Введение

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: попытки осмысления >> Неформальная педагогика как социокультурное явление >> Введение >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/22/16/1


Анна Тур
Неформальная педагогика как социокультурное явление

Введение

Актуальность темы исследования. Неформальная педагогика, зародившись в начале ХХ века как движение скаутов, в 1950-ые годы приобрела форму «коммунарского движения», связанного с летними сменами в пионерском лагере «Орлёнок». Она пережила распад СССР, и продолжает развиваться в странах СНГ. Для понимания сущности этого явления как аспекта социально-культурной деятельности, необходимо исследовать лежащие в основе неформальной педагогики ценности. Очевидно, что они вышли за рамки советской идеологии — но в чём они заключаются, специальным образом не изучалось. Знание этих ценностей позволит увидеть направление усилий неформальных педагогов, понять сущность осуществляемого ими внешкольного воспитания.

Степень изученности проблемы. Неформальная педагогика изучалась в аспекте социальной практики, как конкретная деятельность по созданию кружков, клубов, туристических групп — но не в аспекте реализации культурных ценностей в социальном контексте. Однако, именно приобретение такими многозначными культурными ценностями, как «альтруизм», «творчество», «равенство» конкретного социального содержания, заключается специфика неформальной педагогики. Без воплощения в действительность значимых для педагогов ценностей клуб потерял бы смысл, перестал бы поддерживаться энтузиастами бесплатно, в свободное от работы время.

Сопоставления коммунарской методики с системой А.С.Макаренко можно встретить у Р.В.Соколова1. С педагогической практикой разночинцев-народников XIX века, рассмотренных в этой работе, неформальная педагогика раньше не сравнивалась.

Начало изучению неформальных педагогических движений было положено еще в дореволюционной России. Традицию скаутов в начале XX века представляли И. Н. Жуков2, В. С. Преображенский и В. А. Попов3.

Революция в России привела, первоначально, к пересмотру воспитательного процесса в пользу самоуправления и социального творчества учащихся, фундаментального для педагогических концепций В. А. Луначарского4, С. Т. Шацкого5, В. Н. Сороки-Россинского6, В. Н. Шульгина7, А. С. Макаренко8, В. Н. Терского9. Опыт советской педагогики 1920-х годов в организации клубов изучали К. И. Львов и А. Ф. Родин10. Движение тимуровцев 1950-х, предшествовавшее коммунарскому движению, исследовалось В. Н. Татаровой11.

Проблемы коммунарского воспитания стали предметом научных исследований, выполненных основоположником коммунарской методики И. П. Ивановым12 и первыми «коммунарами». Воспитание нравственных идеалов у коммунаров изучали М. Г. Казакина13, Н. Н. Ильина14. Коммунарство как социально-педагогическое явление исследовали О. С. Газман15, А. В. Мудрик16, С. Л. Соловейчик17; коммунарскую методику — О. С. Газман и В. Ф. Матвеев18, С. Д. Поляков19, С. А. Шмаков20, О. В. Лишин21, В. И. Максакова22, Н. П. Царёва23. «Заботу о людях» как центральную категорию коммунарского воспитания рассматривали в своих трудах И. П. Иванов, и систематизировавшая его концепцию Е. В. Титова24, «готовность к труду» изучала М. Д. Гермогенова25.

Теоретическим осмыслением социально-педагогических технологий коммунарского движения после распада СССР занимаются Р. В. Соколов26, М. Б. Кордонский и М. Ю. Кожаринов27.

Гипотеза исследования. Неформальная педагогика подчинена цели воплощения в конкретной социальной деятельности (как минимум, в работе клуба) культурных ценностей, не сводящихся к идеологии советской эпохи. Эти ценности можно обнаружить в работе любого неформально-педагогического клуба, идейно связанного с коммунарским движением.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является феномен неформальной педагогики. Предметом исследования является отражение правил и принципов неформальной педагогики в процессе социально-культурной деятельности.

