Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Коваль С.А.

г. Архангельск

Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами

Идеи педагогики сотрудничества и коммунарской методики, как правило, связывают с деятельностью школы, с взаимодействием учителя и ученика. Для этого немало оснований. Коммунарская методика, у истоков которой стояли Игорь Петрович Иванов и "Союз энтузиастов" (СЭН), зарождалась для изменения деятельности пионерских и школьных комсомольских организаций. Ее широкое распространение в 60-70-е годы связано с деятельностью ленинградской Фрунзенской коммуны и подобными объединениями школьников: штабами, клубами, центрами, лагерями актива, коммунарскими сборами. (Прекрасно, что в октябре 1961 года такое объединение √ Архангельский городской штаб школьников (АГШШ) √ появилось на нашей северной земле).

Особую роль в передаче идей сотрудничества, коллективной творческой деятельности сыграл Всероссийский пионерский лагерь "Орленок", его вожатые-педагоги. Они умели так организовать жизнедеятельность отряда, что за 30-40 дней лагерной смены ребята становились таким коллективом, с которым без слез невозможно было расставаться, а дружба сохранялась и для многих сохраняется на всю жизнь. Нередко коммунарскую методику называют еще и "орлятской". (Замечу, что с конца 60-х и до середины 70-х начальником "Орленка" был бывший первый секретарь Архангельского обкома комсомола Юрий Васильевич Бураков).

Широко подхваченная идея лучше всего реализовывалась в объединениях за стенами школы. Удивительно, но учительство в массе своей не принимало идеи коммунарства: самоорганизацию, самостоятельность принятия решений, нетрадиционные формы, увлеченность делом и "служение" ему иногда в ущерб основной учебной деятельности, взаимодействие на равных, а не с позиций определяющей роли учителя, заботу о людях и радость для тех, кто часто и не связан со школой.

После активной пропаганды этих идей на страницах "Комсомольской правды" в первой половине 60-х годов пресса почти не уделяла внимание этой теме.

Пожалуй, самым ярким исключением, о котором все-таки писала наша пресса, был опыт организации жизни по законам коммунарства в школе ╧ 825 г. Москвы. Имя Владимира Абрамовича Караковского, его книги постепенно "овладевали умами". В то время как во второй половине 70-х годов прекращали свою деятельность многие коммунарские объединения, в школе Караковского создавалась воспитательная система школы. (В частности, для нас, северян, интересен опыт организации такого ключевого коллективного дела, каким стало для школы празднование 275-летия М.В.Ломоносова. См.: Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. √ М., 1992, с.10-12).

Новый взлет интереса к коммунарским идеям оказался связан с деятельностью "Учительской газеты" в 80-е годы, когда ее коллектив возглавил Владимир Федорович Матвеев . Осенью 1986 года в редакции состоялась встреча педагогов, которых пресса с легкой руки Симона Львовича Соловейчика уже называла педагогами-новаторами. Отчет об этой встрече, занявший целую полосу газетной площади, назывался "Педагогика сотрудничества". Как вскоре скажут об этом материале √ "манифест" тех, кто разделяет идеи гуманистической педагогики, идеи взаимодействия, идеи коллективизма и глубокого уважения к личности ребенка.

Публикация "манифеста" вызвала шквал откликов. В газете фактически появилась рубрика "педагогика сотрудничества", а встречи педагогов-новаторов и отчеты о них на несколько лет стали традицией редакции. В 1987 году появилась серия очерков С.Соловейчика "Жизнь Иванова". На волне перестройки и интереса к идеям коммунарства в конце 80-х вышли книги И.П.Иванова "Методика коммунарского воспитания", "Энциклопедия коллективных творческих дел", в сборнике "Педагогический поиск" √ его же "Воспитывать коллективистов". С.Соловейчик опубликовал "Воспитание по Иванову".

Однако снова эти идеи вызывали споры. Полемика шла на страницах прессы, но особенно яростно в кулуарах различных собраний, конференций, совещаний. Тем не менее, учительство уже начинало говорить (а нередко и пытаться действовать) о "педагогике сотрудничества", в педагогических вузах изучалась методика организации коллективных творческих дел. Тема становилась не только модной, но и актуальной.

