Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

 Еще 10 лет назад экзотическое словосочетание "вальдорфская педагогика" мало что говорило нашим соотечественникам. Возникнув как инициатива небольшой группы энтузиастов, за эти 10 лет она выросла в сеть, объединившую в своих рядах уже сотни педагогов, прошедших специальную подготовку. Успех этого начинания во многом определен способом взаимодействия и управленческим принципом коллегиальности, устойчивым к различным катаклизмам (как правило, сопутствующим всякому инновационному педагогическому направлению). О том, как этот механизм работает в разного масштаба вальдорфских сообществах - подборка статей на этих страницах.

Светлана Экс (Киев) и другие

(несколько статей разных авторов под общим заголовком)

 

Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно

 

Светлана ЭКС

Киев

Международное движение

Страна, в которой есть несколько вальдорфских детских садов, автоматически становится членом Международного объединения вальдорфских детских садов. Одной из основных его задач является развитие и поддержка семинаров для воспитателей. Объединение помогает не только организовать семинары в разных странах мира, но и создавать для них всю необходимую базу и инфраструктуру. На протяжении последних десяти лет эта сфера деятельности значительно расширилась за счет активности стран Восточной Европы, где возникает все больше семинаров для вальдорфских педагогов. Теперь они появляются и в Африке, и в Азии. В целом в 23 странах мира сегодня насчитывается 51 семинар для воспитателей. Возможно, не стоит говорить про то важное значение, которое имеют эти учебные заведения не только для вальдорфского движения, но и для самой страны и ее культурной среды. Они собирают вокруг себя не только педагогов, но и других представителей интеллигенции, ученых.

Поддержка обучения взрослых - лишь одна из задач Международного объединения. Другая цель - налаживание регулярного сотрудничества воспитателей и участников семинаров и конференций. Такая сосредоточенность содействует созданию новых творческих инициатив.

Еще одна задача Объединения - проведение ежегодных конференций в разных странах. Все это дает возможность не только познакомиться с представителями других культур, но и лучше понять самих себя.


Татьяна Яковлева

Санкт-Петербург

Конференция садовниц

По мере того, как в России возникали детские сады, воплощающие в жизнь вадьдорфскую педагогику, росло и желание воспитателей вместе обсуждать возникающие трудности, делиться радостями и победами. И вот в 1994 году в Москве встретились первые 10 детских садов, получившие название "вальдорфские". Здесь были воспитатели Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Рязани. Эта встреча положила начало ежегодным российским конференциям садовниц.

По традиции они проходят в начале ноября в разных городах России. "Содружество воспитателей вальдорфских детских садов" оформилось в 1998 году и взяло на себя задачу объединить воспитателей.

На ноябрьских конференциях Содружества помимо лекций, круглых столов и мастер-классов, вечера посвящены рассказам о детских садах. Удивительно, что часто в процессе становления детские сады сталкиваются со схожими проблемами и трудностями, а значит, во многом могут друг другу помочь. Пять дней плодотворной работы позволяют и обсудить множество вопросов, и поработать над своим голосом, движением и т.д., а самое главное, получить новые импульсы. Этот ежегодный курс повышения квалификации стал важной частью педагогического пути каждого воспитателя. Всем известно, что "вариться в собственном соку" не всегда полезно, а такие встречи позволяют быть в курсе событий в педагогическом мире, дарят множество радости и сил.

Разновозрастная вальдорфская группа учит детей сотрудничеству, умению договориться друг с другом, иногда уступить, иногда отстоять себя, и их воспитательница - это живой пример современного активного человека, воплощающего идеи сотрудничества в своей жизни на каждом шагу.


 

Ирина Петрова

Санкт-Петербург

Городская коллегия

В Санкт-Петербурге четыре года существует городская коллегия вальдорфских садов, где ставятся исследовательские задачи на год, рассматриваются проблемы, связанные с организацией работы родительского семинара, разбираются методические вопросы. Любой из работающих вальдорфских педагогов может участвовать в ее работе. В сентябре инициативной группой составляется план работы на год, в котором определен ритм работы и обозначены темы заседаний, этот план объявляется на ежегодной Конференции всем членам Содружества.

Есть круг людей, которые регулярно участвуют в работе коллегии, они приходят практически на каждое заседание и заинтересованы во всем, что касается развития вальдорфского движения на уровне города. Есть те, кто приходит на заседание коллегии для участия в обсуждении заинтересовавшей его темы или своей проблемы, получить помощь в решении каких-то конкретных вопросов.

В коллегиальности заключен огромный ресурс для развития и становления вальдорфской инициативы, поскольку таким образом воспитывается ответственность каждого за общее дело. Но работа эта не простая, это всегда очень нелегко - прийти к какому-то общему мнению. Одно дело, когда за столом собирается 3 человека и совсем другое - когда их собирается 10-15, а то и больше - и нужно прийти к полному согласию. Но хочу сказать, что для педагогов эта работа воспринимается не как обуза, а как дополнительная возможность научиться слушать и понимать точку зрения другого, аргументированно высказываться, это возможность повысить свой профессиональный уровень.


