https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/22/16/2/1
Анна Тур 1.1. Введение в неформальную педагогикуДля того, чтоб говорить о неформальной педагогике, нужно определиться с главным вопросом: какое значение мы вкладываем в этот термин? Определение неформальной педагогики мы будим выводить отталкиваясь от определения формальной, то есть школьной, педагогики. Важно уточнить, что говорить мы будем не только о России в её современных границах, но и о России дореволюционной, и об СССР с союзными республиками. Правильнее говорить о педагогике СНГ, так как до сих пор она сохраняет характерные черты советской педагогики, не стремясь к кардинальным переменам в подходе к воспитанию и обучению. Педагогика (греч. paidagogike) — наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию личности человека; наука о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики, соответственно, выступают: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды1. Воспитание в марксистской педагогике СССР являлось центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию советского человека. В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты — формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое разделение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом). В чем же отличие «неформальной» педагогики от «формальной»? Отличие не столько в теоретической, сколько в практической стороне — уже Макаренко пишет о том, что труд исключают из школьной программы2, поскольку главным трудом детей считается учеба — критикуя этот подход. С.Л. Соловейчик и соавторы прямо говорят, что воспитание как таковое в школе не происходит — на него у педагогов просто нет времени3. О. С. Газман отмечает исключение творчества из советского воспитания: «Вся воспитательная работа — в стенах школы, сборы — продолжение уроков и по форме (все сидят за партами) и по содержанию («Волга — русская река», «пословицы и поговорки»). На пионерских сборах и комсомольских собраниях разбор нарушителей дисциплины и успеваемости. Высшее проявление коллективного творчества — художественная самодеятельность в виде выступления хора, исполнения монтажей, физкультурных упражнений. В коллективе ученическом, в комсомольской группе, в пионерском отряде — четкое разделение на начальство (актив, учителя, вожатые) и подчиненных им членов коллектива. Одни только выступают, другие только слушают, поэтому реальной была педагогика зрительного зала. Кое-где замечались тлеющие угольки тимуровской работы»4. Можно сделать вывод, что для педагогов СССР был очевиден разрыв между постулируемой и реальной деятельностью. И в школе, и во внешкольной педагогической работе господствовал формализм и авторитарность — вместо коллективной творческой деятельности. Под коллективом здесь подразумевается значение термина с точки зрения науки — группа с максимальной эффективностью внешней деятельности, с развитыми межличностными отношениями, со значительным опытом человеческого взаимодействия5. Неформальное педагогическое сообщество в таких условиях должно стремиться к созданию демократического коллектива (что пытались сделать до «коммунаров» «тимуровцы»). Р.В.Соколов выводит различие «школьной» и «социальной» педагогики в плоскость субъектно-объектных отношений. По его мнению, главное различие — это субъект педагогики. В первом случае это государство и господствующие в нём педагогические культуры, во втором особая субкультура — педагогические объединения и их лидеры6. Так же, он разграничивает педагогику социальную, понимая под ней официальную трактовку этого понятия официальными педагогами, и педагогику общественную. Под общественной педагогикой Р.В. Соколов понимает «практическую» педагогику самого общества, которая возникает стихийно, независимо от официальной. Из рецензии на диссертацию Р. В. Соколова, принадлежащую доктору педагогических наук Ю. П. Сокольникову: «Соколов не случайно настаивает на том, что разрабатываемое им направление социальной педагогики — это современная народная педагогика, та её часть, которая реализуется самим «населением» в современных условиях большого города». Такая трактовка не кажется полностью правильной: говоря о таких методиках, как «коммунарство» И. П. Иванова, нельзя говорить о народности. Это была долгая, кропотливая, целенаправленная работа педагога и его окружения, которая уже впоследствии была подхвачена и внедрена в жизнь обществом. Именно поэтому надо говорить не только о «неформальной педагогике», но и о «неформальных педагогах», подчеркивая этим решающее значение личности педагога. Кордонский тоже основывает свое определение на неформальном лидере — педагоге детской (подростковой, юношеской) неформальной группы7. Правда, есть у него и другое определение: «Пока группа (система) минимально зависит от воздействия извне, пока она сама вольна изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, пока она под давлением обстоятельств может легко рассыпаться и на новой базе собраться снова — ее можно, видимо, считать неформальной»8. Разумно обратится за более точной формулировкой к тем, кто создавал «неформальную педагогику»9. Они пишут об «опережающем воспитании», о создании нового человека. Особая заслуга И. П. Иванова как продолжателя Шацкого и Макаренко видится в том, что разработанная им теория и методика, которую теперь чаще всего называют «Педагогикой общей заботы», позволила воплотить макаренковскую идею «труда-заботы» в общественно-полезной деятельности учащихся. «Коммунарам» было присуще убеждение, что воспитание должно опережать жизнь в ее «наличном бытии». Сам Иванов называл свою методику «Отношением разумной