Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кордонский

КОММУНАРЫ ПОДЕЛИЛИСЬ НА БОГАТЫХ И БЕДНЫХ

История с географией или социология с экономикой

Не хотел писать об этом по горячим следам. Думал, пусть поуляжется. Прошел год. Я почитал педагогические издания с этой точки зрения, поизучал ситуацию: можно ли считать этот случай показательным? Считаю, что можно.

Весной 2001 года мне позвонили из газеты "1-е сентября". И выдали (сначала голосом, а потом и по EML) официальное приглашение на такое мероприятие: II-й Международный фестиваль "Школа для ребенка".

И не простым тусовщиком, а ведущим одной из коммунарских мастерских. Список, в котором я оказался фигурантом, был для меня очень почетен: Елена Хилтунен, Татьяна Бабушкина (Тамбиева), Сергей Курганов, Владимир Караковский, Михаил Гусаковский, Ада и Олег Лишины. И там был еще длинный перечень не коммунаров, а из других отраслей педагогики, включая иностранцев.

Действительно, с большинством коммунарской части списка я знаком лично, с некоторыми даже в друзьях. Но считал себя рангом ниже. То ли дослужился, действительно, тридцать лет коммунарской активности, из них двадцать профессиональной работы педагогом, книжки-брошюрки, статьи. Правда, все это как-то провинциально и географически (Одесса, Туапсе), и по удаленности от научного мейнстрима. То ли как раз им для примера надо было кого-то из провинции (впрочем, Бабушкина - Ростов, Гусаковский - Минск). Но все равно приятно.

Далее в тексте приглашения был кусок явного бреда, но кто привык к коммунарской среде, не удивится такому сочетанию шизы с прагматизмом: якобы все это мероприятие оплачивает Фонд Сороса, и состоится оно на плывущем по Волге комфортабельном теплоходе.

Наконец, каждый руководитель мастерской должен заблаговременно написать для газеты "1-е сентября" полосу с изложением своей программы и, поскольку все это должно быть заранее, то уже и писать побыстрее. Приводился формат и размер требуемого текста.

Я, конечно, ответил мгновенно, написал вовремя и статью и про свой энтузиазм. Что если уважаемой мной газете "1-е сентября" нужен материал, то я всегда готов и без дополнительных пряников, что и раньше делал. Что, глядя на список участников, в жизни не поверю, что дядюшка Сорос будет оплачивать это путешествие маргиналов, а потому, несмотря на провинциальную учительскую бедность, готов приехать в Москву за свой счет и провести мастерскую без обещанного в приглашении гонорара. Что у меня в Москве есть где жить - впишусь у старых коммунаров, КСП-шников, хиппов, а для семинара всегда найдется в августе, в каникулы-то, школа частично отремонтированная, а в идеале - какой-нибудь подмосковный пионерлагерь.

Ошибся я именно в этом рассуждении.

Через пару месяцев мне опять позвонили. И, естественно, извиняющимся голосом сообщили, что Сорос им ничего не дал. И далее, уже неестественно (для меня), что фестиваль все равно будет проходить на том же самом комфортабельном теплоходе по той же самой Волге. Но за счет участников. Путевка 250 баксов.

Я не поленился и нашел несколько знакомых, которые так плавали. Может, на других пароходах или с другими турфирмами, но Волга та же и рынок тот же. Действительно, этот отдых дешевле, чем в Испании или даже Турции. Но если предоплата $250, то минимум еще полстолько придется выложить на месте. Это только для выживания, если согласен быть бедным, под презрением стюардов, официантов и мыдлов-пассажиров. А так, чтобы быть как все, тогда еще столько же. Плюс дорога до Москвы и обратно $100. Итого $600.

Ставка учителя в Одессе - $23.

No comments?

Не буду прикидываться шлангом (почти невероятно, что эту статью прочтет налоговая инспекция), я-то зарабатываю раз в десять больше учителя. Что нетипично для среднего жителя Украины, но реально при моих ремесленных профессиях, которым я и детей обучаю: радиомеханик, верстальщик, веб-мастер. Указанная сумма для меня напряженная, но не смертельная.

Но мне расхотелось ехать к ТАКИМ коммунарам.

