Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Елена Жигарева

Не очень оптимистические размышления на злобу...

Взрослые и дети

Критическая масса наших всеобщих грехов, явленных миру в виде оборванных, вонючих, "счастливых" от наглой беспредельной свободы "наших" детей, достигла-таки того уровня, при котором не замечать их - смертный грех. И вот: государственные лидеры, тележурналисты и некоторые отделения милиции (их особо по телевизору показывают) - прозрели. Все заговорили о беспризорно-безнадзорных детях, т.е. о детях, которых бросили взрослые. Причем этих детей бросили близкие взрослые - несчастные опустившиеся родители, их бросили взрослые, которые составляют нынче Российское общество, их бросили взрослые, которые создают государственную политику, в том числе и законы, в которых взрослые не отвечают за детей.

Но больше всего удивляет то, что в многочисленных репортажах, интервью, заявлениях, тематических программах не слышно ни одного педагога или психолога. То есть сейчас министр труда решит, как воспитателю N-ского детского дома работать с детьми, чтобы они не убегали? Или кто-то из участников дискуссии уверен, что, как только потоки денег польются в детские дома, все проблемы будут решены? Да, конечно, проблема социальная, экономическая и политическая, да, мнение о том, что детские дома финансируются хорошо (в школах на родительских собраниях учителя говорят родителям, что денег у школы нет, потому что все деньги отдают сиротам) - это не только миф, это откровенная ложь. Каждый второй детский дом живет в крайней нищете. Но мы, те, кто знает, отчего эти дети плачут, те, кто работает с этими детьми и понимает, на что делать ставку (я говорю о тех детях, чьих родителей уже не вернуть к полноценной жизни, но эти дети еще умеют плакать, они еще ждут помощи от нас, взрослых), так вот больше всего мы боимся, что нас никто не спросит, нам просто "спустят" некие очередные сказочные нормативы (на рождение которых были выделены столь же сказочные для нас деньги), потребуют отчитаться о проделанной работе и забудут на долгие десятилетия и о нас, и о наших детях. И опять весь тяжкий груз воспитания "государственных детей" ляжет на плечи престарелых воспитательниц, которые то ли "участвуют в педагогическом процессе" то ли борются с детьми, которых бросили все.

Общество и дети

Стереотип отношения соотечественников к сиротам, выраженный до недавнего времени в глубоких вздохах и страдании во взоре, сменился новым, совершенно безнравственным, на мой взгляд, отношением - сироты раздражают. Вернее, раздражают не сироты (до них моим соотечественникам по большому счету нет дела), раздражают продолжительные и однообразные разговоры о сиротах. Однако я понимаю своих соотечественников: меня тоже уже раздражает однообразие и безысходность этой темы. Хочется задать риторический вопрос к обществу: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? (Вот было бы интересно посмотреть на того, кто отнесет этот вопрос к себе...) Вообще крайне интересно, может ли как минимум прогрессивная часть общества (раньше ею была пресловутая интеллигенция, а кто выжил на сегодняшний день - тоже вопрос интересный) "делать погоду" во взаимоотношениях с молодым поколением или мои соотечественники готовы только "руководящие и направляющие" программы выполнять, да втихую набивать сундуки для наследников?

Государство и дети

Модная две недели назад на уровне правительства тема беспризорности исчерпана. Всё затихло, потекло как прежде, и тема перспектив работы с нашими сложными детьми зависла на уровне: "сметы можете писать какие угодно, а денег нет и не будет". Кто в правительстве отвечает за вопросы "детства", по-прежнему непонятно. Как правительство собирается использовать специалистов, компетентных в данной теме, и собирается ли вообще разговаривать с ними или вопросы детей "группы риска" опять будет решать только милиция?

Складывается ощущение, что чиновники от образования (зачастую включая и директоров школ) настолько поглощены великими свершениями на поприще образования, что им ну просто категорически не до детей...

Специалисты и дети

Они безмолвствуют...

Уровень подготовки психологической элиты (а таковая уже имеется в России) уже достоин уважения. Но элита зарабатывает деньги (я имею в виду проведение многочисленных коммерческих тренингов и семинаров) и упивается своей элитностью. К детям, нуждающимся в психологе или психотерапевте, это не имеет никакого отношения.

