Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Андрей Владимирович ДОМБРОВСКИЙ

Санкт-Петербург
работал учителем географии в школе, волонтером в детском доме, был депутатом в Городском Собрании Санкт-Петербурга, сейчас прилагает усилия для организации Дневной народной школы в Санкт-Петербурге

Белый лист бумаги

Детское воспоминание возвращает меня на кухню коммунальной квартиры. Мой глаз внимательно ощупывает пространство, пытаясь понять: нет ли здесь еще какого-нибудь вида бумаги.

Дело было в начальной школе. Нам дали задание собрать коллекцию разных видов бумаги. Обои, фантики от конфет, газета, картон - все пошло в дело. Единственное, чего не может восстановить моя память, были или не были там денежные знаки. Вероятно, их не было. Детское сознание отказывалось отождествлять их с "просто" бумагой. Коллекции были сданы, и, вероятно, пополнили фонд макулатуры, которую класс собирал каждый месяц. На этом все и закончилось: тогда. К сожалению.

Многими годами позже мне случилось быть на бумагоделательном производстве. Процесс получения листа бумаги буквально заворожил меня. Из большого чана через узкую щель на конвейер - сетку, натянутую между двумя быстро вращающимися валами - вытекает жидкая кашица, ну уж ничем не похожая на бумагу. Но вот, через два - три метра уплотнившаяся масса ловко подхватывается, отделяется от сетки и между валками, валками, валками: Все бешено крутится, бумажная змея мчится, переплетаясь вокруг валков и вдруг : на большой барабан спокойно наматывается белое бумажное полотно. Ты снова возвращаешься назад, потом обратно - все равно не понять: там - каша, здесь чистый лист белой бумаги.

Следующее "столкновение" с бумагой произошло еще многими годами позже. На занятиях в Высшей народной школе в Дании на курсе ремесел нам предложили сделать бумагу самим. "Нет, конечно, у нас не получится бумага, на которой вы потом сможете писать письма, - сказала преподаватель, - однако, попробуйте".

Потом я пробовал много раз, экспериментировал с разными исходными материалами (оказывается, есть даже такой вид искусства - изготовление бумаги и можно ее делать тисненую, полупрозрачную, с водяными знаками:), пока не возникла эта мысль: "А что, если бы тогда, в первом или втором классе, когда я так жадно собирал коллекцию образцов бумаги, что если бы после того, как коллекции были бы собраны и принесены в класс, нам дали бы возможность сделать свой собственный, пусть неказистый, но свой листочек бумаги? А если бы потом, вдруг, чудо - мы оказались бы на бумагоделательной фабрике? Нет, все-таки, наверное, я не стал бы посвящать свою жизнь изготовлению бумаги (хотя и есть в этой мысли что-то привлекательное), но, может быть, нет, уж наверняка, я бы с гораздо большим энтузиазмом собирал бы макулатуру. А, может быть, оставлял бы немного меньше макулатуры после себя. Может быть, что-то изменилось бы во мне уже тогда, и я смотрел бы на каждый лист чистой бумаги с восторгом, понимая, что и мои руки знают, как сделана эта бумага. И мои, и китайца, который жил за три тысячи лет до меня.

























А в сущности ведь все просто. Сначала нужна бумага. Да, да бумага делается из целлюлозы и вторичного сырья - той же самой бумаги. Но, поскольку целлюлозу достать не всегда возможно, вполне допустимо ограничиться просто бумагой. Выбор бумаги для сырья - дело не вполне простое. Всякие глянцевые, клееные, пропитанные специальными растворами сорта бумаги, к сожалению, не подойдут. Пусть они и ярче и блестче, однако, сделанную из них бумажную массу пришлось бы переваривать, добавляя химические реагенты, а мы хотим оставить все как можно проще. Картон для предлагаемой технологии не подходит - толстоват. Отлично подходит простая газетная бумага. Идеальный материал - старые конверты, просто бумага для письма, листы в клеточку, обложки. Все это надо измельчить. Поскольку техники никакой специальной не предполагается, измельчение можно сделать простыми ножницами, или просто руками. В конце концов, не так уж много и надо для первого раза. Мелкими треугольничками, квадратиками, полосочками, всю эту настриженную мишуру надо замочить и дать ей постоять так, чтобы бумажная масса набухла. Неплохо проварить получающуюся массу, но это уже скорее для продвинутых любителей. К тому же, при варке, странное дело, довольно сложно уловить момент, когда бумага начинает подгорать, а подгоревшую бумагу можно просто выбросить. А так, достаточно просто постоять.

