Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Валентина Максакова,

Валентина Максакова,

кандидат педагогических наук,

доцент МПГУ

 

 

ШТАБ ШКОЛЬНИКОВг. АРХАНГЕЛЬСКА

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙФЕНОМЕМ

 

Наблюдение (как включённое, так и опосредованное) за жизнедеятельностью Архангельского городского штаба школьников позволяет утверждать следующее.

АГШШ изначально был явлением феноменальным. Ему были органически присущи определенные особенности, сделавшие архангельский штаб уникальным явлением в новейшей педагогической истории нашей страны. Действительно он едва ли ни единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в 60-е годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который живет и действует и сегодня.

Чем же обусловлена его уникальность?

Прежде всего, самой историей рождения штаба Он создавался не по приказу свыше а по личной инициативе человека, формально далекого от политики и педагогики √ В. А Сотрудинова.

С этим связаны и другие особенности рассматриваемого явления. Добровольность, а не обязательность участия в деятельности коллектива, внутренняя свобода, а не жесткая зависимость каждого штабиста, чувство собственного достоинства и ответственности - принципиально отличали штабистов во все годы существования АГШШ.

Дела, который организовывал штаб, никогда не проводились для отчета. Они всегда были интересны и важны для школ города жителей Копачева и пр. В силу этого он был реальным фактором развития социокультурного пространства (по меньшей мере) города. Одновременно штаб оказывался мощнейшим фактором развития и каждого человека: конкретного пионера, комсомольца, взрослого, включавшегося в жизнедеятельность этого объединения

Штабвоплощал модель эффективного детского коллектива, описанную А. С. Макаренко. Его структура, система внутриколлективных и внешних связей, оформление межличностных отношений, требования, традиции, правила и нормы были хорошо продуманы и осознаны. Но феномена АГШШ не было бы, если бы в основе его жизнедеятельности лежала только теория, только прагматика. Чрезвычайное значение имели романтические устремления не только подростков, но, прежде всего, поверивших в оттепель взрослых. Штаб был реализацией их мечты о достойном образе жизни.

Штаб был субъективно значим для его руководителя и большинства штабистов, для многих родителей и друзей штаба, воспринимался ими как одна из высших ценностей их индивидуальной жизни.

Такое отношение к штабу объясняется ещё и тем, что он, больше, чем любой другой коллектив, удовлетворял наиболее актуальные возрастные потребности подростков. Он создавал возможности для их интенсивного разноуровневого общения. В том числе и с референтными взрослыми. Здесь завязывалась настоящая дружба, возникала любовь.В штабе возникала целая гамма жизненно важных в подростковый период ощущений: своей исключительности и глубокой внутренней связи с коммунарами всего Союза, своей силы и защищённости и т.д.

Феноменальность АГШШ состоит в том, что на протяжении многих десятилетий он связывает поколения горожан, в том числе родителей-штабистов с их собственными детьми. В том, что, не руководимый профессиональными педагогами, он заметно повысил уровень педагогической культуры в городе. А в определённый момент определял (через своих выросших штабистов) духовный облик Архангельска. В том, что для большинства штабистов он стал референтной группой, задавшей систему ценностей на всю жизнь. В этом заключены не только позитивные, но и негативные тенденции. Бывшим штабистам пришлось преодолевать максимализм внутренних установок и требований к людям, ограниченность своего, во многом нетрадиционного, исключительного жизненного опыта и пр. Путь, который прошли в этом смысле штабисты, способы их адаптации к жизни, особенно в последние годы, заслуживают пристального и вдумчивого осмысления, результатом которого могут оказаться уроки, весьма полезные людям в настоящее время.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Денис Рогаткин Mon 01-Oct-2001 00:39:00  
   Город Петрозаводск  

Что ж, - славно. Только всё то же самое можно сказать про городской пионерский штаб Петрозаводска. Наверное, и в других городах были подобные штабы. Так в чём же феномен-то Архангельского штаба? Нет, правда, если он есть - расскажите так, чтобы мы поняли. Или доцентам это уже не обязательно?



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100