Рубеж 80-х √ 90-х оказался не просто перестроечным, а нередко отрицающим тот положительный опыт, что имела советская школа, советская система образования, общественные институты воспитания. Всерьез обсуждали отказ от воспитания, которое должно стать делом только семьи, а школа будет только давать знания и готовить к продолжению образования. Самороспуск комсомола и прекращение деятельности пионерских организаций создали вакуум, который долгое время ничем не был восполнен. Резко обострились негативные явления, получившие огромный размах: беспризорность детей, рост преступности среди подростков, наркомания, проституция и пьянство среди молодежи, криминализация среды, в орбите которой оказывались и образовательные учреждения, неверие ни во что студенчества, бездуховность и в то же время мода на посещение церкви, нищета работников бюджетной сферы.

Решение этих проблем, на наш взгляд, немыслимо без глубокой заинтересованности учительства, без умения решать их во взаимодействии, без уверенности в необходимости и возможности изменить ситуацию к лучшему. Для этого нужно желание и объединение усилий единомышленников: от организаторов систем образования до конкретного учителя, от педагогов вузов до студентов (особенно будущих педагогов), от родителей до общественных деятелей и современных бизнесменов. А единомышленников еще нужно найти или взрастить. И самая благодатная почва есть для этого в университетской среде.

Именно там, особенно при подготовке будущих педагогов, может быть организовано изучение опыта коммунарства и педагогики сотрудничества, которые могут способствовать решению вышеназванных проблем. Важным является не только изучение "коммунарского наследия", но создание ситуации жизни по-коммунарски, реализация на практике идей педагогики сотрудничества √ вот один из путей подготовки специалиста, способного решать современные педагогические задачи.

 

Странная вещь: кто в юности "прикоснулся" к коммунарству, сохраняет в себе чувство благодарности и какого-то необычайного удивления к тому, что такое произошло в его жизни. Педагоги вольно или невольно переносят на отношения со своими воспитанниками идеи сотрудничества, взаимодействия, а нередко прямо заявляют, что работают по коммунарской методике. Видимо, заботой и работой ученых-педагогов должно стать научное осмысление феномена коммунарства, и не только пропаганда идей "педагогики сотрудничества", а реальная жизнь коллективов может развиваться по их законам.

В Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова работает группа преподавателей, кто в разное время был причастен к деятельности Архангельского городского штаба школьников. Это Ната Васильевна Минаева, в 1961 году как секретарь Архангельского горкома комсомола способствовавшая его созданию. Это бывшие члены штаба Андрей Викторович Репневский, ныне доктор исторических наук, декан исторического факультета; доценты Сергей Хамзеевич Ляпин, Ольга Павловна Плахтиенко, Светлана Васильевна Репневская, Елена Евгеньевна Котцова, Тамара Владимировна Левандовская, Анна Евгеньевна Томилова, Людмила Эдуардовна Хаймина, Борис Павлович Кононов и некоторые другие. Это супруги Кудряшевы: доктор философских наук, заведующая кафедрой философии Елена Владимировна и доктор исторических наук, первый проректор Юрий Владимирович. Некоторые педагоги и сотрудники были участниками коммунарских (копачевских) сборов.

Будучи в свое время секретарями институтского комитета комсомола, не только на практике, а и в научном осмыслении коснулись этих идей кандидаты педагогических наук, доценты Ирина Робертовна Луговская (выполнившая исследование под руководством активной "коммунарки" своего времени Майи Германовны Казакиной) и Елена Николаевна Старостина (защитившая кандидатскую диссертацию по проблемам пионерского движения под руководством Ксении Петровны Радиной).

И хотя прямого провозглашения следованию идеям коммунарства и педагогике сотрудничества в Поморском университете нет, но есть некоторый опыт реализации их на практике. В частности, преподаватели педагогики Галина Валентиновна Аверкиева, Людмила Михайловна Бирюкова, Сергей Валентинович Смирнов, Светлана Станиславовна Щекина и некоторые другие рассматривают эти вопросы в курсе лекций и семинарских занятий.