Сырье готово, теперь дело за инструментами. Все, что потребуется - это тазик, сеточка, утюг и тряпки для промакивания (то есть, желательно, чтобы они хорошо впитывали влагу). Тазик - это то, где вы будете разжижать бумажную массу, чтобы потом ее вылавливать сеточкой. Сетка вполне подойдет обычная, которая используется на окнах для защиты от комаров. Если сетка не очень жесткая, ее стоит натянуть на рамку, сбитую из четырех брусочков. Кусочек сетки вам потребуется небольшой - размером в четверть - половину машинописного листа. Утюг нужен самый простой, а о тряпках я уже сказал.

Итак, процесс можно начинать. В тазик наливаете побольше воды, туда же добавляете ваше сырье, как следует взбалтываете это все рукой и, ловким движением сетки, подчерпываете из тазика ту "муть", которая у вас там плавает. Ловкость нужна, главным образом, для того, чтобы на сетке оказался более-менее ровный слой бумажной массы, закрывающий как можно большую часть поверхности. Обратите внимание на то, что при ловле сеткой, натянутой на раму, ваш инструмент должен быть повернут плоской стороной вверх. Ловить-то, может быть, удобнее и другой стороной, но вот вытащить получающийся лист из углубления, образованного бортиками рамки, не удастся. Аккуратно пальцами уберите то, что оказалось свисающим по бокам, и переворачивайте сетку на лежащую рядом тряпку. Не бойтесь, приставший к сетке будущий листок бумаги не так-то просто отделить. Теперь свободными тряпками надо как можно лучше просушить наше изделие. Отжимая воду, представьте себе, что вы валок, накатывающийся на подсыхающую бумагу. Воду действительно сначала надо отжать, и когда формирующийся лист начнет становиться достаточно сухим, он постепенно станет отслаиваться от сетки. Постарайтесь быть осторожными, в этот момент бумага еще очень влажная и легко может распадаться на части.

Когда листок отделился (иногда это получается сделать только по частям, причиной чему неравномерность бумажной массы на сетке), он все еще влажный и нежный, наступает очередь утюга. Накройте ваше изделие какой-нибудь плотной тряпкой, можно листом газеты и аккуратно прогладьте утюгом. Потом можно сильнее, сильнее - это ваш лист пошел между раскаленными валками. Под конец можно прогладить несколько раз прямо по поверхности, удаляя остатки влаги.

Если все было нормально - вы выбрали тот сорт бумаги для исходного сырья, нырок сеткой был удачен, вы не торопились, отжимая воду и проглаживая - то результат своих стараний вы уже держите в своих руках. Маленький и, наверное, не очень "казистый" кусочек бумаги. Маленький, но зато свой.

Теперь вы готовы для творчества. А что, если добавить треугольничков другого цвета? А если под руку попадется цветная нитка (ведь при производстве бумаги используют и старые тряпки)? А вот, случайно попал лепесток (а лучше заблаго-временно засушить разных лепестков). Интересно, а что получится, если добавить немного краски или клея?.. Картины, настоящие картины.

Если вам действительно захочется сделать картину, то получившийся листок бумаги можно наклеить на жесткое основание и вставить в рамку, или, проколов по краям отверстия, притянуть к рамке нитками. Особенно необычно смотрится такая самодельная бумага на просвет.

Теперь, когда жажда творчества немного утолена, можно расслабиться и поразмышлять о некоторых вещах. О каких? Ну, например, о том, что же, собственно, требуется для производства бумаги, и как это сказывается на размещении такого рода производств (экономическая география, 9 класс) (только не говорите, что требуется много утюгов). Или о том, что то, что мы объединяем в нашем сознании под словом "бумага" возникло в разных цивилизациях и странах по-разному. У китайцев это и была та бумага, которую мы только что сделали. Было бы интересно посмотреть на хрустяще белый кусочек рисовой бумаги (насколько я понимаю, ее все-таки делают не из риса, который мы едим, а из ткани растений). У египтян это был папирус, производство которого сильно отличается от испытанного процесса (стебли папируса раскатываются в плоскость). А в Европе вместо всего этого были шкуры, а у ассирийцев - глиняные таблички, а на Руси - береста - вот бы попробовать пописать на всех этих разных видах "бумаги":

Если вас тянет к философии, то можно поразмыслить о том, что вообще бумага - это очень своеобразный продукт человеческого творчества. Она не похожа на ткань, не похожа на древесину, камень - в сущности, это нечто весьма особенное, придуманное однажды человеком и для человеков.

