Результаты опытно-экспериментальной работы

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса >> Результаты опытно-экспериментальной работы >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/28/15/6


Сергей Смирнов (Кострома).
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. Глава II. Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса


§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

В ходе исследования эффективности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса возникает необходимость отслеживания динамики развития ценностных ориентаций кадет и курсантов (выпускников кадетского корпуса), выяснения степени принятия ими социальных ролей, уровня значимости предлагаемых характеристик от периода пребывания в воинской среде.

Для выявления эффективности предложенной нами модели и методики использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса нами было проведено исследование на базе Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса по известной методике «Кто я?». В основу исследования мы посчитали возможным положить предположение, что динамика социальных ролей кадет заключается в том, как изменяется представление воспитанника о себе, как носителе определённой совокупности ролей, за период обучения в кадетском корпусе. Мы предполагали, что основными сферами, в которых должны быть выражены социальные роли воспитанников кадетского корпуса, являются семейные отношения, отношения в воинской среде, межличностные отношения, отношения в учебной деятельности, отношения, связанные с досугом. Методика была проведена с учащимися 10-х (диагностика осени 1999 года) и 11-х (замер весны 2001 года) кадетских классов, количеством 53 и 43 человека соответственно. Возраст испытуемых 13-14 и 16-17 лет. Испытуемым было предложено 10 раз ответить на вопрос «Кто я?».

По результатам исследования были установлены следующие группы социальных ролей:

1). Военные роли (например: кадет, командир, будущий офицер и т.д.)

2). Семейные роли (сын, внук, брат и т.д.)

3). Коммуникативные роли (товарищ, друг, помощник и т.д.)

4). Досуговые роли (спортсмен, художник, футболист, рыболов и т.д.)

5). Ученические роли (ученик, отличник, троечник и т.д.)

6). Гражданские роли (патриот, гражданин, костромич и т.д.)

7). Экзистенциальные роли (умный, хороший, любимый и т.д.)

8). Общечеловеческие роли (человек, личность и т.д.)

9). Субкультурные роли («приколист», «пацан», «репер» и т.д.)

10). Половые роли (мужчина, парень и т.д.)

11). Нравственные роли (сильный, смелый и т.д.)

Полученные данные обрабатывались следующим образом: каждая из перечисленных воспитанниками ролей была отнесена к сформированным 11 группам. Далее путём сложения мы получили количественные данные по каждой из групп, которые в процентном соотношении приведены в таблице:

Таблица № 11.

№ п/пСфера отношений (группа социальных ролей)10 класс (в %)11класс (в %)
1 Военная15,620,5
2 Семейная 33,213,3
3 Коммуникативная1113
4 Досуговая109,4
5 Ученическая7,710,8
6 Гражданская2,36,9
7 Экзистенциальная4,46,1
8 Общечеловеческая38,6
9 Субкультурная5,84,4
10 Половая1,22
11 Нравственная5,85
Итого100%100%

Анализируя результаты исследования, мы пришли к ряду выводов.

Результатами исследования подтверждены роли: семейные, военные, ученические, коммуникативные, досуговые. Кроме этого, выявлены также такие роли, как общечеловеческие, гражданские, субкультурные, половые, нравственные, экзистенциальные.

В выборке 10-х классов (факты приведены в численном выражении) преобладают семейные роли (33,2%), так как адаптация к условиям проживания в кадетском корпусе, на наш взгляд, усиливает значимость семьи. На втором месте стоит группа военных ролей (15,6%), что связано со значимостью кадетского корпуса. Большое значение коммуникативных (11%) и досуговых ролей (10%) объясняется возрастными особенностями. Ученические роли (7,7%) в процентном соотношении уступают также исходя из возрастной тенденции. Нравственные (5,8%), субкультурные (5,8%) и экзистенциальные (4,4%) роли занимают положение ниже среднего, а на последнем месте стоят половые (1,2%) и гражданские (2,3%) роли.