И я поехал на "Костры".

Благо, отпуск уже был налажен, и время примерно совпадало.

В Сети довольно много информации о "Кострах", и нигде, кажется, они не называются коммунарским слетом. Копая глубже, можно найти педагогические статьи отца-основателя и лидера "Костров" Владимира Ланцберга и предположить, что "что-то там такое есть".

Там оно таки да есть.

Приглашенный на "Костры" может приехать с одним спальником, а место в палатке ему найдут. А за питание при комендантской команде внести из расчета 1,5$ в сутки - и трижды в день трапеза вкусна и обильна. Сверх того можно явиться на кухню в любое время круглосуточно и получить остаточного или будущного у вечно живущего там дежурного: огромного, живописного как кок из сказки о добрых пиратах московского ролевика и хакера Сергея Куковлева (Realname - Яковлев).

Естественно, можно приехать со своими палатками, походной посудой и продуктами и ничего в кассу не вносить, что большинство из 400 участников и делают. Можно ходить гостевать в семейные или отрядные стоянки, петь им песни и угощаться. Или слушать их песни и угощаться. Или мешать им петь песни и угощаться.

И ни цента, да что там цента - ни копейки больше не тратить.

Концерты с очень приличным звукоусилением и освещением. Лагерь освещен: импортные движки-электрогенераторы шуршат потихоньку. Под комендантским навесом компьютеры с базой данных участников этого и всех предыдущих слетов, карта лагеря, размеченная по участкам, кто где живет. На столе два мобильника на постоянной подзарядке: это бесплатно для всех, с просьбой не злоупотреблять. Но дежурного по раскинувшемуся на полкилометра туда-сюда лагерю врача можно вызвать отсюда через московский пейджер. В палатке-лазарете за лекарства денег не берут.

$1.5 в день. В канувшей системе координат это ничего о коммунарскости не говорит. Но время сейчас такое, что всё нужно объяснять в долларах. (Мой любимый профессор радиотехники объяснял всё в женщинах.) Я назвал эту цифру старому одесскому другу, а ныне известному московскому политику. Он не поверил, сказал, что такое невозможно. Он сказал, показывая мне меблированные апартаменты, евро-кухню и сад камней своего молодежного политического лагеря, где молодежь учат блевать при любом слове с корнем "комм". Господи, он не видит ведь всего за 110 км от Кольцевой Дороги, а Дума его якобы Всероссийская...

Экономическая структура костровской дешевизны складывается, во-первых, из бескорыстного труда тех, кто: ищет и размечает место, ведет постоянную переписку с будущими участниками и рассылает приглашения, договаривается с местными властями и лесниками, осуществляет экологический контроль, лечит, тащит на себе и ремонтирует оборудование. Оборудование - вторая составляющая себестоимости. Очень много микрофонов, кастрюль, колышков, тентов, стендов, лекарств, фломастеров, кабельных катушек, палаток, флагов и флагштоков... Нет, флагшток всего один. Эти вполне материальные ценности не висят на балансе никакой организации: нет такого юр.лица - "Костры". Формально это чье-то личное. Фактически общее.

Как они будут делить имущество, когда в коллективе лидеров возникнет конфликт? Увы. "Костры" в основном бескорыстны и коммунарны, но все-таки происходят не на Марсе, а в России. Потому и там попадаются бандитские рожи с криминальной идеологией. Что ж, человек разнообразен: может быть, и в Госдуме есть альтруисты. И то и другое не мейнстрим - примеси. Единственное, что могу предсказать не печального по этому поводу: "Костры" существуют уже больше десяти лет и того, что они уже сделали, вполне достаточно для места в раю, даже если они завтра исчезнут. Желательно, конечно, чтобы исчезновение обошлось без трупов.

Из материалов II-го Международного фестиваля "Школа для ребенка"

Вас ожидает знакомство с людьми, для которых воплощение идей живой, наполненной детскими голосами педагогики стало личной судьбой. И так сложилось, что в биографиях этих замечательных учителей, живущих в разных странах, говорящих на разных языках, есть по крайней мере одно знаменательное пересечение: ровно десять лет назад, в августе девяносто первого, они встретились на берегу Черного моря в дни I-го Международного фестиваля новых школ. В этом году мы решили встретиться вновь. В начале августа поплывем на белом пароходе по Волге.