Обращу внимание на такой факт: достаточно хорошо теперь пропагандируемая коммунарская методика связывается в представлении многих только с деятельностью школы. За этим как-то почти не известно, что с уходом из Фрунзенской коммуны основатель коммунарской методики И.П.Иванов, ставший доктором педагогических наук, профессором, продолжил реальную деятельность в студенческой среде. В 1963 году в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена он создает педагогическое объединение студентов, преподавателей и студентов √ Коммуну имени Макаренко (КИМ). (См.: Коллективные творческие дела Коммуны им. А.С.Макаренко. √ Л.: ЛГПИ, 1970)

Игорь Петрович сам написал об этом опыте в своей фактически последней книге "Звено в бесконечной цепи", к сожалению, вышедшей уже после его смерти. Ее появлению способствовали ученики Иванова √ Инесса Давидовна Аванесян, Елена Владимировна Титова и Тамара Викторовна Трухачева, а также рязанские "просвещенцы" √ Александр Михайлович Мелешкин, зам. председателя рязанского отделения Российского фонда культуры, и Ольга Николаевна Маслюк, директор школы-комплекса ╧ 51. (См.: Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. √ Рязань, 1994).

Глава "Воспитание воспитателей" раскрывает педагогические основы комплексного подхода к воспитанию будущих учителей.

Еще один опыт "из того времени", касающийся деятельности студенчества, √ это педагогические отряды. Одним из первых был созданный в начале 70-х ЭСПО √ экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института. В 1976 году ЦК ВЛКСМ утвердил "Положение о комсомольском педагогическом отряде". Из самодеятельного движение педагогических отрядов превратилось в "формализованное" и в некотором роде обязательное. Осмысление опыта их деятельности было сделано Риммой Михайловной Ситько в диссертационном исследовании в 1984 году. (См.: Ситько Р.М. Педагогический отряд Автореферат дисс.┘ канд. пед. наук, 1984)

В 90-е годы Министерство образования заинтересовалось феноменом педагогических отрядов и обобщило опыт деятельности Московского студенческого педагогического отряда МАТИ-РГТУ, Тульского педагогического университета, Уральского государственного технического университета. В качестве приоритетных направлений работы со студентами определяются такие:

- обеспечение права личности на образование;

- патриотическое и гражданское воспитание;

- профилактика правонарушений, алкоголизма и наркомании;

- организация летнего отдыха и оздоровление учащейся молодежи;

- дополнительное образование детей и молодежи;

- поддержка деятельности детских и молодежных объединений и организаций;

- развитие молодежного творчества.

 

В 1992 году в Поморском университете создано экспериментальное учебно-научное подразделение Педагогическая мастерская, с 1997 года преобразованное в гуманитарный факультет. Не раскрывая многоаспектную деятельность факультета, обратим внимание, что в реальной работе со студентами мы фактически опираемся на идеи коммунарства и педагогики сотрудничества, особенно в вопросах развития студенческого самоуправления.

Студенческий совет √ полноправный организатор всей жизнедеятельности факультетской жизни. Сами студенты способны собраться на свои заседания для обсуждения тех или иных дел. Не называя "коллективными и творческими", фактически готовят и проводят их по методике И.П.Иванова. У нас уже сложились определенные традиции, своеобразная "энциклопедия студенческих дел". Это День первокурсника, Татьянин день, День влюбленных, День факультета, День последнего звонка, День вручения дипломов, Ломоносовская студенческая научная конференция. Это встречи в кукольном театре, "вылазки" на природу и на концерты, презентации книг и литературные вечера.

В первые две недели занятий у первокурсников проходит "тренинг знакомства" (модное слово "тренинг" по сути отражает коммунарский огонек "Расскажи мне о себе"). И если в первые годы их проводили профессионалы-психологи, то сегодня это делают студенты выпускного курса.

Результат активности наших студентов √ признание их умений организовать дела не только в масштабах факультета, но и в масштабах университета, выход на "областную и международную орбиту". Наши студенты √ члены областного молодежного парламента, члены оргкомитета кинофестивалей "Созвездие" и "Сталкер", участники международных студенческих дней и конференций, создатели различных проектов.