 

Светлана Варнавская

Санкт-Петербург

Коллегия одного сада

Что же это за форма работы - коллегия - и что она дает? Это когда:

  • можешь пережить радость взаимодействия;
  • чувствуешь опору и поддержку других;
  • знаешь, что любой вопрос можешь принести в круг и получишь помощь;
  • научаешься слушать и слышать другого, узнаешь и ценишь его больше;
  • понимаешь, что в любом вопросе можно прийти к соглашению;
  • научаешься доверию;
  • научаешься говорить на одном языке друг с другом;
  • можешь принимать наиболее правильные и взвешенные решения, т.к. каждый знает тонкости и взаимосвязи поставленного вопроса; да к тому же всегда "одна голова хорошо, а две лучше";
  • научаешься видеть, что нет дел больших и маленьких, более или менее значимых, а есть разные дела, от выполнения которых зависит целое;
  • научаешься брать ответственность на себя; работаешь иначе, когда чувствуешь собственную ответственность за маленькое дело, которое делаешь сам и за дело в целом;
  • увереннее и ответственнее чувствуешь себя, когда владеешь финансовыми, административными, правовыми и другими вопросами детского сада, в котором работаешь;
  • чувствуешь единомышленников, которых объединяют общие принципы, взгляды на поставленную задачу;
  • во много раз повышается сплоченность коллектива, а чем более сплочен коллектив, тем лучше выполняется задача, которая объединила людей;
  • образуется новый орган чувствования - социальная чуткость, когда каждому даются наилучшие возможности для развития собственного творческого потенциала, и наиболее гармоничного проявления себя в мире;
  • чувствуешь, что в твоей Душе образуется вся община, а в общине живет и действует сила твоей Души.

 

Наталья Токранова

Казань

Совместная коллегия школы и детского сада

В вальдорфскую школы N 164, поступает большинство наших выпускников. Обсуждение их развития наших бывших выпускников происходит на совместных коллегиях педагогов школы и воспитателей детского сада, которые проходят раз в четверть. Кроме того, на этих коллегиях мы углубляем наши знания о вальдорфской педагогике, планируем работу школы и сада и занимаемся многими другими вопросами. На первой в учебном году совместной коллегии рассматриваем и утверждаем кандидатуру учителя будущего первого класса - с этого начинается большая работа по подготовке выпускников детского сада к школе.

Далее воспитатели организуют встречу учителя и родителей будущих первоклассников. А с февраля-марта начинаются еженедельные подготовительные занятия для наших выпускников и их родителей. Дети на занятиях получают представление о тех предметах, которые им предстоит изучать в школе. Хотя эти уроки носят занимательный характер, ребятам уже предъявляются определенные требования - они должны, например, внимательно слушать или некоторое время выполнять какое-либо задание. Таким образом, к первому сентября учитель уже хорошо знает часть своих учеников, знаком с их родителями.

В апреле-мае наши будущие выпускники по договоренности с коллегией школы приходят в первый класс на пробный урок, который учитель выстраивает в соответствии с возможностями дошкольников. Конечно, этот урок производит на детей огромное впечатление. Цель данного мероприятия - положительная мотивация дошкольников к учебе.

В мае в вальдорфской школе начинает работать комиссия по набору детей в первый класс. Воспитатели детского сада принимают участие в ее работе и дают подробную информацию о своих выпускниках.

В конце учебного года на совместной коллегии детского сада и школы учителя первого класса рассказывают о выпускниках детского сада. Обычно отмечают, что наши воспитанники быстро адаптируются в школе, имеют огромное желание учиться, обладают способностями к искусствам, отличаются умением концентрироваться.

Кроме того, информацию о наших бывших питомцах мы получаем на ежегодной традиционной встрече воспитателей детского сада и родителей, бывших выпускников, которая обычно проходит в апреле. В свободной и теплой атмосфере за круглым столом родители рассказывают о своих детях, об их успехах и трудностях, о том, как они растут и меняются.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Шамиль Sun 12-Apr-2009 17:49:32  
   Казань  

Наш сын ходит в вальдорфский детский сад www.waldorfkazan.ru . Мы очень довольны. Воспитатели не только присматривают за детьми, но и занимаются их воспитанием. Для родителей проводятся лекции и семинары по основам педагогики. Скоро нам будет пора определиться со школой. Рассматриваем вариант вальдорфского класса www.waldorfklass.narod.ru
. Надо отметить, что вальдорфская школа предназначена для тех семей, где родители активно участвуют в воспитании своих детей. Именно для тех, кто отдает в школу не по обязанности перед законом, а по желанию дать ребенку самое лучшее.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100