Цель исследования является выявление основных ценностей и конечных целей неформальной педагогики как одного их видов социально-культурной деятельности.

Данная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:

  • рассмотреть педагогическую деятельность народников, отдалённых исторических предшественников коммунарского движения;
  • выявить общие черты педагогической деятельности народников и современной неформальной педагогики;
  • объяснить жизнеспособность неформальной педагогики в современной России.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования является концепция социально-культурной деятельности. Методы исследования: сравнительный и исторический.

Источниковую базу исследования составили сайты педагогической тематики в Интернет, в первую очередь ресурс, посвящённый неформальной педагогике www.altruism.ru, монографии исследователей и представителей движения, опубликованные в СССР и странах СНГ, статьи в периодических журналах педагогической тематики, затрагивающие проблемы коммунарского движения.



1.  Соколов Р. Судьба коммунарства. // Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://setilab.ru/modules/article/view.article.php/176 Дата обращения: 2.09.11.

2.  Жуков И.Н. Искусство скаута-разведчика. Предисловие к 4-му изданию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orur44.narod.ru/metod/Scouting_For_Boys/sfb_1918_4ru.htm#foreword Дата обращения: 2.09.11.

3.  Преображенский В. С., Попов В. А. Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодёжи по системе «скаутинг» сэра Роберта Бадин-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. Предисловие. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svtvasilkineshemskiy.narod.ru/predislovie.html. Дата обращения: 2.09.11.

4.  Луначарский. А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР,. 1958. С. 445.

5.  Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. // Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. Том. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 295-451.

6.  Сорока-Россинский В. Н. Путь русской национальной школы // Сорока-Россинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991. C. 123-132.

7.  Шульгин В. Н. Педагогика переходной эпохи // На путях к новой школе. 1927. №9. С. 5-15.

8.  Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // А. С. Макаренко. М., Педагогика, 1984 C. 45-47.

9.  Терский В. Н. Вожатый, ты - педагог! 3-е изд., испр. и доп. М., Мол. гвардия, 1984. С. 28-43.

10.  Львов К. И., Родин А. Ф. Клубная работа в школе. М., ГИЗ. 1926. С. 33-39.

11.  Татарова В. Н. Второе пришествие Тимура / В. Н. Татарова // Ступени, 1990. № 10.

12.  Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://upr.1september.ru/1999/upr41.htm. Дата обращения: 2.09.11.

13.  Казакина М. Г. Образ жизни — коммуна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibkazobr.html. Дата обращения: 2.09.11.

14.  Ильина Н. Н. Педагогический анализ воспитательных возможностей коммунарского движения на материале юношеских объединений Петрозаводска. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ленинград, 1991 (на правах рукописи).

15.  Газман О. С. Коллективное творческое. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibgazkol.html. Дата обращения: 2.09.11.

16.  Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., Academa, 2005. C. 87-118.

17.  Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., Первое сентября, 2000. С. 50-123.

18.  Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. М., Педагогика, 1982.

19.  Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. / Сетевые исследовательские лаборатории "Школа для всех" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234/p25. Дата обращения: 27.09.11.

20.  Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М, ЦГЛ, 2005. С. 3-45.

21.  Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., ИКЦ «Академкнига», 2003. С. 205-240.

22.  Максакова В. И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4/9. Дата обращения: 2.09.11.

23.  Царёва Н. П. Сущность и эффективность коммунарской методики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/7/2. Дата обращения: 6.10.11.

24.  Титова Е. В., Иванов И. П. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/kontsep/konslo.html. Дата обращения: 2.09.11.

25.  Гермогенова М. Д. Формирование коллектива в лагере труда и отдыха школьников. Якутск: книжное изд., 1963.

26.  Соколов Р. В. Судьба коммунарства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/14/11. Дата обращения: 2.09.11.

27.  Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. М., Net2Net, 2008.





Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования