Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Паноптикум подростковых странностейПаноптикум подростковых странностей

"ПАНОПТИКУМ (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ..."; (Энциклопедический словарь)

"Дети испортились"; - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка"; - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.

Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.

В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей"; мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной"; жизни.



Елена Васильевна НАЗИПОВА,
Екатеринбург

директор cемейного клуба "Юность", психолог, ведет тренинги с девочками-подростками, является автором программы Семейного клуба.

Диалог с девочками-подростками и с собой

Начало

Мои представления о том, каким должен быть тренинг, тогда были достаточно смутными и сформированными благодаря книгам, участию и опыту личных переживаний в тренингах. Было огромное желание попробовать себя в ведении подростковых тренингов. По учебе в УрГУ я помнила, что цель тренера должна совпадать с целью группы, а что это за цель…

Было ощущение ответственности перед детьми, за то, что с ними будет происходить в тренинге и после него. Я хорошо понимала, что надо идти от потребностей подростка и как-то представляла (по книгам и некоторому жизненному опыту) круг этих потребностей.

Я очень хорошо помню, каким был первый тренинг (мы вели его вдвоем с еще одним психологом): в начале - несколько упражнений на знакомство, вовлечение в групповой процесс, информация в виде беседы: "мысли, чувства, поведение", тест на их узнавание, в конце - веселая игра, ритуал прощания. Детям, в общем, понравилось, хотя я чувствовала, что они немного скучают во время беседы, но мы своим энтузиазмом подогревали их интерес, и собственно, добились своего: они усвоили разницу между мыслями, чувствами, поведением, и с помощью веселых игр и нашего (преподавательского) задорного веселья, ушли с тренинга в прекрасном настроении, сказав, что придут еще. Мы их развлекли, заполнили их досуг.

Я почувствовала, что мало предлагать психологические тренинги в качестве развлечения, в сочетании с полезной, по мнению взрослых, информацией. Может быть, гораздо важнее дать им возможность самим высказывать свои чувства (любые!) и научить их понимать себя!

Боже мой, как долго, как тупо долго, я цеплялась за правила коммуникативного тренинга, непрерывно их нарушая. Чего, казалось бы, проще: есть они, есть я. Они говорят о том, что значимо для них сегодня, я о значимом мне. Рождается тема: более общая или для каждого своя. И тут на помощь нам пришли: бумага, краски, пластилин и т.п. помощники.

Прошел год

Когда через год работы я стала вести тренинги одна, так случилось, что я разрешила девочкам перед тренингом, а собственно это было его прологом, организовывать пространство в зале, как бы им этого хотелось, и быть в нем, сколько им нужно. В ход шли: стулья, туристические коврики, одеяла, игрушки и т.п. и т.д.

Иногда они просто бегали, играли во что хотели, кричали, включали музыку, танцевали. Мое личное присутствие (мне так кажется ) в зале им было в этот момент не нужно. Потом мы рисовали, или делали коллажи, лепили из пластилина, проговаривали, как умели, свои чувства, рассказывали о сделанном.

Уже естественным было для меня, когда пролог иногда становился эпилогом нашей работы. После тренинга девочки оставались в зале: строили из стульев и ковриков дома, залезали в них, играли. Им нужно было и это. А для меня было важнее всего, что им хорошо, и надо учиться не мешать.

Навстречу друг другу

Этот год прошел у нас под знаком любви друг к другу: тренингами для нас стали все дни рождения, они отмечались в группе (в том числе, конечно, и мои!) и все остальные большие и малые праздники. За этот год девочки научили меня многому: поразила меня их пронзительная честность в выражении чувств: тут же ругаемся, тут же обнимаемся (куда нам взрослым до них с нашими церемониями).

Если еще в начале года меня очень напрягало, а порой ужасало то, что я почти никогда (!) не могу провести тренинг по заранее задуманному плану, то ближе к концу года для меня стало естественным не планировать занятий, не предугадывать заранее результат, и вообще не ожидать никакого результата.

Временами я отчаивалась: процесс общения группы, казалось, шел помимо меня. Девочки приходили на тренинг и начинали обмениваться своими впечатлениями по поводу прошедшего дня. Я испугалась, что больше им не нужна, что я не компетентна, что мой профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Я уходила в другую комнату, пытаясь заниматься "важными" делами.

- Елена Васильевна! Когда же начнется тренинг? - начинали звать меня девочки.

Постепенно у меня возникла гипотеза, что для них тренинг - это обмен чувствами, событиями, впечатлениями между собой, но в моем присутствии. Меня воспринимали как представителя взрослого мира, безусловно принимающего их подростковую грубость, проблемы и даже тайны.

Им нужен был понимающий взгляд взрослого мира, нейтральная улыбка, а иногда - искренний страх за их жизнь и здоровье, радость за их успехи. Растущему человеку важнее всего понять, что он интересен этому миру, что миру важно, что происходит с каждым, что мир дает шанс выбора и любит. Мне грустно. Хочется сказать всем мамам: "Научитесь общаться со своим ребенком! Это спасет вас от многих подростковых проблем!"

На равных

Девочкам 15-16 лет. Мое "господство" кончилось, они выросли и начали потихоньку, а иногда и громко, советовать миру взрослых в моем лице "как жить". Им стал ближе и понятней мир взрослых, в котором тоже масса проблем, и взрослые совершают множество ошибок, и они, юные, могут этот мир уже вот-вот, скоро-скоро сделать совсем своим.

Оксана: (на последнем тренинге, наигравшись с огромной белой игрушечной обезьяной )

- Елена Васильевна, как мне хорошо! Я так давно не была ребенком!

Я: - Трудно быть взрослой?

Оксана: (изумленный, прекрасный, серьезный взгляд из под бровей)

- Очень!




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Елена Fri 21-Jan-2011 20:35:17  
     

Очень СВЕТЛАЯ статья. Большое спасибо



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100