Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Елена Ивановна КАЗАКОВА

С.-Петербург,
доктор педагогических наук, профессор, директор частной школы им А.М.Горчакова

Борис Владимирович НЕУПОКОЕВ

С.-Петербург,
заместитель директора школы

Внимание и уважение к социальному творчеству юных

Нам хотелось бы начать эту статью с одного небольшого наблюдения. Школа им. A.M. Горчакова, чаще всего именуемая "современной версией Царскосельского Лицея", готовилась к проведению благотворительного концерта М.М. Жванецкого в БКЗ "Октябрьский". Михаил Михайлович как ответственный член Клуба попечителей школы планировал провести благотворительную акцию в фонд школы. Замечательный информационный повод не мог не вызвать закономерного интереса прессы, и самые разные телевизионные каналы один за другим готовили свои репортажи. Репортажи, кстати, получились отменными и явно вызвали интерес публики, что подтверждается множеством звонков в школу. Естественно, в урочный час вся школа собиралась к экранам телевизоров и с удивлением наблюдала одну и ту же палитру новостей, преподносимых самыми разными каналами: пожары, убийства, крупные мошенничества, отставки, военные действия и - один день в школе им. Горчакова. В конечном итоге дети заинтересовались: "А что, кроме нас, в городе больше ничего светлого не происходит?"

Кто-то может сказать, что это просто был неудачный период, и еще добавить: "Нечего на зеркало пенять, коли..." Но все чаще задумываясь над этим феноменом, мы приходим к выводу, что с большинством журналистов, пишущих и снимающих сюжеты об образовании, мы живем в разных мирах, или разных измерениях одного и того же мира. Ну хоть что с нами делай - неинтересно нам вместе с "независимой прессой" смаковать в сотый раз, как деградирует подрастающее поколение и как калечит юные души современная школа. Почему неинтересно? Потому что и поколение не хуже своих предшественников, и в школе неплохой потенциал, ежедневно создающий вполне убедительную надежду на будущее. Может, это пресса - не зеркало чистой воды?...

Разработав и приняв участие в реализации нескольких социально значимых проектов для Петербурга ("Строим свой мир сами", "Европа в школе", "300 дел в подарок Великому городу"), мы убедились, что вся питерская пресса могла бы едва ли не ежедневно публиковать материалы, посвященные добрым, энергичным, предприимчивым детям и их деятельным, мудрым и терпеливым наставникам. Сколько имен можно было бы открыть! О каких делах можно было бы рассказать! Например, в перечень дел, которые могли бы послужить сюжетами для репортажей, интервью и даже очерков, вошли бы:

  • Праздник улицы;
  • Создание паркового ансамбля;
  • Раскраска заборов (точнее - превращение их в малые детские вернисажи);
  • Восстановление памятников;
  • Встречи с ветеранами;
  • Интеллектуальные баталии и т.д., и т.д., и т. д.

Детский и подростковый мир живет по своим законам, утверждая право на творчество и общественную самореализацию.

Все эти проекты выступали определенной альтернативой множественным попыткам, возникающим по инициативе педагогических и общественных структур, создавать детские объединения на бессодержательной или исключительно разрушительной основе, строить детские сообщества без опоры на творческое взаимодействие детей со старшим поколением.

Успешными, имеющими значительный воспитывающий потенциал могут быть названы лишь те проекты, которые ориентированы на:

  • созидательное взаимодействие взрослых и детей;
  • сочетание опоры на интерес с ответственностью за порученное дело;
  • успех и позитивное начало;
  • любовь детей к своему городу;
  • обретение каждым юным петербуржцем опыта общей деятельной заботы;
  • потребность детей в игре и романтике.

Почему мы считаем необходимым вновь и вновь возвращаться к теме общественного внимания к социальному творчеству детей и деятельности их старших наставников? Причин несколько.

1. Добро нуждается во внимании и поддержке. Очень трудно идти путем созидания и вести своих воспитанников по этому пути, когда все вокруг либо кликушествуют о потерянном поколении, либо доказывают, что "человек человеку - волк", либо абсолютно не способны признавать право на существование за любой деятельностью детей, кроме учебной.

2. В последнее время слой педагогов, действительно умеющих не на словах, а на деле вести детей в мир социального творчества, неумолимо утончается. Нам пришлось однажды расспрашивать одного из основателей Фрунзенской Коммуны, что помешало ему продолжать жить и работать. В.А. Малов ответил:

"Принято считать, что помешали партийные власти. Это не совсем так. Помешала потеря того слоя педагогов, в которых педагогический профессионализм сочетался бы с глубочайшей культурой". За счет чего происходит это истончение? Прежде всего, за счет ухода из профессии тех педагогов, кто имел собственный опыт жизни в коллективе и творения коллективных творческих дел.

И хотя смысл данной статьи сводится к необходимости поддержать детскую инициативу, очень не хотелось бы, чтобы она была воспринята как голос в поддержку множественных попыток создать единую детскую организацию; детскую организацию на пустом месте (вернее, на основе исключительно финансовой поддержки из того или другого источника); детскую организацию, весь смысл которой сводится к политической поддержке той или иной партии.

Мы полагаем, что социальное творчество и социальная забота рано или поздно должны стать непременной составляющей содержания образовательной программы любого мало-мальски уважающего себя образовательного учреждения. А пока все аттестационные и аккредитационные комиссии заботит исключительно академическая грамотность и компетентность школьников. В какой аттестуемой школе хоть раз спросили администратора: "Какой социальный опыт обрели ваши ученики за последние пять лет? Что ими построено? Спасено? Исправлено?"

Скептики будут утверждать, что лучше уж поздно, чем рано, но по законам формализма. С этим нельзя не согласиться. Но, право слово, надо же когда-то начинать! Петербург одним из первых провозгласил, что в содержание образовательной программы современной школы (учреждения дополнительного образования) обязательно должна входить программа ТАД (Творчество, Активность, Деятельность на благо общества). Но как реализуется этот славный замысел десятилетней давности? Что-то не приходилось слышать отчетов на эту тему ни от Комитета по образованию, ни от иных организаций.

Возможно, сейчас, в 2003 году, следовало бы провести небольшое исследование, расспросив выпускников общеобразовательных школ: "Какими же общественно полезными делами в своем жизненном опыте вы гордитесь?" Процент выпускников, которые дадут позитивные и конкретные ответы, может стать важным показателем общественного благополучия на ближайшие десять лет.

Одним из примеров возможной организации социального творчества детей в школе является проект Рыцарские турниры крепости БИП (Бастион Императора Павла). Он успешно реализуется, интересен детям, привлекает внимание общества. В Рыцарских турнирах участвуют не только ученики школы имени А.Горчакова, но школы-партнеры. Турнир - это не только состязание духа, силы и интеллекта, не только увлекательное романтическое приключение, но и погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. Зачем, спрашивается, семиклассникам, которые более чем напряженно трудятся на учебной ниве, еще и турниры организовывать?

Во-первых, так интереснее изучать историю; во-вторых, это замечательный опыт "делания" чего-либо в заботе о других; в-третьих, это работоспособное, грамотно деятельное юное поколение, которое заслуживает внимания и уважения.




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100