<...>

Закрадывается сомнение: а нужны ли наши педагогические изыскания здесь, при таком мирном и неспешном укладе жизни? Оказывается, нужны. В каждом городе нас встречают учителя, возят по школам, рассказывают о своей работе, а мы им - о своей - с таким увлечением, что каждый раз возвращаемся буквально за минуту до отплытия. И снова в путь - против ветра и течения. В воздухе носятся педагогические идеи, чайки и комары.

<...>

Джерри Минц, США:

...Хорошая школа та, в которой есть любовь и безопасность, где ребенок сам является субъектом образования; которая основывается на вере во внутренние силы ребенка, где учитель не занимает позицию над учеником, в которой присутствует возможность выбора индивидуального образовательного маршрута ученика, есть сотрудничество и комфорт, счастливые и мотивированные к учению дети, а учителя в это время пьют кофе...




Из Информационного письма "Костров"

<...>

Не бросаем в костер отслужившие батарейки, а приносим в мастерскую. Кстати, их можно оттестировать и обнаружить, что из нескольких, включенных последовательно, на самом деле села лишь одна, а остальные можно использовать.

<...>

Не гробим флору. Опять же, снимаем дерн на месте костра. Не разводим огонь под кронами и на корнях деревьев. Не рвем и не рубим зелень. Если есть сомнения - см. выше. Цветочки нюхаем, нагнувшись к ним. Не губим фауну. Не вредим почве.

Для отправления естественных надобностей используем санузлы. Они, как всегда, комфортабельные и не совмещенные. Мужские отдельно. (Вырытые ямы с натянутым вокруг и над ними тентом. -- М.К.)

Как всегда, не пьем ничего крепче кефира. Или гуляем за этим делом далеко-далеко за пределами территории до полного выветривания.

Слова эти пишутся не только для того, чтобы освежить в памяти позиции наших суровых порядков, но и для того, чтобы новый человек, услышавший, что "Костры" - это сплошная лафа, содрогнулся, одумался и не поехал на них.

<...>

4. "Костры" - это прежде всего тусовка альтруистов. Это слово уже почти 9 лет и 8 месяцев является ругательным, так что, если кто не хочет, чтобы его дразнили альтруистом, пусть лучше не приезжает.

5. Если он приехал, значит, альтруист и готов за бесплатно что-нибудь полезное сделать; например, помочь коменданту или штабистам, поработать экологом или электриком (все должности, что на "Э", означают принадлежность к элите; особенно нужен эскулап). Ценятся механики, мусорщики (мэтры), землекопы (знать), повара (патриции), художники (тоже хорошие люди)... Кстати, самые лучшие альтруисты приезжают 12 июля и помогают разворачивать величественную картину слета (выкопать упомянутые ямы, - М.К.), а после его окончания задерживаются, чтобы свернуть (убрать мусор, -- М.К.).

<...>


Итак, коммунары поделились на богатых и бедных.

Отчасти здесь попахивает Москвой. Но только отчасти.

Из признанных столпов коммунарского движения Олег Лишин тоже москвич, а на мой вопрос о фестивале на Волге пожал плечами: да, приглашали, но откуда такие деньги у доцента московского ВУЗа? Уверен, он не единственный такой среди коммунаров.

На коммунарской конференции в Архангельске Лишин был. И прошла она, насколько можно понять, по-северному скромно. "Насколько можно понять", потому что в материалах конференции ничего не упоминается о "мат.части", и это само по себе признак того, что материальное там вторично. Меня туда тоже звали (к сожалению, я не смог себе позволить два отпуска в году) и, хотя в Архангельске у меня друзей для проживания там нет, обещали шаровую вписку где- нибудь в углу гостиничного номера.

С другой стороны, половина актива "Костров" - москвичи. Всего в базе данных костровитян 1513 записей, из них москвичей 281. На последних "Кострах" было 400 человек из 40 городов. (К сожалению, конструкция базы не позволяет вычислить процент москвичей именно последнего слета. Может, у кого-то есть "исходники" и можно сделать запрос?)