В дни работы конференции "Педагогика сотрудничества, коммунарская методика: вчера, сегодня, завтра" факультет стал площадкой опыта по теме "Студенческое само- и соуправление". Студенческий совет под руководством председателя Татьяны Колодий разработал и организовал работу "общего сбора" и "сборов по интересам" по выработке предложений в план работы студенческого актива на учебный год и перспективу.

В работе площадки приняло участие более 80 человек: студенты и преподаватели факультета, представители профсоюзного актива, деканы или их заместители с других факультетов, гости из-за пределов Архангельска. Все начиналось с регистрации, выдачи бэйджиков с именами и цветных карточек, определивших место размещения за разными столами. "Визитная карточка" факультета была представлена выступлением декана, фрагментом выступления команды КВН, вокальной группой.

Елена Матвеева, магистрант 6 курса и бывший председатель Студенческого совета, в течение 20 минут организовала "генерирование идей", по которым дальше пойдет работа в группах. Выделили 5 направлений: "Студент и наука", "Студент и учеба", "Студент и семья", "Студент и досуг", "Студент и закон". Организацию работ в группах вели наши магистранты Юлия Кунакова, Елена Мартынова, Юлия Попова, Анна Правоторова, Татьяна Репина (Ипатова), Юлия Фатьянова (когда-то ее папа был членом АГШШ), Анна Фофанова, Светлана Янсон. Результат √ "дерево идей", которое "выросло" на глазах всех вновь собравшихся в большой аудитории и оказалось "увешано" разноцветными листьями, отражающими те предложения, которые выработали группы. Фактически, это та основа, которая может быть заложена в план работы и Студенческого совета, и всего факультета.

Педагогически осмысливая подготовку "площадки опыта", мы, конечно, видим и роль "старших друзей" Студенческого совета. Программа подготовки обсуждалась вместе с деканом факультета. Была определена роль преподавателей: "своих" мы просили способствовать работе студентов в группе, не навязывая какие-то идеи, а поддерживая дискуссии, помогая вовлекать в работу гостей. Руководство университета решило вопросы о материальном обеспечении проводимого дела и, по традиции, пожелав успехов в его проведении, устранилось от него.

Участие в конференции на данную тему не было для наших студентов случайностью. С 1997 года они участвуют в написании курсовых и выпускных квалификационных работ по теме "Коммунарство √ феномен педагогической науки и практики советской системы воспитания".

Ими выполнены такие работы: "Педагогические идеи А.С.Макаренко как источник коммунарской методики", "Педагогическое наследие И.П.Иванова", "Коллективные творческие дела в современной школе", "С.Л.Соловейчик и его педагогическое наследие", "Всероссийский пионерский лагерь "Орленок" как полигон апробации коммунарских идей", "Первое десятилетие Архангельского городского штаба школьников", "АГШШ в 90-е годы. Взгляд участника коммунарских сборов" и др.

Утверждены темы магистерских диссертаций: "Само- и соуправление школьников и студентов как отражение идей коммунарства и педагогики сотрудничества" (Е.Матвеева), "Страницы истории Архангельского городского штаба школьников имени А.П.Гайдара" (А.Правоторова), "Опыт М.П.Щетинина по созданию школ-комплексов √ практическое воплощение педагогики сотрудничества" (Е.Шипицына).

Предложены темы для курсовых и выпускных квалификационных работ:

Педагогическое наследие С.Т.Шацкого и отражение в нем идей педагогики сотрудничества.

Творческое наследие А.П.Гайдара как источник педагогических идей (тимуровское движение).

Творческое педагогическое наследие О.С.Газмана.

Творческое педагогическое наследие С.А.Шмакова.

Творческое наследие и практический опыт школы В.А.Караковского.

Творческое наследие В.Ф.Матвеева.

Статьи О. Мариничевой как пропаганда коммунарских идей и педагогики сотрудничества.

"Учительская газета" 80-х годов как источник возрождения идей коммунарства и "педагогики сотрудничества".

Опыт КИМ (коммуны имени А.С.Макаренко на базе Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена) и его использование в современных условиях.

Воспоминания членов Архангельского городского штаба школьников (в частности, сегодняшних преподавателей Поморского университета) как источник информации о коммунарстве.

Педагогический портрет бывших коммунаров.

