Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Владимир Круглов. Застывшее время. Документальная повесть

Первая смена. Открытие

Всем объявляю благодарность, прежде всего, восхищаюсь собой, умелой режиссурой.

Б. П. Жидков

Напуганные такими странными слухами, доносившимися до нас по телефону и не только, мы решили съездить в гости. Тем более, что и повод вроде как был — открытие первой смены, которое должно было состояться на третий день. Мы — это я, ваш покорный слуга, Роза Назифовна — еще один руководитель программы и наш главный начальник Людмила Ивановна.

Стоял ясный июньский день, было в меру прохладно и в меру жарко, мы все погрузились в машину Людмилы Ивановны и отправились в путь. По предварительной информации открытие лагеря планировалось примерно на четыре часа и мы не торопились.

Неспешно миновав Солнечногороск, мы приобрели в придорожной корчме два торта и шоколадки, чтобы порадовать вожатых, и наконец-то уперлись в черные железные ворота с надписью «Добро пожаловать». Бдительные охранники опять же тщательно переписали наши паспортные данные, и мы оказались в лагере.

Солнышко на асфальте все так же подмигивало из-под кудрявых бровей, дети мельтешили повсюду, мы слегка обалдели от всей этой суеты, но тут выяснилось, что программа открытия такова: сначала торжественная линейка, потом концерт, а потом веселые старты.

Мы успели обнять Светлану Анатольевну, и тут раздался горн, возвещающий о начале линейки.

Кстати о горнах. Я уже рассказывал вам, что в лагере есть радио. Так вот, рядом с радио есть специальный компьютер, который точно по графику запускал звучание горнов, самых что ни на есть пионерских — помните «бери ложку, бери хлеб...» ну и так далее. Я, верный своей пионерской сущности порадовался, но немного удивился, а вот дети похоже привыкли и не заморачивались на сей счет.

Так вот прозвучал горн и на площадке перед входом (на местом языке, как впоследствии выяснилось, это называлось — на солнышке) стали собираться отряды. Причем они строились как-то довольно странно, и лишь спустя некоторое время я понял скрытый смысл их действий — они собирались выходить на линейку строем.

На крыльце, меж тем, появилась странная группа в лице полноватой, густо напомаженной тетеньки с огромным барабаном, который она положила на табуретку и трех мальчиков кавказской внешности с духовыми инструментами. Повинуясь сигналу директора, из висящего над крыльцом репродуктора донесся какой-то марш, а дети стали подыгрывать ему.

Правда в силу ветхости репродуктора слышно его почти не было, слышно было только детей, да тетеньку, которая в редкие моменты отбивала им ритм на лежащем перед ней на табуретке барабане.

Под этот замечательный аккомпанемент отряды нестройными колоннами вползли на линейку и застыли позади своих вожатых в желтых футболках нашего института. Директор громко скомандовал: «Равняйсь...Смирно!» и линейка застыла в ожидании.

Скажу вам честно, я за то, чтобы дети занимались строевой подготовкой. Опыт кадетских корпусов, да и многих других заведений, где строевая подготовка — неотъемлемая часть убеждает в том, что строевая подготовка учит четкости, красоте движений, выправке, осанке — всему тому, что современным подросткам явно не хватает.

Но как могут выйти строем на линейку дети, которые до этого никогда в жизни строем не ходили — можете себе представить. Разве что в школе на физкультуре, но не мне вам рассказывать как учат на физкультуре ходить строем. Я лично, прежде чем горячо любимый мной детский коллектив начал занимать первые места по строевой подготовке в общемосковском конкурсе «Гайдаровская поверка» тратил не меньше полутора месяцев, чтобы на ребят хотя бы было приятно смотреть со стороны.

Дальше стало еще хуже. Стали сдавать рапорта. У меня сложилось впечатление что дети во-первых учили текст за несколько минут до линейки, а во-вторых — и самое главное — что они совершенно не понимают зачем они это делают. И что самое забавное — у каждого из так называемых командиров отрядов (ни разу не видел чем или кем они там командовали) видимо было свое представление о том как надо сдавать рапорт. Только этим можно было объяснить то, что кто-то из них подойдя к старшей вожатой о чем-то с ней интимно перешептывался около минуты и можно было только догадываться о чем они разговаривают. Кто-то печатая шаг с гордо поднятой головой останавливался за пять метров до старшей вожатой и лихорадочно выпаливал в воздух все что он успел запомнить, видимо боясь забыть. Ну и так далее.

После рапортов стали выносить флаг лагеря. Тут мое избалованное победами в смотрах строя сознание не выдержало. Четыре ребенка одетые кто во что горазд (джинсы, рваные футболки...) медленно плелись вдоль строя и гроб в их руках смотрелся бы точно уместнее чем флаг.

Потом начали произносить названия и девизы отрядов. Скажу честно — услышал я лишь один девиз — самого младшего отряда — они были еще без комплексов и кричали во всю силу своих юных легких. Остальные были трудноразбираемы и непонятны, все, кроме, пожалуй, еще названия и девиза первого отряда. «Утром не разбудишь, ночью не найдешь — вот так отдыхает наша молодежь». Впоследствии будущее показало, что своему девизу они соответствовали на все сто процентов. Как вы лодку назовете...