Треть ведущих мастерских поволжского фестиваля - из дальнего зарубежья: Голландия, Шотландия, Англия, США. Из бедных стран трое: Украина (2) и Белоруссия (1). О русских написано "Россия" без указания города. И вот в чем вопрос: участниками фестиваля числятся и те, кто на пароходе не катались: там и моя "мастерская" есть. Я и сейчас не знаю, кто таки внес наличные баксы, а кто, как я, только программу написал. Впрочем, за текст заплатили гонорар 30$ - раз в 10 больше, чем одесские газеты.

Видимо, проблема все же глубже; она в социальном и идеологическом расслоении нашего общества. Москва только индикатор - место, где этот тектонический разлом разошелся в открытый и зловещий кратер.

На оборудование и прочую инфраструктуру каждый из актива "Костров" скидывается сколько может. В информационных рассылках упоминается один меценат: "Очень помог холдинг IBS (точнее, лично А.М. Карачинский), с помощью которого удалось приобрести новые источники электропитания и еще много чего." Сверх того, несколько самых благополучных активистов (цитирую) "отложили сбывку своих мечт на 100 долларов". Это, как ни считай, в несколько раз меньше сбывшейся "коммунарской" мечты о белом пароходе. А некоторые не внесли ничего. Кроме своего труда, естественно. Я в подготовке "Костров" не участвовал, потому, приехав, притащил эту самую "отложенную мечту". У меня не хотели брать. Меня отговаривали: "Ты же с Украины!.." Я собрал около комендантской палатки небольшой круг и рассказал им вышеописанную историю с поволжскими коммунарами. И что вместо дивидендов владельцам турфирмы я предпочитаю вкладывать вот в это коллективное имущество, и в эти невозможные 1,5$/сутки...

Все-таки коммунары существуют.

Те, что побогаче, освещают себя в газетах.

Те, что победнее, не называют себя коммунарами.

Пока это происходит без дележки прав на название. У другого неформального движения - брейнринговцев - уже идут судебные процессы. Интересно, не зарегистрированы ли где-то словосочетания "коммунарская методика", "коммунарское движение" и тому подобные как объект авторского права?

Тепло костерка, чистоту родника,
скупое, нещадное время
и то, что не названо словом пока,
но властно над каждым и всеми...

Так допевают слет костровитяне. Для темы статьи я бы добавил еще строфу из другой песни Ланцберга.

Копейки - дни, надежда - хлеб
(жую - не лгу),
тревога - соль, горчица - боль
(ломаться - грех...).
На потном матовом стекле
черчу деньгу:
вот нарисую - буду жить
богаче всех!


P.S.

From: "Vladimir Lantsberg"
Date: Mon, 3 Jun 2002 23:46:20 +0400
Subject: коммунары разные

А я получил приглашение от "1-ое Сентября" на 29 июля - 5 августа в Финляндию, в кемпинг на берегу озера Ориламмен, на международное образовательное путешествие.

Всего за 100 евро (орграсходы), виза $23 и проживание с питанием 240 евро в неделю: сауна, экскурсия на старую бумажную фабрику "Verla", прогулка на катере, посещение винодельческой фермы, концерт ансамбля кантри, встреча с литераторами, заход в аква-парк "Сирена", автобусная экскурсия в г.Коувола, вернисаж дизайнеров и полиграфистов, концерт фортепианной музыки, рыбалка, обзор старой водонапорной башни, финский кофе, вечер авторской песни, еще 3-4 сауны и отъезд.

Да, конечно же, мастер-классы и лекции. Обещаны Курганов, Демакова, Сороков, Гусаковский.

Не поеду. Неинтересно все. Тем более что противно. Боюсь, что башня настоящая, а лекция про "понимание мира детства" придуманная.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  EndevER Tue 26-Aug-2003 16:48:37  
   г.Москва  

Быть может, гораздо эффективнее и рациональнее было бы сместить акцент анализа в ту плоскость, которую очень удачно высветил пост Хвара из Финляндии: влияние или степнень зависимости\независимости коммунарского движения от финансовых ресурсов ..
Впрочем...почему именно коммунарского ? На самом деле, в мире полным полно различного рода неформальных движенией,участники которых так же придерживаются совершенно естественных человеческих норм социального поведения ,но при этом просто не рахмахивают этим фактом как флагом и вобщем то, не особенно сильно на нем акцентируются ..Почему то мне кажется, что степень финансовой обеспеченности участников неформального движения некоим образом не влияет на конечный результат, поставленный этим движением..Сотни коммун на западе существуют не благодоря финансовой достаточности\избыточности
социумов, а благодоря реально существующей мотивации коей абсолютно не наблюдается увы, у
нас.В противном случае,подобного рода социальные образования с их мощными креативными лидерами уж согласитесь, нашли бы способ для локальной кристаллизации...