Вероятно, специалистам тоже не обойтись без помощи государства, потому что каким бы талантливым психологом ты ни был, а прожить на ставку 900 руб. все равно не сможешь.

Воспитатели и дети

Образ среднестатистического воспитателя детского дома сформирован достаточно прочно в сознании даже тех, кто никоим образом не имеет к этому никакого отношения. Он или божественно идеален (добрая, теплая, тихая, улыбчивая, может так естественно обнять и успокоить!), или...

Первый вариант остался, как мне кажется, только в старой литературе и кино.

Остановимся на втором.

Предпенсионного возраста (при чем заметьте, двадцать лет назад она была уже предпенсионного возраста - вот ужас-то!!!), активна не по возрасту, прямолинейна до идиотии, дисциплинированна, "хочет только хорошего", работает в детском доме, потому что любит детей. В общем, начнешь разбираться - даже не понятно, что же не так. А дело в том, что детям эта тетя совсем не интересна. Вернее для маленьких, дошколят, может быть и отличным воспитателем. А вот для тех, кто достигает возраста пополняющих категорию "детей группы риска" - источник раздражения, презрения и объект для насмешек и провокаций.

Это наиважнейший вопрос детских домов и интернатов - воспитатель. Нужно объявлять конкурсы на эту специальность. И главным критерием отбора должно быть обязательное условие: воспитателем может быть только женщина, для которой "ребенок, которому плохо - мой ребенок".

Непонятно, чем закончится "тема" беспризорников, якобы обозначенная как проблема государственная. А пока - чем глубже мы погружаемся в работу с этими детьми, чем отчетливее становится понимание возможностей помочь им, тем больше увеличивается горечь и отчаяние, потому что нам неоткуда ждать помощи, потому что работа с ними в этих условиях возможна только в том случае, если мы готовы совершить подвиг... Я пока не знаю, готовы ли мы совершить подвиг.

апрель 2002

Читайте также материал Елены Жигаревой "Чистая вода"


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в семиугольнике? (ответ словом)
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Эля Mon 15-Apr-2002 12:55:11  
   Самара  

Есть в нашем городе женщина по имени Наташа. Она - частный предприниматель;
а еще - подкармливает ежедневно беспризорников и ребят из трудных семей.. она не настолько богата, чтобы на свои деньги приобрести помещение под столовую.С большим трудом ей удалось зарегистрировать благотворительную организацию официально. Труднее всего было именно со статусом благотворительная. Недавно ей выделили земляной подвал под многоэтажкой... На большее ей рассчитывать, видимо, не придется, поскольку отцы города недавно отрапортовали в столицу, что беспризорности в Самаре нет.
А ежедневная очередь из мальчишек - это ж так, глюки...:(



  Жигарева Fri 05-Apr-2002 18:05:32  
     

Леша,спасибо за отклик.Речь о женщине-воспитателе идет по-стольку,по-скольку во всех известных мне упомянутых учреждениях работают женщины(однако наш лицей-интернат есть исключение,но мы вообще склонны считать своё учреждение необычным).Так вот в данном случае я веду речь о женщине-воспитателе именно по той причине, что ими становятся люди случайные,зачастую это вариант подработать перед пенсией,так как идет надбавка.Сейчас это люди, которые привыкли к месту работы.И никто из профессионалов никогда еще не занимался подготовкой именно воспитателей детей,которые остались без близких взрослых.Я не знаю,как это делать технически.Готова над этим думать.Моё заявление,возможно,эмоционально.Но считаю,что пора обсуждать,исследовать эту тему и помогатьпрофессионально
тем воспитателям,которые способны любить чужого ребенка.
Еще раз спасибо,
Елена.



  lesha Fri 05-Apr-2002 15:42:34  
     

Интересно. Предпоследний абзац - прот то что воспитателем должна быть женщина и главный критерий отбора тоже странный. Просто не из вредности а очень серьезно - как технически можно отобрать из нескольких претендентов человека по этому критерию? психотестом? а какие вопросы проверят именно этот
критерий?
С Уважением,
-- леша



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100