"ПАНОПТИКУМ (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ..."; (Энциклопедический словарь) |
"Дети испортились"; - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка"; - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.
Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.
В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей"; мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной"; жизни.
Елена Васильевна НАЗИПОВА,
Екатеринбург
директор cемейного клуба "Юность", психолог, ведет тренинги с девочками-подростками, является автором программы Семейного клуба.
Диалог с девочками-подростками и с собой
Начало
Мои представления о том, каким должен быть тренинг, тогда были достаточно смутными и сформированными благодаря книгам, участию и опыту личных переживаний в тренингах. Было огромное желание попробовать себя в ведении подростковых тренингов. По учебе в УрГУ я помнила, что цель тренера должна совпадать с целью группы, а что это за цель…
Было ощущение ответственности перед детьми, за то, что с ними будет происходить в тренинге и после него. Я хорошо понимала, что надо идти от потребностей подростка и как-то представляла (по книгам и некоторому жизненному опыту) круг этих потребностей.
Я очень хорошо помню, каким был первый тренинг (мы вели его вдвоем с еще одним психологом): в начале - несколько упражнений на знакомство, вовлечение в групповой процесс, информация в виде беседы: "мысли, чувства, поведение", тест на их узнавание, в конце - веселая игра, ритуал прощания. Детям, в общем, понравилось, хотя я чувствовала, что они немного скучают во время беседы, но мы своим энтузиазмом подогревали их интерес, и собственно, добились своего: они усвоили разницу между мыслями, чувствами, поведением, и с помощью веселых игр и нашего (преподавательского) задорного веселья, ушли с тренинга в прекрасном настроении, сказав, что придут еще. Мы их развлекли, заполнили их досуг.
Я почувствовала, что мало предлагать психологические тренинги в качестве развлечения, в сочетании с полезной, по мнению взрослых, информацией. Может быть, гораздо важнее дать им возможность самим высказывать свои чувства (любые!) и научить их понимать себя!
Боже мой, как долго, как тупо долго, я цеплялась за правила коммуникативного тренинга, непрерывно их нарушая. Чего, казалось бы, проще: есть они, есть я. Они говорят о том, что значимо для них сегодня, я о значимом мне. Рождается тема: более общая или для каждого своя. И тут на помощь нам пришли: бумага, краски, пластилин и т.п. помощники.
Прошел год
Когда через год работы я стала вести тренинги одна, так случилось, что я разрешила девочкам перед тренингом, а собственно это было его прологом, организовывать пространство в зале, как бы им этого хотелось, и быть в нем, сколько им нужно. В ход шли: стулья, туристические коврики, одеяла, игрушки и т.п. и т.д.
Иногда они просто бегали, играли во что хотели, кричали, включали музыку, танцевали. Мое личное присутствие (мне так кажется ) в зале им было в этот момент не нужно. Потом мы рисовали, или делали коллажи, лепили из пластилина, проговаривали, как умели, свои чувства, рассказывали о сделанном.
Уже естественным было для меня, когда пролог иногда становился эпилогом нашей работы. После тренинга девочки оставались в зале: строили из стульев и ковриков дома, залезали в них, играли. Им нужно было и это. А для меня было важнее всего, что им хорошо, и надо учиться не мешать.
Навстречу друг другу
Этот год прошел у нас под знаком любви друг к другу: тренингами для нас стали все дни рождения, они отмечались в группе (в том числе, конечно, и мои!) и все остальные большие и малые праздники. За этот год девочки научили меня многому: поразила меня их пронзительная честность в выражении чувств: тут же ругаемся, тут же обнимаемся (куда нам взрослым до них с нашими церемониями).
Если еще в начале года меня очень напрягало, а порой ужасало то, что я почти никогда (!) не могу провести тренинг по заранее задуманному плану, то ближе к концу года для меня стало естественным не планировать занятий, не предугадывать заранее результат, и вообще не ожидать никакого результата.
Временами я отчаивалась: процесс общения группы, казалось, шел помимо меня. Девочки приходили на тренинг и начинали обмениваться своими впечатлениями по поводу прошедшего дня. Я испугалась, что больше им не нужна, что я не компетентна, что мой профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Я уходила в другую комнату, пытаясь заниматься "важными" делами.
- Елена Васильевна! Когда же начнется тренинг? - начинали звать меня девочки.
Постепенно у меня возникла гипотеза, что для них тренинг - это обмен чувствами, событиями, впечатлениями между собой, но в моем присутствии. Меня воспринимали как представителя взрослого мира, безусловно принимающего их подростковую грубость, проблемы и даже тайны.
Им нужен был понимающий взгляд взрослого мира, нейтральная улыбка, а иногда - искренний страх за их жизнь и здоровье, радость за их успехи. Растущему человеку важнее всего понять, что он интересен этому миру, что миру важно, что происходит с каждым, что мир дает шанс выбора и любит. Мне грустно. Хочется сказать всем мамам: "Научитесь общаться со своим ребенком! Это спасет вас от многих подростковых проблем!"
На равных
Девочкам 15-16 лет. Мое "господство" кончилось, они выросли и начали потихоньку, а иногда и громко, советовать миру взрослых в моем лице "как жить". Им стал ближе и понятней мир взрослых, в котором тоже масса проблем, и взрослые совершают множество ошибок, и они, юные, могут этот мир уже вот-вот, скоро-скоро сделать совсем своим.
Оксана: (на последнем тренинге, наигравшись с огромной белой игрушечной обезьяной )
- Елена Васильевна, как мне хорошо! Я так давно не была ребенком!
Я: - Трудно быть взрослой?
Оксана: (изумленный, прекрасный, серьезный взгляд из под бровей)
- Очень!