  EndevER Tue 26-Aug-2003 15:47:37  
   г.Москва  

Костры..Слеты,встречи...островки личной свободы для группы людей,коим близок и понятен определенный формат отношений между собой, у которых есть некое общее,схожее понимание каких то граней жизни и свой собственный ракурс, с которого можно (желательно не по-одиночке)увидеть не замеченный миллионами затюканых домохозяек восхитительный закат..Ну и что с того, что Большой Брат по природе своей глобален и его мимикрия проявляется в т.ч.и в виде подобных конференций за 600 уев??? Что в этом простите нового,заслужующего того, что бы на это явление тратили время и силы для его описания?? Если бы я лично не был знаком с Автором данной статьи-в пору бы было заподозрить оного в скрытой саморекламе Коммунарского движения..но, т.к. сие исключено, то мотивация написания данной статьи ( а равно как и ее функция) лично для меня остается весьма и весьма туманной...



  Хвар Mon 19-May-2003 07:03:49  
   Финляндия   

Года два назад я бы НЕ знал, что возразить Мише Кордонскому. Но за последние год-другой исколесил десятки западных коммун, пытаясь ответить себе на проклятый вопрос -ПОСТ-рыночные, то те сть прочные коммунарские
отношения могут ли вырасти из добровольной, принципиальной нищеты, материальной
убогости,
зарплаты в 23 доллара?
В Ауровиле сказали: нет, в Дамангуре сказали: нет, в Финдхорне:нет. Иногда добавляли, что хиппарство и настоящие коммуны НЕСОВМЕСТИМЫ и что те как-бы-коммунары, которые
советуют избегать рынка, никакой коммуны никогда не построят, что они - вольно или невовольно - являются провокаторами и путаниками, задерживая становление ПОСТ-рынка, когда УЖЕ не нужны деньги. Вот почему в России сегодня нет ни одной устойчивой коммуны, а на проклятом Западе их как минимум 42 тысячи.
Сократ мне друг, но истина дороже - так что приглашаю Кордонского на дуэль (перчатками). В Финляндию. С 1 по 9 августа. Ломаю голову не над тем, как облегчить и удешевить дорогу для восточных (украинских, в частности) бессеребренников, а как им дать подзаработать на то, чтобы они, как всякие нормальные западные комммунары, могли гордо и уверенно предвигаться по своей земле - по Ауровилю, Дамангуру, Финдхорну, Лебенсгартену, той же
Финляндии,
где уже 46 пост-рыночных точек.
...
Представляю себе также отчет со съезда Народной воли: мы учились не выбрасывать батарейки в костер и не топтать траву. Хотя, кто знает -может, Миша и прав -тогда я готов пасть в дуэли. Мой курс в Финляндии
будет называться
Искусство жить без денег. ХВАР



  эволюционер Tue 21-Jan-2003 14:44:35  
   норильск  

Оказывается, что я коммунар.
Спасибо за сведения о костре.
Постараюсь попасть на этот слёт.



  лис алька Tue 20-Aug-2002 05:55:13  
   сейчас - из киева  

я никакого-никакого отношения к коммунарам не имею...
то есть что это я?
отношение я как раз имею.
просто сам я не коммунар.
а про коммунаров я в комсомолке много лет назад читал. и про человека из туапсе - видимо, автора или уж по крайней мере друга автора вышеприведенного текста.
хорошо, что вы все есть.
хорошо, что вы - настоящие.
...надо же! кюковлев - коммунар!..
впрочем,я не говорю - вот уж бы не подумал ))))
пусть всемогущее время обращается с вами побережней.
если, конечно, оно меня услышит.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100