Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Светлана КРИВЦОВА,

директор центра социально-психологической адаптации подростков "Генезис", г. Москва

Какие же они, современные подростки?

(по материалам исследования современных московских старшеклассников, проведенного Центром социально-психологической адаптации подростков "Генезис")

Традиционные для сегодняшней школы ценности √ творчество, познание, активная деятельная жизнь √ отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия.

Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" √ это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни √ постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

Атмосфера в семье "усреднённого" московского подростка иногда напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес, потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их, когда они возвращались обратно, случайно выжив. Данные методики ADOR

"Подростки о родителях" показывают, что в семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично - враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.

На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе √ материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Мы просили их представить, что будет с ними в будущем, и современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет.

Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.

Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности √ любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.

В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно √ это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они √ и психологи это отлично знают √ открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо √ "это не удобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. И так далее... В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций √ с неправильными реакциями √ показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным. Конечно, это не означает, что подростки в большинстве своём пассивные жертвы, просто они как на контрольной работе пишут то, что им кажется одобряемым, то есть одобряемое взрослыми поведение, по их мнению √ пассивно-зависимое, это тем более впечатляет, поскольку все ситуации теста касаются общения со сверстниками, а не со взрослыми.

Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше √ на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и "познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

В конце нужно добавить, что счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь, √ это то самое другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе". Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростка, до сих пор не являются темами психологической работы с подростками.


Публикуется по материалам книги "Подросток на перекрестке эпох. Москва, - "Генезис", 1997"



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Ночная птиц Thu 08-Apr-2010 19:13:46  
   дагестан  

очень хорошая статья
то что мне нужно спасибо



  Певчев Денис Sat 02-Oct-2004 01:46:44  
   НПО"Школа самоопределения"  

К счастью или
к сожалению, но наша эпоха перемен гораздо более изменчива, нежели общее среднее о подростке понимание. Один мой знакомый юноша - Юрий Харитонов(который трагически погиб, после того как окончил школу и поступил в нормальный вуз) опрашивал своих одноклассников будучи в 10 и 11 классе (соответственно 2000-2001 и 2001-2002 уч .годы. Он основывался в опросах именно на материалах представленной статьи (когда он был в 11-м, интерпретация проводилась с учётом того, что С.Кривцова использовала в своём исследовании методику Рокича, к сожалению нам тогда и не удалось связаться савтором Светланой Кривцовой). Результаты полученные Юрой сильно отличаются от того, что происходило в 1997 году. Часть полученных результатов может считаться недостоверной, исходя из того, что экспеиментатор - одноклассник опрашиваемых,и кроме того существует особенность нашей школы и эксперимента, в котором учился Юра. Тем не менее, они, т.е. результаты этого исследования указывают на изменения тенденции...
Оченно большая разница должна быть при сравнении результатов по следующим параметрам:
1. Установки семьи.
2. Установки школы.
3. Условия развития, котрые обеспечивают конфронтацию или согласие с ценностными установками общества.
4. Особенно важно - определённость ценностей взрослых в окружении подростка, особенно взрослеющего (по качеству: домострой, протестантво-либерализм, церковно-религиозные, прагматизм ит т.д., по месту: семья, школа, реф. гр., люб. учитель, СМИ и т.д. - многое зависит от того, что более всего является референтным).
С уважением, Денис Певчев.
P.S. Я готов предоставить материалы исследования Юрия Харитонова, если Вам будет это интерсно, но с условием уважительного отношения к личности этого удивительного экспериментатора.



  Евгений Малинин Tue 18-Jun-2002 00:18:50  
   Москва  

очень хорошая статья



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100