В выборке 11 классов (факты также приведены в численном выражении) доминирует группа военных ролей (20,5%). Мы предполагаем, что это объясняется социально-профессиональным самоопределением воспитанников. По-прежнему значимы семейные роли (13,3%), но, так как в этот возрастной период начинается отход от семьи, среди наиболее предпочитаемых находятся коммуникативные роли (13%). Среднее положение занимают досуговые (9,4%), ученические (10,8%) и общечеловеческие (8,6%) роли. Предположительно это объясняется возрастными особенностями, когда для старшего подростка важно его становление как личности. Нижнюю строчку занимает половая роль (2%). Падает значимость субкультурных ролей (4,4%), потому что, на наш взгляд, пребывание в кадетском корпусе формирует свою субкультуру. Средние позиции занимают гражданские (6,9%) и нравственные (5%) роли.

Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что, если принять динамику социальных ролей, которая следует из результатов диагностики, можно говорить об усилении у воспитанников военно-патриотического компонента эмоциональной сферы и о возрастании значимости учебной деятельности за период обучения в кадетском корпусе. На наш взгляд, это обусловлено влиянием окружающей среды, в которой для подростков складывается новая социальная ситуация развития, где они реально взаимодействуют с областью военных норм и правил поведения, осознанно определяют свою принадлежность к сообществу с его моделью взаимоотношений, символами и ритуалами.

Таблица № 12.

Итоги ранжирования основных событий кадетами второго года обучения
Определить свое место среди другихПочувствовать свою сопричастность к происходящемуПонять причины своих успехов и неудачАктивно участвовать в общении и взаимодействииПочувствовать свой успех в деятельностиБольше узнать о своих сильных и слабых сторонахПолучить признание окружающихПолучить удовольствиеОвладеть новыми знаниями и умениямиОпределить традиционностьИТОГО
Военно-полевой выход165/6156/8154/9169/4168/5172/3164/7154/10175/2177/11654/3
Клятва кадет172/2172/3162/7168/4163/6166/5159/9162/8156/10180/11660/2
День памяти 15 февраля157/3155/7156/6158/2157/5155/8153/9151/10157/4171/11570/5
День открытия КК 6 мая160/6161/5158/7176/2163/4157/9176/3156/10158/8180/11645/4
9 мая155/4147/8153/6160/2157/3154/5148/8146/10151/7161/11532/7
Выпуск из корпуса176/5184/2168/77177/4176/6168/8156/10180/3161/9190/11736/1
День училища165/2156/3148/7153/5145/9137/10156/4153/6147/8176/11536/6
Итого1150/31131/41099/101161/21129/51109/71112/61102/91105/81235/111333

Учащиеся второго года обучения- 39 чел.

Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.

Таблица № 13.

Итоги ранжирования основных событий кадетами первого года обучения
Определить свое место среди другихПочувствовать свою сопричастность к происходящемуПонять причины своих успехов и неудачАктивно участвовать в общении и взаимодействииПочувствовать свой успех в деятельностиБольше узнать о своих сильных и слабых сторонахПолучить признание окружающихПолучить удовольствиеОвладеть новыми знаниями и умениямиОпределить традиционностьИТОГО
Военно-полевой выход160/1157/2137/8148/6141/7149/5132/10133/9152/4156/31465/3
Клятва кадет165/3171/2147/9159/4149/8146/10153/6157/5153/7175/11575/2
День памяти 15 февраля136/7144/4147/2133/9137/6147/3133/10141/5136/8152/11406/7
День открытия КК 6 мая162/3160/4159/5152/7169/1156/6147/9149/8146/10165/21565/4
9 мая158/3161/2147/10149/6149/7153/5148/9149/8154/4168/11536/5
Выпуск из корпуса162/3158/6152/9161/4152/10163/2155/8160/5157/7170/11590/1
День училища156/2152/5143/9153/3151/6144/10147/8153/4151/7167/11517/6
Итого1099/31103/21032/91055/51048/71058/ 4 1015/ 10 1042/81049/6 1153/110654

Учащиеся первого года обучения — 37чел.

Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.

Таблица № 14.