После линейки (все ушли длинным строем — этаким червяком — под неизменный хрипящий репродуктор и трубачей) состоялся концерт.

В уже знакомом нам актовом зале сцена была залита огнями софитов и когда почтенная публика уселась, на сцене появилась уже знакомая нам густо напомаженная тетушка и громко объявила: «Наш концерт открывает кружок юный барабанщик!»

Я поудобнее завозился в кресле, предвкушая интересное зрелище и подозрения меня не обманули. На сцене появились уже знакомые нам трубачи, правда на этот раз их было два. Кроме них поднялись и прошествовали на сцену десяток ребят помладше в белых рубашечках и красных бумажных киверах. Они сели на табуреточки, положили перед собой на банкетку красные пионерские барабаны и взяли в руки палочки.

Поскольку довольно большую часть своей пионерской молодости я посвятил подготовке групп барабанщиков мне стало очень интересно, потому что я в силу наивности своей полагал что на пионерском барабане можно играть исключительно стоя. Будущее показало, как я ошибался.

Возникла небольшая заминка — оказалось третий трубач потерял кивер и бегал за ним куда-то а зал терпеливо ждал, но вот наконец знакомая нам уже тетушка взяла в руки те же неизменные барабанные палочки, взмахнула ими...

Скажу честно, ребята-трубачи играли замечательно. У меня глядя на них даже появились кое-какие мысли по поводу своих ребят, но речь не об этом. Мне было интересно, что будут делать барабанщики. А они — внимание! — взяли в руки палочки и стали ими отбивать ритм мелодии, опуская их синхронно на барабаны, две палочки сразу вместе. Я понял, насколько разнообразен мир и сколько интересного я в своей жизни еще не видел. Потому что такого способа игры на пионерском барабане я еще не знал.

Оттрубив и отбарабанив ребята уступили место следующим номерам. Это было уже не так интересно, поэтому пройдусь пунктиром — девочка радостным голосом читает по бумажке стихи как ей хорошо в лагере «Солнышко»... Трое девочек танцуют «Шахматный танец» — из них троих легко понять какая девочка знает танец, а какие пытаются повторять за ней движения и все равно у них не получается... Мальчик в белой рубашечке и в очках играет на фортепиано что-то очень серьёзное... Ну и так далее.

Завершал этот милый паноптикум неизменный кружок «Юный барабанщик». На этот раз к ним подключился пианист и вместе они сыграли несколько известных мелодий — что-то вроде «Выходила на берег Катюша». Зал подпевал.

После концерта планировались веселые старты, и я уже начал бояться после всего что уже было. Тем более, что на веселых стартах нас попросили быть жюри, хотя оценивать там особо было нечего — какая команда из трех побеждала объявлял в мегафон физрук а мы, услышав его объявление, гордо поднимали цифры «1», «2» или «3» чтобы создать видимость того, что мы тоже что-то делаем.

В веселых стартах участвовало три команды. Команда вожатых — десять человек. Команда сотрудников лагеря — десять человек. Команда детей — десять человек. На мой наивный вопрос: «А чем займутся остальные сто девяносто детей?» мне было отвечено, что они будут болеть. Я внимательно наблюдал и понял, что те двадцать-тридцать ребят (в основном младшего возраста) которые остались рядом с площадкой были озадачены скорей не столько стремлением поболеть за кого-то сколько желанием посмеяться, потому что свое название «веселые старты» в данной ситуации оправдывали в полной мере. Не из-за конкурсов, нет. Скорее из-за участников. Дело в том, что команда сотрудников лагеря, возглавляемая директором, была отнюдь не молодежной. Скорее наоборот — средний возраст спортсменов вышедших на поле был где-то за пятьдесят. Скажу честно, я замирал, когда эти женщины пытались совершать кувырок на матах или пролезать в «мышиную норку» — цилиндр из поролона. Почему-то возникло чувство жалости к ним и заглушить его я не смог как ни пытался.

Великовозрастные детки (а в детской команде был в основном первый отряд — пятнадцать лет, рост метр восемьдесят и косая сажень в плечах), как водится, выиграли и очень этому обрадовались, пожилые воспитательницы переводили дух и поздравляли их, украдкой вытирая пот со лба, и натянуто улыбались.

Большая часть детишек к этому времени разбрелась по территории и занималась кто во что горазд — кто-то играл в футбол, кто-то в бадминтон, старшие ребята вереницей потянулись курить, малыши бегали и визжали...

Мы, было, засобирались домой, но директор перехватил нас и пригласил в свой кабинет «откушать чем бог послал».

Бог послал его в этот день вареной картошечкой с красной рыбкой, бутербродами с красной икрой, различными колбасками и сырами, а также армянским коньяком, водкой и шампанским.

Мы отказываться не стали — все-таки большое дело человек сделал, открыл летний оздоровительный сезон. Коньяк был разлит в рюмки, были произнесены подобающие случаю тосты, кроме нас и директора приглашена к столу была Татьяна Александровна — тот самый заместитель директора по воспитательной работе.

Мы немного посидели, потом подарили директору вазу, которая полгода пылилась в кладовке у нас в институте, и поехали домой.

Впечатление было неоднозначное.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100