Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Евгения ЖУКОВА, С.-Петербург

студентка Санкт-Петербургского Государственного университета ЛЭТИ
хобби: "Нет на свете того, чего бы я не любила! Пишу стихи, общаюсь с людьми, хожу в походы, слушаю песни бардов..."

"Поучать, развлекая"

Всё больше театров задумываются над проблемой привлечения на спектакли подростков. Но что заставит привыкших отдыхать со вкусом тинэйджеров отказаться от пусть порою глупых либо злых, но весёлых "шалостей" в пользу посещения театра, где всё подчинено каким то правилам, где нельзя громко смеяться, шелестеть бумажками, обсуждать актёров, а лишь следует притвориться паиньками и сидеть по-солдатски смирно, пока не покинешь стен этого величественного здания?

Очевидно, что единого рецепта идеального спектакля для подростков нет, да и быть не может. Есть много вариантов. Каждый, кто помнит себя подростком, знает, какой именно театр он любил. Лично я терпеть не могла ТЮЗовские спектакли, предпочитая БДТ с его абсолютно недетским репертуаром. Может, и для нынешних подростков не надо изобретать ничего специального? Ведь лицам до шестнадцати ужасно хочется поскорее почувствовать себя взрослыми.

С другой стороны, согласно проведённому мной анкетированию в школе ? 106 г. Санкт-Петербурга в 7, 8 и 11 классах, среди опрошенных 115 человек лишь 30 человек назвали среди посещаемых театров БДТ. Было названо огромное количество театров, чаще всего среди названий встречались: Театр Сатиры на Васильевском - 30 человек, Театр Комедии - 15 человек, Театр имени Ленсовета - 13 человек, также были упомянуты такие театры, как Александринский, Молодёжный театр, Балтийский дом. Практически не упоминаются театры оперы или балета.

Где же нужно искать корни подобных результатов, чем БДТ, Мариинский театр, Малый драматический так непривлекательны для подростков? Кто-то скажет, что цена билета высока не только для тинэйджера, но даже для большинства взрослых. Кто-то станет утверждать, что причина просто в репертуаре. Ведь не секрет, что сегодняшние "дети" вырастают, видя вокруг себя грязь, нищету, воровство, страдания, зачастую живут в одной квартире, в одном подъезде с алкоголиками и наркоманами. Так что если и пойдёт такой человек в театр, то уж наверняка не для того, чтобы в очередной раз переживать бездну отчаянья, чтобы видеть на сцене то, чего уже насмотрелся дома! Хочется просто отдохнуть, расслабиться, забыться. А для того, чтобы пойти на серьёзный спектакль, надо быть очень хорошо подготовленным к этой порой нелёгкой схватке, в которой нужно иметь огромное количество терпения, напрячь все свои силы и внимать актёрам, работать вместе с ними. Ведь иначе нельзя проникнутся духом спектакля, нельзя увидеть в актёрах реальных персонажей, невозможно сопереживать и, следовательно, воспринимать театр не столько как отдых, сколько как место духовного роста.

Опять же, обратимся к статистике. Из опрошенных - 40 человек считают театр местом духовного роста, а 65 говорят о том, что театральные зрелища предназначены для отдыха.

Вот и получается, что в поисках развлечений и отдыха отроки направляют свои стопы отнюдь не в театр, в котором мелькает то образ житейских перипетий, от которых хочется убежать, то образ школьного урока с учительницей, которая всегда права и знает, как надо.

Больше всего меня удивляет то, как режиссёры усердствуют в своих попытках запугать подростков какой либо сложной ситуацией! Даже Бертольд Брехт, к последователям которого, видимо, относят себя авторы нравоучительных спектаклей, не одобрил бы столь примитивного воздействия на публику. У него был лозунг: "Поучать, развлекая", он призывал нравоучительные идеи прикрывать яркой театральностью, а не выставлять напоказ. И это не от недоверия к интеллектуальным возможностям публики. Просто театр должен отличаться от школы, особенно от школы сегодняшней, и без того нагружающей ребят. Вряд ли они, отправляясь в театр, хотят попасть "на вторую смену".

Неужели же, при всех сегодняшних возможностях, театр не может найти такую форму, когда спектакль не смотрелся бы занудно и поучительно, а мог бы действительно волновать и затрагивать души? Оказывается - может.

Совсем недавно в театре Ленсовета я видела оперу для драматического театра "Владимирская площадь" (музыка Александра Журбина, автор пьесы Вячеслав Вербин, режиссёр-постановщик Владислав Пази) по мотивам произведения Достоевского "Униженные и оскорблённые". Можете вы себе представить, чтобы подобный роман был преподнесён так, чтобы посмотрев это произведение на сцене, вы вышли не с тяжёлым чувством обречённости и безысходности, а до глубины души потрясённые спектаклем, но всё же помимо грусти испытывая истинное наслаждение от игры и вокального мастерства актёров, от постановки, от тонкого юмора, который скрашивает многие трагические моменты. Вот вам, пожалуйста, классическое, трагическое произведение, которое главному режиссёру удалось поставить прямо по уже упоминавшейся формуле Брехта!

Невозможно заставить всех, кто не ходит в театр, срочно бросить свои дела и бежать навстречу Мельпомене, но если хотя бы один "нетеатральный" человек, благодаря стараниям театра придёт на спектакль, а, уходя, вздохнёт полной грудью, оглянётся, посмотрит на нас светлым взором, и скажет: "Не понимаю, как я жил до сих пор", это уже можно будет назвать победой! Остаётся только пожелать театрам не бояться экспериментировать и радовать нас всё новыми и новыми фантастическими постановками!

 



Граффити по поводу:

"Подростки в театры ходят редко. Потому что это "не прикольно". Или потому что их туда гоняют толпами, как овец на водопой, учителя литературы, отчаявшиеся заставить своих питомцев складывать буквы в слова - пусть на сцене посмотрят, может, хоть что запомнят. Таким образом, было погублено немало великолепных спектаклей петербургской сцены - подозреваю, что не только петербургской. Или же подростки не ходят в театр, потому что им безумно скучно смотреть, как бормочут что-то унылые дяди и тети в потрепанных костюмах. Или потому, что культурного, жизненного и эмоционального опыта еще попросту не хватает для восприятия того мира, который предлагает им театр...

Не только наш, отечественный, зарубежный театр даже еще больше увлекается поисками решения этой проблемы, - надо искать интересующие подрастающее поколение темы, подбирать соответствующие сюжеты и использовать актуальные средства выразительности. А дальше все зависит от театральных традиций страны. Запад предпочитает концентрировать внимание на проблематике и спецэффектах. Россия и страны, театральная жизнь которых складывается по канонам российской школы, больше уходят в сферы чистого духа. Запад преимущественно бьет на социальные проблемы. Восток старается разговаривать о вечном. Российские театры больших и маленьких вовлекают в жизнь души, в беседы о добре и зле. Запад очень озабочен проблемами ранних беременностей, преступности среди малолетних и широко распространяющейся наркомании."






Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100