Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.


Александр Михайлович ЛОБОК

Екатеринбург,
по образованию философ, основная его работа - руководство Экспериментальной лабораторией вероятностного образования в гимназии ╧94 г. Екатеринбурга ("Вероятностное образование как основа формирования детской субъективности, нового учебного содержания и особого уклада школьной жизни"). Ученый-энциклопедист: прекрасно разбирается в истории, философии, педагогике, литературе, искусстве, блестящий филолог, хорошо знает математику, физику.
Автор книг "Подсознательный Маркс", "Антропология мифа", "Другая математика".

Вероятностное образование: это "попытка образования, которое ни на что не походит. И не подходит ни под одну схему, которую можно придумать заранее. Пространство жизни, пространство философии, пространство понимания. Сорок учащихся, растущих вместе с лабораторией (вот уже десять лет). И множество разных людей, заглядывающих в гости, и иногда - остающихся насовсем. Иногда это - педагоги, иногда - студенты, иногда - вообще непонятно кто. Но всегда - люди, которые находят в этом пространстве часть себя. Кажется - в Екатеринбурге."

(цитата с сайта лаборатории вероятностного образования www.veol.ru.)

Избыточность как минимальное условие вероятности

Организация культурно-информационной среды (КИС) в школе Вероятностного образования

С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.

Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.

Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае - это специально подобранная, организованная избыточность.

Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образование как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.

По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.

БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

1   Это библиотека, включающая в себя

    множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. "Смыслонесущий" характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется "шлейф" эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.

Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды - важная образовательная деятельность в пространстве "Вероятностное образование" (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).

Предметная среда "Вероятностное образование" нарастает стихийно - пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора - есть множество "авторов", привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.

Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды - важный образовательный проект.

 

2   Это библиотека, включающая в себя

    множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) - архивов на бумажных (учебные листы - метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.

Прежде всего - это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса - своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.

Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)

 

3   Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио-носителях - постоянно расширяющаяся модель "большой" культуры. Что из этого следует?

  • Библиотека Вероятностного образопования всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна. Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение и вкус.
  • Библиотека формируется не как нечто единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей - на один или несколько классов.
  • Каждый модуль находится в открытом доступе.
  • Библиотечное пространство каждого модуля (модель каталога), набор книг, способы их размещения в пространстве модуля - все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей траектории и имеет свой, персонализованный каталог.
  • Кроме того, происходит каталогизация всей библиотеки как совокупности модулей.
  • Деятельность каталогизации, упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле - важнейшая образовательная деятельность.
  • Важнейшая образовательная программа - программа исследовательских путешествий в "чужих" модулях.
  • Принципиально важно, что модули носят не тематический характер.
  • Педагог-организатор КИС "Вероятностное образование" (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в деятельность рефлексии по этому поводу.
  • По мере образования новых библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения диалога между модулями, возможность "кроссмодульных" и "трансмодульных" путешествий.

МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а также диалог авторских маркировочных систем.

Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС - это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.

Элементы базовой маркировки:

1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка

2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)

3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? - понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно также, что это вполне исследовательский проект.

4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные "библиотеки в библиотеке")

5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного "маркерного проекта"

6. Индивидуальные аннотации - на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.

7. Коллективные рейтинги элементов КИС

8. Экспертиза аннотаций и рейтингов

 

Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.

Право экспертизы делегируется лишь представителям "взрослого" мира.

Электронный путеводитель

Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а также создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.

Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).

На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться "членом" множества личных виртуальных библиотек.

Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности - в открытом библиотечном доступе.

Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных "образовательных событий" для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.

ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА

Быть педагогом Вероятностного образования - это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном педагогическом сообществе. Педагогу Вероятностного образования необходимо уметь организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном пространстве.

В первом случае он ориентирован на формирование новой образовательной предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей этой среде взросло-детской деятельности) в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту деятельность как целостную общеобразовательную - ведь работа с неким достаточно обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством - это и есть по сути "общее образование".

Таким образом, педагог Вероятностного образования может существовать в нескольких ипостасях:

  • внутри предметно-урочного содержания, "взрывая" его течение теми или иными вероятностными ходами (и простраивая возможность вероятностного диалога со стандартным учебным содержанием)
  • за пределами предметно-урочного содержания, моделируя и описывая те или иные открытые образовательные среды, создаваемые во взаимодействии и в диалоге с ребенком.
При этом педагог-организатор культурно-информационной среды - это не "вспомогательный персонал", а педагог непосредственно, поскольку организация и упорядочение (непрерывное) культурно-информационной среды есть мощный образовательный процесс. Педагогу, берущемуся за такую роль, нужно быть готовым, по крайней мере, к следующему:

  • к проектной работе по упорядочиванию хаотически расползающейся деятельности (проблема каталогизации и упорядочения образовательной деятельности вероятностного типа); к систематизирующей работе с дневниками образовательной деятельности, с меточными листами и т.д.
  • к необходимости видеть в систематизации и каталогизации разрастающейся культурно-информационной среды (сначала - чужой, затем - своей) образовательный проект. Этот проект осуществляется как совместная детско-взрослая деятельность и выступает как форма образования для детей и форма педобразования (и просто образования) для взрослых;
  • к парадоксализующей работе с учебниками: к технологии превращения стандартизованных учебников в вероятностные модели;
  • к формированию психологического доверия к своей интуиции;
  • к ценности "ошибочного" (работа на доверие к своей ошибке);
  • к особой логике этапов образовательного процесса: провокация - работа с откликами - движение по вероятностной траектории - простраивание целостности post festum (рефлексия и теоретический анализ);
  • а также обладать достаточной психологической защитой.-




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в семиугольнике? (ответ словом)
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Est Tue 22-Nov-2005 15:45:12  
     

Сайт есть:
http://www.lvolab.msk.ru/lvo/index.php



  рижанин Sun 10-Jul-2005 01:51:03  
   Латвия  

А то не открывается
цитата с сайта лаборатории вероятностного образования www.veol.ru.)



  rizhanin Sun 10-Jul-2005 01:45:58  
   Riga  

Любопытно, а сайт есть у Александра ?



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100