Итоги ранжирования основных событий жизнедеятельности кадетского корпуса выпускниками (курсантами 1 курса)
Определить свое место среди другихПочувствовать свою сопричастность к происходящемуПонять причины своих успехов и неудачАктивно участвовать в общении и взаимодействииПочувствовать свой успех в деятельностиБольше узнать о своих сильных и слабых сторонахПолучить признание окружающихПолучить удовольствиеОвладеть новыми знаниями и умениямиОпределить традиционностьИТОГО
Военно-полевой выход86/2273/765/878/375/578/450/1056/9100/175/6736/ 5
Клятва кадет68/1090/171/ 979/580/372/879/680/473/790/2782/2
День памяти 15 февраля70/478/267/677/366/961/1069/567/767/890/1712/7
День открытия КК 6 мая86/694/183/790/487/574/1082/ 892/377/ 994/2859/1
9 мая70/777/2365/1073/571/669/875/477/369/986/1732/6
Выпуск из корпуса79/483/175/879/578/674/977/780/368/1083/2776/ 3
День училища75/779/367/1077/577/671/881/278/470/991/1766/4
Итого534 /4574/ 2 493/10 553/ 3 534/5 499/9 513/8 530/6 524/7 609/1536/3

Выпускники кадетского корпуса — 19 человек.

Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.

Для обработки полученных данных мы использовали рейтинг — каждому признаку был присвоен ранг в соответствии с набранным количеством выборов. После этого мы присвоили каждому исследуемому свойству баллы в соответствии с рангом в обратном соотношении: первые ранги — максимальное количество баллов.


Ранг12345678910
Кол-во баллов10987654321

Рассуждая таким образом, мы получили данные по каждому признаку:

Признак А: определить свое место среди других: 8 баллов/8 баллов (кадеты 2 года обучения / кадеты 1 года обучения).

Б: почувствовать свою сопричастность к происходящему: 7 баллов/ 9 баллов.

В: понять причины своих успехов и неудач: 1 балл/2 балла.

Г: активно участвовать в общении и взаимодействии: 9 баллов/6 баллов.

Д: почувствовать свой успех в деятельности: 6 баллов/ 4 балла.

Е: больше узнать о своих сильных и слабых сторонах: 4 балла/ 7 баллов.

Ж: получить признание окружающих: 5 баллов/ 1 балл.

З: получить удовольствие: 2 балла/ 3 балла.

И: овладеть новыми знаниями и умениями: 3 балла/ 5 баллов.

К: определить традиционность: 10 баллов/ 10 баллов.

Анализ ранжирования кадетами основных событий и мероприятий дает право утверждать, что наиболее значимыми в течение года были следующие дела: выпуск из кадетского корпуса, клятва кадет, военно-полевой выход.

Среди значимых ситуаций наибольший рейтинг получили такие индивидуальные результаты, как:1. Следование традициям (кадеты 1 и 2 года обучения). 2. Активное участие в общении и взаимодействии (кадеты 2 года обучения), чувство своей сопричастности к происходящему (кадеты 1 года обучения). 3. Определение своего места среди других (кадеты 1 и 2 года обучения).

На наш взгляд, высокий уровень традиционности отмеченных событий, необходимость чувствовать свою сопричастность к происходящему могут говорить о степени значимости деятельности, в которую включены воспитанники. Желание активно участвовать в общении и взаимодействии, иметь возможность определить свое место среди других соответствуют потребностям старшего подросткового возраста. Все наиболее значимые из перечисленных событий проводятся при широком использовании всего набора символов и атрибутов кадетского корпуса (знамя, строй, парадная форма одежды и др.). Можно сделать предположение о степени их эмоционального воздействия на чувства кадет.

Обрабатывая данные опроса курсантов 1 курса, мы получили данные по каждому признаку:

Признак А : определить свое место среди других: 7 баллов.

Б: почувствовать свою сопричастность к происходящему: 9 баллов.

В: понять причины своих успехов и неудач: 1 балл.

Г: активно участвовать в общении и взаимодействии: 8 баллов.

Д: почувствовать свой успех в деятельности: 6 баллов.

Е: больше узнать о своих сильных и слабых сторонах: 2 балла.

Ж: получить признание окружающих: 3 балла.

З: получить удовольствие: 6 баллов.

И: овладеть новыми знаниями и умениями: 4 балла.

К: определить традиционность: 10 баллов.

Анализ ранжирования основных событий и мероприятий курсантами — выпускниками корпуса дает право утверждать, что наиболее значимыми в течение года были следующие дела: День открытия кадетского корпуса, клятва кадет, выпуск из корпуса.

Среди значимых ситуаций наибольший рейтинг получили такие индивидуальные результаты, как: 1. Следование традициям; 2. Чувство своей сопричастности к происходящему; 3. Активное участие в общении и взаимодействии.

Сравнивая результаты диагностики кадет и курсантов, можно выявить некоторые сходства и различия в определении предпочитаемых ключевых мероприятий цикла. Все респонденты останавливают свой выбор на клятве кадет и выпуске из корпуса, возможно, потому, что оба эти дела несут ярко выраженную эмоциональную окрашенность, воздействующую на сферу чувств. Кроме этого, в ходе проведения названных дел каждый воспитанник чувствует свою сопричастность происходящему, ощущает долю своего участия и ответственности. Кадеты в числе предпочитаемых мероприятий называют военно-полевой выход, что можно объяснить новизной данного дела, в то время как курсанты (выпускники кадетского корпуса) уже неоднократно принимали участие в лагерных сборах. В ходе военно-полевого выхода происходит освоение новых практических знаний, умений, навыков, закладываются первые впечатления о военной службе, основы коллективных взаимоотношений. В отличие от кадет, курсанты (выпускники кадетского корпуса) отмечают значимость такого ключевого дела, как день открытия корпуса. Это событие произошло в момент их пребывания в стенах корпуса; непосредственное участие в мероприятиях, приуроченных к нему, оставило сильные впечатления, которые способствуют осознанию важности произошедшего в том плане, что честь участвовать в подобных событиях выпадает не каждому поколению воспитанников. Необходимо отметить и тот факт, что проведение диагностики совпало с днями традиционного празднования Дня открытия корпуса, курсанты (выпускники кадетского корпуса) принимали участие во встрече поколений, и впечатления от последних событий еще ярко сохранились в их памяти.

Третьим блоком диагностики было ранжирование принципов-правил и составление каждым учащимся своего видения списка заповедей кадет. Большое значение при интерпретации результатов придавалось порядку расположения респондентами предложенных правил.

Таблица № 15.

Ранжирование правил жизни кадет
 9 кл.%11кл.%1 курс%итог
1 смысловая группа       
Быть верным России и относиться уважительно к ее прошлому.3191348116841-2-3
Уважать религии.1029819421 
Уважать русские старые обычаи.12351229211 
Помнить, чье имя носим (России, имя корпуса и т.д.).1338204813686
Сохранять русский воинский строй и выправку.926184311588-9
Подчиняться доброй волей.392515
2 смысловая группа       
Любить корпус.1647245716841-2-3
Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности.721718421 
Оберегать дом корпуса и все в нем.926215012637
Соблюдать в корпусе гостеприимство.926921737 
Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.17501638737 
Соблюдать форменность кадетской одежды.7211433632 
3 смысловая группа      
Быть бодрым.5151126316 
Смотреть людям в глаза.824819947 
Быть честным во всем.19561945526 
Закалять свою волю.13382252842 
Быть везде и всегда «с поднятым забралом».515921211 
«Терпеть безропотно лишенья».618410842 
Помнить, что честен в великом лишь честный в малом.392500 
Не обманывать.15441945737 
Не лгать.15441331526 
Не хвастаться.10291331316 
Не хамить.