опеки»10, противопоставляя авторитарному, чрезмерно опекаемому, и чрезмерно свободному воспитанию, как двум крайностям, ведущим к разным по своей полярности, но одинаковым по плачевности последствиям11. Неформальная педагогика провозглашает самовоспитание человека посредством коллектива, группового общения в процессе какого-то общего дела. У А. С. Макаренко это было воспитание посредством коллектива через труд. В случае с коммунарами это воспитание творческих способностей и альтруизма, осуществляемая в коллективе. У коммунарского коллектива должен быть лидер, обязательно яркий и харизматичный, но не обязательно взрослый. Неформальная педагогика — новый термин, ставший устойчивым в среде педагогов, работающих вне официальной системы образования и включающий в себя большое количество педагогических явлений и течений. ВыводыСуществующие определения «неформальной педагогики» можно классифицировать следующим образом, разделив их на четыре группы: 1. Социологические определения: 1.1. Внешкольная педагогика, в отличие от школьной; 1.2. Общественная педагогика, в отличие от государственной. 2. Социально-психологические определения: 2.1. Педагогика в группе, способной к самороспуску в любой момент, построенной на дружеских связях, в отличие от педагогики в формальной группе (школьный класс, кружок при Доме детского творчества); 2.2. Воспитание детей или подростков в группе с демократическим самоуправлением: вместо руководства, педагог такой группы выполняет вспомогательные функции (хозяйственный учёт и т.п.); 2.3. Воспитание в группе, руководимой гибким лидером: педагогом, не впадающим в авторитарный стиль. 3. Методологически-педагогические определения: 3.1. Воспитание детей или подростков через коллективный труд; 3.2. Воспитание в группе посредством заботы о ком-либо; 3.3. Воспитание коллективным участием в творчестве. 4. Культурно-ценностные определения: 4.1. Воспитание альтруизма, как личностного качества, у членов педагогической группы, с принятием существующих социальных отношений как данности; 4.2. Опережающее воспитание человека коммунистического будущего, «нового человека» (воспитание с чётким представлением о социальном идеале); 4.3. Воспитание альтруистов, поддержание существования такого типа человека в современном обществе (без представления об идеальном типе социального устройства). Социологические определения, затрагивая только внешний уровень явлений, не объясняют сущность «неформальной педагогики». В истории коммунарского движения неоднократно наблюдались переходы группы из статуса школьной во внешкольную, и обратно. Так же, нельзя чётко разделись народную и профессиональную педагогику: коммунарское движение началось с педагогического эксперимента, продолжившись работой энтузиастов. Социально-психологические определения точнее отражают сущность «неформальной педагогики», показывая её с точки зрения различных типов лидерства в группе, и характер самой педагогической группы, обязательно основанной на личной симпатии её членов. Но данные определения неполны, поскольку не дают представления о целях группового воспитания. Методологически-педагогические определения фиксируют внимание на частностях. Как показывает история коммунарского движения, одна и та же группа может менять свою специализацию, или сочетать творчество с заботой, труд с творчеством, и так далее. Конкретный педагогический метод здесь не является определяющим, он может изменяться, не затрагивая сущности «неформальной педагогики». Недостающие аспекты представлены в группе культурно-ценностных определений. Если отношение к существующему положению вещей может изменяться (от позитивного патриотизма скаутинга до радикальной позиции детских клубов социалистической направленности), то альтруизм, как главная ценность — которая воспитывается — остаётся неизменной. «Неформальную педагогику» можно достаточно полно определить только как социально-культурную деятельность, привносящую абстрактные ценности (альтруизм, бескорыстие) в ткань конкретных социальных действий (здесь — в деятельность педагогической группы). Поэтому, мы определяем «неформальную педагогику» как воспитательный процесс, осуществляемый неформальным лидером через коллективную работу возглавляемой им группы, целью которой является воспитание входящих в неё детей или подростков альтруистами. 1. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Педагогика/. Дата обращения: 2.09.11. 2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 1. М.: Педагогика, 1983. С 45-51. 3. Соловейчик С Л. Воспитание по Иванову. М.: Изд. Педагогика 1989. С. 32-40. 4. Газман О. С. «Учительская газета», 17 декабря 1987 года. «Коллективное творческое». 5. Кордонский М. Б., Кожаринов М. Ю. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008. С. 82. 6. Соколов Р. В. «В поисках настоящей педагогики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sokolovr.ru/soc-ped-mact.html. Дата обращения: 2.09.11. 7. Кордонский М. Б., Кожаринов М. Ю. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008. С. 11. 8. Кордонский М. Б., Ланцберг В. И. Технология группы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/12/12/28. Дата обращения: 2.09.11. 9. Ланцберг В. И. Что такое «неформальная педагогика»? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/12/12/26/1. Дата обращения: 2.09.11. 10. Иванов И. П. Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко // Ленинградская правда. — 1978. — 23 нояб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bib.html. Дата обращения: 2.09.11. 11. Иванов И. П., Титова Е. В. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/kontsep/konslo.html. Дата обращения: 2.09.11.
|