Вернувшись от философии к реальной жизни, рискну предложить вам схему занятия:

Практическое занятие по производству бумаги.

Темы (учебные предметы): география - 9 класс, история древнего мира, химия (основы химического производства), труд.

Задачи: знакомство с принципами производства бумаги.

Воспитательные задачи: развитие любознательности и уверенности в себе, а также уважения к простым вещам.

Форма работы: в малых группах по 3-5 человек.

Материалы и оборудование:

  • бумажная масса (могут заготовить добровольцы дня за два-три, но им потребуется исходный материал и ножницы),
  • сетки, утюги, тазики, тряпки (по количеству групп) (наверное, что-то можно попросить принести из дома),
  • обратите внимание на то, что потребуются розетки для включения утюгов, а, значит, надо подумать об удобном расположении всего этого в пространстве, чтобы удлинители с утюгами не путались под ногами,
  • "прочая ерунда", которую можно добавлять в бумажную массу на творческом этапе,
  • образцы разных типов бумаги (может быть, вам удастся собрать свою небольшую коллекцию с кусочком папируса, рисовой бумаги и т.п.).
Ход занятия:
  • Введение учителя (например, о том, что "вот вы собрали коллекцию разных видов бумаги :" или иное, в зависимости от темы) - 5-10 мин.
  • Освоение базового способа - 15-20 мин.
  • Творческая фаза - может длиться неограниченно долго. Если у вас не хватает времени, дайте затравку; все остальное дети доделают дома.
  • Обсуждение и обдумывание - 10-15 минут.
  • Варианты: если у вас сложности с оборудованием, или, скажем иначе, учеников больше, чем оборудования, разбейте класс на две части, которые будут заниматься двумя разными делами. Вторая половина может поупражняться в раскрашивании бумаги, после чего группы поменяются заданиями и рабочими местами.

Для любознательных - несколько ссылок в ИНТЕРНЕТЕ

https://www.paper.ru/paper/makeyourself.html - немного другой способ изготовления, с использованием миксера и марли. К слову сказать, я как-то пробовал измельчать бумагу в мясорубке (будьте поаккуратнее с мясорубкой: бумага кажется тонкой и легко рвущейся, но когда она мокрая и ее много, то получается вовсе не так). То, что получается в результате, наверное, отличается от результатов работы миксера. Во всяком случае я не помню, чтобы из этого удавалось сделать приемлемые листочки бумаги (но, наверное, это зависит и от сорта измельчаемой бумаги). Получается кашица, которую потом можно отжать, смешать с клеем и у вас получится новый материал. Из него можно лепить, выкладывать разные формы, мять и выдавливать как глину. При высыхании получается что-то похожее на ту бумагу, из которой прессуют сеточки для яиц - легкий и в то же время прочный материал.

https://www.calculate.ru/book-refpaper-4.html - подробный рассказ о том, как устроена бумагоделательная машина (к сожалению, без рисунков и фотографий).

https://www.elo.kiev.ua/htdocs/paperandlife/art_ekz.html - статья о бумагах, сделанных из нетрадиционных материалов типа джинсовой ткани, кофейной шелухи и банановых корок. К сожалению, подробных инструкций в статье нет, но, может быть, само перечисление подтолкнет вас к каким-то весьма оригинальным замыслам.

https://www.paper.ru/paper/svoystva.html - подробная информация о том, какие свойства и характеристики бывают у бумаги, чем отличаются разные сорта бумаги. Там же можно найти короткий, но содержательный очерк истории возникновения бумаги.

Несколько сайтов о папирусе (может быть, это как раз то, чем вы хотели бы заняться):

https://www.kemet.ru/dictionary/15/papirus.htm - короткий рассказ (с рисунками) о том, как изготовляется папирус.

https://archive.1september.ru/bio/2000/no09_1.htm - прежде всего, это рассказ о папирусе как растении (видимо, процесс можно начинать не с измельчения, а с выращивания у себя в комнате папируса). Приведены фотографии. Другие способы использования папируса (например, построить лодку "РА").

Попытки найти более подробную информацию о рисовой бумаге привели к тому, что я обнаружил, что все-таки, есть такая рисовая бумага, которую можно есть и готовится она, соответственно, из риса. Но это уже область кулинарии.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Надежда Thu 24-Sep-2009 09:53:32  
   Москва  

Большое спасибо. Искала чем интересным заняться сегодня со своим первоклашкой после уроков, и вот: УРА! нашла:)



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100