя мы и не можем предсказать. А вообще человек благодарен настолько, насколько он привык быть благодарным в подобной ситуации.

Чугин Игорь.


Быть благодарным - быть искренним.

Быть благодарным - быть искренним. Не обязательно подарки - вещи. Может быть, улыбка дороже всех богатств на свете. А чаще всего нужно просто внимание. Человек, который проявил внимание к тому, кто когда-то ему помог искренне, не фальшивя, может считать себя благодарным.

Фиранчук Марина.


По доброте душевной.

Быть благодарным - уметь дарить добро, любовь, счастье, благо - просто так, ни за что. По доброте душевной.

Без подписи.


С человеком, который умеет быть благодарным, легко общаться, он приятен.

Умение быть благодарным, я думаю, закладывается еще в детстве. Взрослые дают своим детям почву, закладывают смысл - умение быть благодарным. С таким человеком, который умеет быть благодарным, легко общаться, он приятен. В чем смысл умения быть благодарным? Возьмем бытовой пример: дарить некий презент за что-то и быть благодарным, например, своему учителю, родителям, друзьям за то, что они есть, за то, что они рядом. Ты знаешь, что без них тебе нельзя, и ты всей душой стремишься сделать для них что-нибудь приятное. Тебе хорошо, и им хорошо - и душа поет. Всем своим существом человек стремится к тому, чтобы сделать в жизни шаг большой, значимый, чтобы будущее поколение было тебе благодарно. Умение быть благодарным - чувство уважения, почтения к ближнему, умение любить окружающих, мир.

Познахирева Сима.


В тех случаях, когда я сознаю.

Я не уверен, что могу дать точное понятие этому словосочетанию. Это непросто. Сколько людей, столько и мнений - каждый человек имеет свою оценку. Одному кажется, что одного признания достаточно, другой же, напротив, думает, что вот столько сделал, и за эту мою доброту - жалкие слова. "Спасибо в карман не положишь!" Я же лично считаю, что одного выражения благодарности будет достаточно, чтобы поблагодарить действительно доброго человека, но в тех случаях, когда я сознаю, что человек сделал действительно что-то важное, то одними словами, по-моему, не обойтись - нужно что-то более существенное.

Прокуран Алексей.


Необходимо благодарить любимого человека.

Благо дарить - что значат эти два слова? На первый взгляд, это просто слова благодарности. Благо дарить - дарить что-то хорошее: радость, счастье, здоровье, любовь. Благодарить, я думаю, необходимо всех, кто этого заслуживает.

Маму (и папу) за то, что родила. Тем, кто любит, просто необходимо благодарить любимого человека - за то, что он есть. Подруг благодарить за поддержку, за хрупкую дружбу, за преданность. Друзей тоже за дружбу. Учителей благодарить за те знания, которые они нам дают.

Ершова Ольга.


В этом есть что-то несколько волшебное.

Это хорошо быть благодарным, хорошо уметь говорить спасибо, жаль только, что у меня не всегда получается это делать. Мне кажется , что всем людям приятно слышать слова благодарности в свой адрес, в этом есть что-то несколько волшебное, приятное, ведь за этим идет добро, культура, мир.

Сиговцева Татьяна.


Все, что ты подаришь, вернется к тебе.

Мой жизненный принцип: "Радуйся не тому, что Бог дал, а тому, чего он не взял." Поэтому я рад абсолютно всему, что случается в жизни: неважно - хорошее это или плохое. Ведь все, что в жизни происходит - к лучшему. Все, что ты подаришь, вернется к тебе в той или иной форме. Так что умение быть благодарным - полезно и обосновано не только по моральным, но и по практическим соображениям.

Смольков Николай.


Чтобы читателю было понятно, в какой среде могли появиться размышления девушек и юношей на столь деликатную тему, предлагаю познакомиться с наблюдениями, которые по завершении курса ребята оставляют педагогам - это тоже форма выражения благодарности и так необходимая педагогам (как подарок!) обратная связь.


"В первый раз я шел на занятие, думая, что сейчас меня будут учить этикету, то есть, как правильно вести себя в той или иной ситуации: за столом, в "высшем свете" и т. д. Но когда я вошел в эту комнату (язык не поворачивается назвать ее кабинетом), я попал в атмосферу дружелюбия и доброты. Все присутствующие были вовлечены в какую-то неведомую игру, но вместе с нею шел учебный процесс."

Алексей П.


"На мой взгляд, это довольно оригинальные курсы. Хотя они и называются школой, атмосфера, царящая здесь, в корне отличается от школьной..."

Ульяна А.


"Меня научила Этикетная школа выражать, не боясь, свои мысли вслух, т. к. здесь действует золотое правило школы: тебя никто не осудит и уж тем более не будет стараться переубедить..."

Татьяна М.

(Эти слова вполне можно было бы адресовать учительнице литературы из фильма "Доживем до понедельника")


В размышлениях ребят я вычитывала "подсказки" - как сделать наши занятия интереснее.

Накануне Дня учителя мы писали письма своим любимым учителям, искали нужные слова для выражения чувства благодарности. Потом эти письма публиковали в нашем журнале "Я и Мы".

За неделю до окончания учебного года я приносила на занятия Студии общения стопку карточек, на которых заголовком было написано "Благо дарю". Каждый мог взять столько карточек, сколько человек он хотел поблагодарить из своей группы. Ребята это делали с удовольствием - на карточках появлялись стихи, рисунки и просто добрые слова, карточки тут же вручались адресатам.

А когда была написана программа "Секреты общения", на первой странице ее были и такие строчки:

"Авторы Программы "Секреты общения" считают необходимым отметить, что "рождение и взросление" Программы происходило в совместном поиске-исследовании педагогов и подростков.

Девушки и юноши обогащали Программу своими размышлениями, чувствами, предложениями, практической реализацией задуманного, анализом, терпеливым отношением к трудностям. поддержкой друг друга и педагогов.

Мы благодарим всех, кто создавал Программу вместе с нами, за вклад в культуру нашего города и культуру России!

Благодарим родителей за поддержку и уважительное отношение к детям!

Спасибо всем, кто делился и продолжает делиться с нами душевной теплотой, силой, красотой, щедростью!

Спасибо миру за сотворчество!"

Руководители Программы "Секреты общения"
Валентина Алексеевна ХОРОШ, Леонид Юрьевич ХОРОШ


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100