15441024632 
Не быть грубым.18531024211 
Быть приличным.61892100 
Не опускаться.12351945842 
Быть чистоплотным.1361415 
Держаться скромно.41251215 
Не сквернословить.618410211 
Соблюдать трезвость.12353715 
Знать свои недостатки.10291331211 
Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин».618410421 
Быть, а не казаться.391331632 
Быть благодарным. («Благодарность — первый взнос в уплату долга или «шестое чувство человека»).13381945947 
4 смысловая группа       
Помогать товарищам.2779358316841-2-3
Не завидовать.12351843737 
Поддерживать выдающихся.130015 
Не нарушать прав собственности.515153615 
Делиться.17502560105210
Не делать бесчестного даже ни ради товарищества.41261415 
Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества.618410316 
Не оскорблять.1853122915 
Почитать требующего по долгу службы.1325526 
Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.1029122911588-9
Выдавать через старших: антинационалистов, воров и хулящих корпус.4121215 
Не доносить и не сплетничать.17502867421 
Поддерживать взаимную уважительность.1029921737 
Поссорившись, думать о мире.824819526 
Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.926717316 
Уважать молящегося.721819316 
Не дружить во вред товариществу.113237211 
Охранять младших кадет как братьев.8242048842 
Если загрязнился, не грязнить чистых.412819316 
Не подводить товарищей под ответ за твои поступки.25743788105210
5 смысловая группа 
Не проявлять и не высказывать брезгливости261229526 
Соблюдать за едой приличия.4123700 
Не брать пищу для раздачи.000015 
Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности.721512526 
Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой.2059378814745
Не бояться быть вежливым.1441921632 
Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей.2612211 
Не лишать товарища удобств общежития.412819211 
6 смысловая группа       
Долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой жизни2882337915794
Самые большие подвиги добродетели совершать из любви к Отечеству.7211229737 
Робкого пусть сделает храбрым слово «Отчизна».618921737 
Солдатом надо быть во имя Отчизны или из любви к делу, за которое пойдешь в бой.10291126737 
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.721819526 
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая интересы своего Отечества.11321433947 

В обследовании участвовали кадеты первого года обучения (34 чел.); кадеты второго года обучения (42 чел.); курсанты 1 курса — выпускники кадетского корпуса (19 чел.). В качестве содержательной части использованы «Заповеди кадет Первого русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса». Учащимся была предложена следующая инструкция: прочитайте внимательно все 68 заповедей, на листке проставьте через запятую в строчку порядковые номера тех 20 заповедей, которые лично вы считаете необходимым исполнять в первую очередь, которые, на ваш взгляд, наиболее важны и первостепенны.

При обработке содержание было разбито на смысловые группы, включающие в себя: основы товарищества, основы патриотических чувств, основы коллективного общежития и взаимоотношений, отношение к корпусу и др. Далее методом подсчета процентного соотношения выделены наиболее значимые для испытуемых качественные характеристики, занимающие первые 10 строк в проведенном ранжировании.

Качественная и количественная обработка полученных данных позволяет говорить о существовании определенной динамики развития ценностных ориентаций кадет и курсантов, предполагать зависимость различных уровней значимости предложенных характеристик от периода пребывания в воинской среде.

Наиболее важными из предложенных установок кадеты и курсанты (выпускники кадетского корпуса) выделяют следующие патриотические ценности:

— быть верным России и относиться уважительно к ее прошлому — 91% /81% /84% (10 кл. / 11 кл./ 1 курс — выпускники)

— долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой жизни — 82% / 79% / 79%.

— помогать товарищам — 79% /83% / 84%.

— уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой — 59% / 88% / 74% .

— не подводить товарищей под ответ за твои поступки — 74% / 88% / 52%.

Таким образом, вышеперечисленные характеристики входят в «десятку» предпочитаемых как среди кадет, так и среди курсантов, и их можно отнести к двум основным блокам предложенных установок: формирование основ патриотизма и воспитание чувства товарищества.

Кадетами первого года обучения (10 кл.) среди наиболее предпочитаемых характеристик также выделяются такие, как:

— быть честным во всем — 56%;

— не быть грубым — 53%;

— не оскорблять — 53%;

— не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса — 50%;

— не доносить и не сплетничать — 50%;

— делиться — 50%.

Значимость перечисленных установок, возможно, объясняется возрастным фактором и особым вниманием, уделяемым воспитанию в кадетах первого года обучения основ товарищества, правил коллективных взаимоотношений. Именно на первом этапе воспитания в кадетском корпусе у кадет происходит усвоение норм так называемого «кодекса кадетской чести», положения которого созвучны обсуждаемым заповедям.

Воспитанники второго года обучения — 11 класс — останавливают свой выбор на таких характеристиках, как:

— не доносить и не сплетничать — 67%;

— любить корпус — 57%;

— закалять свою волю — 52%;

— оберегать дом корпуса и все в нем — 50%.