Педагогические отряды как общественно-педагогическое движение 70-х годов.

Пионерство как особая методическая система детского движения и ее отражение в педагогическом наследии (Б.Е. Ширвиндт, В.С.Ханчин, Г.М.Иващенко, К.Д.Радина, Л.И.Уманский, В.В.Лебединский, З.А.Ходоровская, Э.С.Соколова, Е.В.Титова, Е.Е.Чепурных и др.).

Обобщение опыта работы конкретной школы по вопросам:

- развитие школьного самоуправления;

- школа социального творчества;

- системы работы педагогического коллектива по формированию у школьников личностной готовности к самореализации в современных условиях;

- творческое содружество поколений учителей и воспитанников.

Детские современные молодежные объединения и организации как отражение потребностей времени.

 

Таким образом, мы можем констатировать, что в работе со студентами можно и нужно опираться на идеи коммунарства и педагогики сотрудничества. Это особенно актуально, так как возрастная разница педагогов и студентов, с одной стороны, нередко не столь уж и разительна, а с другой, именно сотрудничество способствует содружеству поколений.

Современные позиции личностно развивающей педагогики, реализация индивидуального потенциала продуктивно могут быть реализованы в общественно полезных делах студенчества. Знание и приобщение студентов к такой жизни будут способствовать выработке их позиции.

Мы полагаем, что им станут близки и понятны идеи Игоря Петровича Иванова, его вклад в педагогическую науку и практику, а именно: И.П.Иванов

- разработал идеальную модель построения воспитательного процесса;

- вскрыл противоречия и несостоятельность традиционной, авторитарной педагогики, определив закономерности гуманистического воспитания;

- определил условия воспитания всесторонне развитой личности в коллективной творческой деятельности;

- разработал основы "Педагогики общей заботы";

- раскрыл сущность и значимость воспитательных отношений, определив их типы;

- доказал эффективность педагогики содружества старших и младших, объединенных на основе социально значимой для детей и взрослых деятельности;

- показал возможные пути развития творческой педагогики, основные параметры подготовки педагогических кадров, способных осуществлять задачи гуманистического воспитания;

- стал основателем коммунарского движения, впоследствии ставшего течением в педагогике" (См.: И.Д.Аванесян "Иванов Игорь Петрович √ выдающийся педагог нашего столетия". В книге Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. √ Псков, 1998, с.5)

 

Студенты смогут понять утверждение Владимира Абрамовича Караковского:

"КОММУНАРСТВО -

Это √ жизненная концепция воспитателей-энтузиастов, их педагогическая вера.

Это √ движение взрослых и детей, осуществляемое в определенных исторических (временных) рамках.

Это √ организация, союз единомышленников, единоверцев.

Это √ то, что осталось от движения и организации, что отсеяно и проверено временем, а именно √ методика, инструмент конструирования педагогической реальности". (См.: Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. √ М., 1992, с. 39).

А жизненный подвиг Владимира Федоровича

Матвеева будет вдохновлять на реализацию идей "ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА".



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: 25 плюс четырнадцать равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Ракитина (Говорова) Валентина Михайловна Fri 10-Feb-2006 10:32:42  
   в данное время из Апатитов  

Светлана Александровна! Жаль, что мы не встретились в прошлый раз(4 года назад). Надеюсь, что в этом году опять приеду в Архангельск, т.к. 40 лет со дня окончания школы. Переписываюсь до сих пор с Новожиловыми (Севастьянова Света и Николай). Хотелось бы получить весточку от Вас. С Уважением Валентина.



  Лина Певзнер (Фейман) Thu 30-Sep-2004 21:31:03  
   Харьков  

Тамара Владимировна Левандовская, дорогая кузина, отзовись! На адрес:
ligrin@bk.ru
Уважаемые архангелогородцы, передайте Тамарe Владимировнe Левандовской мою просьбу, please!



  СВЕТА Thu 19-Aug-2004 12:19:31  
   КАЛИНИНГРАД  

КОВАЛЬ СВЕТЛАНА ОТЗОВИСЬ В КАЛИНИНГРАД. ПОЗНАКОМИМСЯ.



  q Sun 15-Dec-2002 12:58:32  
     



































































  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100