Анализируя данные выборки, можно предположить, что особое отношение кадет к той среде, в которой они находятся в течение двух лет обучения, объясняется уже сложившейся системой взаимоотношений, особой значимостью окружения, достаточно весомым вкладом старших воспитанников в оборудование и поддержание «дома корпуса».

Данные опроса курсантов 1 курса — выпускников кадетского корпуса — позволяют в качестве первостепенной заповеди выделить: любить корпус — 84%. Кроме этого отмечаются:

— помнить, чье имя носим (России, имя корпуса и т.д.) — 68%;

— оберегать дом корпуса и все в нем — 63%;

— сохранять русский воинский строй и выправку — 58%;

— помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество — 58%.

Можно говорить, что названные ценности играют большую роль, т. к. значимой частью в жизни курсантов из числа кадет являются непрерывная связь с корпусом, участие в традиционных корпусных мероприятиях, строевая подготовка курсантов, поддержание традиций товарищества, заложенных в период пребывания в корпусе.

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность полностью подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать выводы о том, что критериями воспитанности патриотических чувств являются:

— уровень освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;

— степень принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);

— уровень адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение.


 
Выводы по второй главе

В данной главе представлены результаты опытно-экспериментального исследования педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

При моделировании процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов он представлен как педагогическое стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

В ходе исследования выявлено, что успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символов зависит от:

— особого свойства содержания и формы символов — возможности образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальное субъективное значение воспитанника), которые называются «валетностью»;

— специфического режима способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что понимается как «амбивалентность».

Применительно к процессу воспитания патриотических чувств посредством символики, валентность определяет то, насколько символы вызвали у воспитанника соответствующие эмоции, переживания, способствовали формированию представлений и образов. Обратной стороной валентности является отторжение учащимися значений и формы символики. Валентность символики обеспечивается непротиворечивостью значения символа ранее усвоенным смыслам; адекватностью ожиданиям; информированием (смысловым воздействием); заражением (эмоциональным воздействием).

Амбивалентность способов предъявления символов и социокультурных смыслов при использовании символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса реализуется следующим образом:

— создание особо субъективно-значимых ситуаций-событий, происходящих с определенной периодичностью и составляющих годовой цикл;

— постоянное присутствие в окружающей кадет социальной среде совокупности символов, что приводит к стихийному влиянию на сознание учащихся;

— существование индивидуальных (принадлежащих кадету) символов (форма одежды с размещенными на ней погонами, нарукавными и нагрудными знаками и т.д.), которые персонифицируются субъектом;

— наличие общественных символов, принадлежащих сообществу — имя, девиз, герб, знамя.

В настоящее время символами Костромского кадетского корпуса являются парадная и повседневная форма одежды, знамя, герб, девиз, нагрудный знак и свидетельство об окончании кадетского корпуса.

Характеризуя опытно-экспериментальную работу, следует отметить, что традиционные мероприятия, проводимые в кадетском корпусе как ключевые дела, дают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет. В ходе проведения ключевых дел используются такие символы кадетского корпуса, как знамя, герб, повседневная и парадная форма одежды и т.д.

Среди ритуалов, используемых в практике, можно выделить: ежедневные, периодические, единичные; комплексные, сложные, простые; воинские, церковные. В процессе использования символов-ритуалов кадетского корпуса возникает возможность приобщения к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

В ходе исследования выявлена определенная динамика развития ценностных ориентаций кадет и курсантов (выпускников кадетского корпуса); наличие различных уровней значимости предлагаемых характеристик от периода пребывания в воинской среде; динамика социальных ролей воспитанников.

Разработанная и экспериментально проверенная методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса включает в себя: использование пяти групп символов; отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу; фиксацию официального статуса в воинском коллективе; реализацию патриотических идей и именного покровительства в значении символов; соблюдение требований к техническому исполнению символов; информационное обеспечение субъективной значимости подготовки и стимулирование переживаний учащихся в ходе проведения ключевых дел — традиционных праздников.


<< Глава II § 2   || (Продолжение работы готовится к публикации)


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования